2011-08-22 21:34:48
ГлавнаяСоциология — Философский аспект раскрытия сущности социализации личности



Философский аспект раскрытия сущности социализации личности


Таким образом, мы можем сделать вывод, что современная зарубежная философия в рамках школы «философской антропологии» стремится определить сущность социализации, рассматривая ее вне связи с социальной средой.

Основополагающее значение для обоснования теоретических основ нашего исследования имеют работы отечественных философов. Сущность социализации в отечественной философии рассматривается в научной концепции соотношения биологического и социального в человеке. В существующей литературе исследования В.В. Орлова позволяют выявить три позиции в объяснении сущности человека.

1. Концепция чисто социальной сущности человека. Согласно этой концепции, возникновение социального приводит к полному подавлению биологического (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

2. Концепция дуалистической природы человека. Биологическая сущность человека рассматривается как внутренняя, присущая самому человеку, а социальная - как внешняя, существующая вне человека (П.И. Царегородов). К.А. Абульханова-Славская, критикуя данную позицию, указывает на стремление представить сущность человека как нечто надындивидуальное.

3. Концепция интегральной природы человека (на основе марксисткой антропологии). Данная концепция признает, что природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности.

Однако их характеристикой нельзя ограничиваться при раскрытии сущности человека. По мнению Н.П. Дубинина, «биологические возможности являются фоном, на котором развертывается процесс становления человека как участника социально-исторического процесса».

С.С. Батенин указывает, что социальное не адаптируется к биологическому, а происходит перестройка ранее существовавшего, в результате которой содержание биологического достигает высокого функционального уровня, что было бы невозможно на основе только природных процессов. С.С. Батенин заключает, что «социальная сущность человека содержит в себе в подчиненном виде свою биологическую основу».

Значительной для нашего исследования являются точка зрения Б.Д. Парыгина, который под социализацией понимает весь многообразный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее «социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека».

Процесс социализации означает развитие человека как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. Онтогенетический подход характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений. Филогенетический подход определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности. Различия между этими двумя подходами на первый взгляд велики, поэтому очень часто они трактуются как альтернативные концепции. Однако их можно рассматривать и как взаимодополняющие, выражающие различные стороны процесса социализации: «личностную» или «общественную», внутреннюю или внешнюю, раскрывающие социализацию как процесс взаимодействия личности и общества.

Философ В.В. Москаленко определяет в своем исследовании основы взаимодействия личности и общества. Она характеризует социализацию как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, предполагающий не только усвоение социального опыта, т.е. репродуктивную деятельность, но и продуктивную, т.е. собственно творческую. Значительный интерес в изучаемом нами аспекте представляет описание активной позиции личности в процессе социализации.

Следует подчеркнуть интерес философов Республики Саха (Якутия) к данной проблеме, стремление охарактеризовать личность как социальный феномен (В.Д. Михайлов, А.Г. Новиков, Б.Н. Попов, К.Д. Уткин и др.).

Так, В.Д. Михайлов подчеркивает, что существует три обстоятельства общественной жизни людей: во-первых, общаясь друг с другом, люди свои предпочтения сверяют с теми ценностями, которые в данном обществе приняты, то есть общество указывает, какая социальная информация достойна доверия и принятия ее в качестве руководства к действию; во-вторых, социально и лично значимая информация (знания и убеждения) формируется не иначе как во взаимодействии людей; в-третьих, значимые идеи и убеждения непременно институированы в специфических структурных образованиях общества (семья, детсад, школа, государство и др.) и принимаются входящими в них.

А.Г. Новиков утверждает, что, согласно древнему мировоззрению коренных этносов Якутии, мир и человек - величины вполне сравнимые.

В системе мировоззрения якутов самопознание человека, осознание им смысла жизни, характера отношений собственного «Я» с остальным «не-Я», включая общество и людей, составляет единый блок бытия и сознания. Структурообразующая система отношений человека начинается с его младенческого возраста.

«Общение с матерью в детском возрасте совершенно необходимо для установления нормальных человеческих отношений с отцом, другими близкими, а потом и со всеми людьми», - пишет Б.Н. Попов. Начальный период воспитания детей он считает делом «общественным», так как по мере своего становления маленький человек вступает в мир сложных взаимоотношений с обществом, проявляет себя в разных обстоятельствах по-разному.

Таким образом, термин «социализация» в философском аспекте раскрывается неоднозначно. Существенными для философии образования представляется процесс становления личности в социуме - усвоение индивидом определенной системы ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, что позволяет ему функционировать как их члену. Трактовки, в которых оттеняется воздействие на индивида всех многочисленных и разнообразных социальных процессов, в которые он так или иначе включен, с которыми он в той или иной мере взаимодействует, являясь объектом-субъектом социальных отношений.

В отечественной гуманистике последних лет (культурология, социальная и культурная антропология и др.) принято специально выделять «культурные институты» как исторически складывающиеся духовные образования: нравы, обычаи, ритуалы, моральные нормы, ценности, общественное мнение и т.д. Функционированием культурных институтов обеспечивается формирование менталитета социальной общности, устойчивость национальной культуры, духовность социальных связей и отношений.

В этой связи наряду с процессом социализации рассматривается процесс инкультурации индивида, тем самым оттеняется становление личности во взаимодействии с культурой данного социума.

В данном исследовании нам важно рассмотреть воздействие культуры семейного воспитания на социализацию личности. В философской трактовке данного вопроса существенно значим акцент на формирование индивидуальной культуры как личностной системы качества ума, характера, воображения, мотивации, самосознания, способов деятельности и других личностных образований индивида; на понимание того, что в индивидуальной культуре личности заключены все возможности человека как субъекта жизнедеятельности.

Таким образом, понятие «социализация» рассматривается нами как процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому. По сути, социализация, под которой мы понимаем культуру семьи, есть отражение в гуманитарном знании граней целостного единого процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в культуру семьи и социум.

В русле нашего дальнейшего философского обоснования проблемы семейного воспитания в социализации личности ребенка заслуживают внимания философские мысли зарубежных (М. Монтень, И. Кант, Э. Фромм) и отечественных философов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Б.Н. Попов, К.Д. Уткин). И этот подход более близок цели нашего исследования.

Вопросы семейного воспитания волновали человечество на протяжении различных эпох. Изучение семьи свидетельствует о том, что при ее научном определении обычно сталкиваются два момента: фактологический, когда определение фиксирует эмпирически наблюдаемую картину распределения населения по группам, в основе которых лежат супружеские родственные связи, и логический, когда ученый стремится к тому, чтобы выявить сущность семьи как специфического социального феномена.

В «Философской энциклопедии» существует такая формула определения семьи: «Семья - это социальная группа, состоящая из мужа и жены, родителей и детей, двух или нескольких поколений, связанная специфическими эмоциональными, материальными и нравственными отношениями, прежде всего самоотверженной взаимопомощью».

Французский философ Мишель Монтень в своих «Опытах» советовал воспитывать ребенка, обучать его наукам для того, чтобы он чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри. При этом он рекомендует учитывать душевные склонности ребенка, предоставлять ему возможность свободно проявлять свои склонности, отыскивая дорогу самому в изучении различных вещей. Советует родителям и наставникам пробудить в душе ребенка благородную любознательность: «Пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему ни встретиться...» По мнению Монтеня, воспитание в семье - процесс гармоничный. Он пишет о том, чтобы благовоспитанность, светскость, внешность ребенка совершенствовались вместе с его душою: «Ведь воспитывают не одну душу, и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его надвое».

По мнению И. Канта, семья - источник нравственности. Родители, формируя нравственность, должны отрешиться от наказаний. Нравственность есть нечто слишком высокое и заветное, чтобы ее можно было низвести до уровня дисциплины. Он советовал родителям научить детей дружбе, дружить - одно из величайших удовольствий, каким только располагает жизнь. Называл детство самой трудной порой, когда детей чрезмерно принуждают, советовал учить детей только тому, что соответствует их возрасту. Ценными являются советы Канта по воспитанию у ребенка высоконравственного характера, привитию способностей к исполнению долга, с помощью примеров и предписаний, долга по отношению к другим.

Чрезвычайно рано следует внушить ребенку глубочайшее уважение к правам и интересам других людей, важно постоянно заботиться о том, чтобы ребенок упражнялся в проявлении этого уважения. Хотя великодушие совсем не прирождено детям и нельзя ребенка, которому еще непосильна идея великодушия, подталкивать к ее проявлению. Это очень смелые высказывания для мыслителя того времени и в современном воспитании так же могут быть чрезвычайно полезны и актуальны.

Согласно Э. Фромму, значение семьи в развитии личности ребенка - дошкольника проводится параллель между материнской и отцовской любовью. В своей работе «Теория любви» Э. Фромм пишет, что материнская любовь есть благодать, есть мир, ее не надо приобретать, не надо заслуживать - материнская любовь безусловна. Отцовская любовь - любовь обусловленная. Ее принцип – «я люблю тебя, потому что ты выполняешь свой долг, потому что ты на меня похож». Он разъединяет функции отца и матери: функция матери - обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца - научить его, показать ему, как справиться с теми проблемами, какие ставит перед ним общество, в котором он рожден.

По выражению видного отечественного философа И.А. Ильина, семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который вступают в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, вере, свободе -научиться в нем первым совместным движениям сердца - подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного уединения - родине и государству.

В.Д. Михайлов, как и ряд других якутских ученых А.Г. Новиков, Б.Н. Попов, К.Д. Уткин и др., считает, что семья - это результат, и пожалуй, еще в большей мере - творец национальной культуры, цивилизации народа, неисчерпаемый источник социального и экономического развития любого общества. Так, Б.Н. Попов подчеркивает, что сегодня для семейных отношений якутов характерно действие факторов - формирование нового, наделенного национальным самосознанием и национальным достоинством типа личности и возможность использования этой личностью всего экономического и культурного потенциала наций.

Говоря о значении семьи в развитии личности ребенка, он выделяет две цели семейного воспитания детей: а) подготовка ребенка к труду; б) подготовка ребенка к продолжению народных традиций. Выполнение этих целей способствовало успеху человека в его постоянной борьбе с экстремальными условиями природы и позволяло «вписываться» в ее неуклонные требования. Поэтому главная суть семейного воспитания заключалась в том, чтобы привлекать детей с малолетнего возраста к повседневным заботам.

По мнению К.Д. Уткина, семья в структуре государства занимает особое место. Государство по своему образу и подобию создает социальный облик семейной ячейки. Фактически, семейный институт общества - уменьшенный портрет государства.

В семейных традициях народов Якутии есть богатейший опыт мудрости народа, способы и формы выживания на Севере, жизненный и исторический оптимизм обитателей края. Каждая семья дышит воздухом родовых традиций, прошлым и настоящим, шагает в духе времени, действует по законам необходимости, по заветам предков, по зову потомков. Если у семьи есть историческая память, если у нее есть долгая родословная история, то внукам и правнукам есть что продолжить.

Таким образом, мы вправе назвать семью первичной группой социализации и источником человеческой духовности, а потому и всей духовной и социальной культуры: и прежде всего - родины и государства.

Изучение научных философских исследований по проблеме социализации позволяет сделать следующие выводы:

- разнообразие подходов к проблеме социализации говорит о возрастании интереса ученых к данной теме;

- доминирующей является позиция социальной обусловленности процесса развития личности;

- процесс социализации означает развитие личности в филогенетическом и онтогенетическом плане, что определяет роль процесса социализации в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом;

- процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.

Все вышеуказанные подходы зарубежных и отечественных исследователей, несмотря на их отдаленность от целей нашего исследования, должны изучаться при анализе философского уровня процесса социализации.

Подводя итог проанализированному научному материалу, отметим, что категория социализации в философии обладает познавательным и смысловым значением, указывая на зависимость развития личности от социальных факторов.


Сметанина Варвара Ильинична



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Понятие социальной несправедливости как общее основание для объединения причинных теорий девиантности.
Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения.
Категория гендер в изучении истории русской литературы
Причинные теории девиации и девиантности.
Антиглобализм как социокультурный феномен
Вернуться к списку публикаций