2011-08-22 21:34:48
ГлавнаяСоциология — Философский аспект раскрытия сущности социализации личности



Философский аспект раскрытия сущности социализации личности


Задача социализации личности ребенка является особо значимой в нашем обществе в период, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько дети младшего возраста будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и будущем.

Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине XX в. и было подготовлено научными разработками философов, социологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека компетентным членом общества. Однако еще в прошлом веке философы, психологи, педагоги обосновали ряд теорий, раскрывающих формирование личности на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, определенной среды, индивидуального опыта и особенностей культурного наследия.

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый, противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества. Философский аспект социализации заключается в решении антропологической тенденции философии, а именно проблемы отношения «человек-мир». Рассматривая данное направление, мы можем выделить пути решения проблемы социализации. Поэтому важно рассмотреть и определить, как философы рассматривали зависимость сущности человека от социальных факторов. Обозначим позиции философов при решении этого вопроса.

Идеи о путях социального становления личности рассматривались в греческой философии. Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию.

По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства. Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства, однако он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, но не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. Только таким путем возможно и должно «делать людей полезными» и для государства. Предметом философствования являлся человек и его становление как автономной, свободной личности, включенной в природную и социальную среду.

Для античных философов формирование общественности человека - это прежде всего готовность его к выполнению социальных функций. Философы (Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.), рассуждая о телесно-духовной природе человека, ее многосторонности, способности к бесконечному совершенствованию, возвращались к идеалу гармоничного физического воспитания во имя всеобщего счастья.

В новое время гениальный чешский педагог, мудрый философ Я.А.Коменский трансформировал в своем мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Концепция философа это - поистине гимн человеку с его безграничными способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества, с его стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе.

Просветители XVII- XVIII вв. не сомневались, что человек социален. Они обратили внимание на детерминацию индивидуального развития социальными условиями. Идея культуросообразности социального воспитания отчетливо, хотя и не сформировано, впервые проявляется в трудах Д.Локка. Выступив против теории «врожденных идей и принципов» и утверждая, что душа - это «tabula rasa» (т.е. чистая доска), он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия которого у людей, по его мнению, определяются воспитанием и условиями жизни.

Основываясь на философско-педагогических воззрениях Д. Локка, французский философ XVIII в. К.А.Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И Локк, и Гельвеций, акцентируя внимание на роли среды в развитии человека, уделяли серьезное внимание значению социокультурного фактора в воспитании. Таким образом, исследования Локка и Гельвеция легли в основу теоретико-методологических положений нашего исследования.

Д. Дидро отмечал, что природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы ни сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье. По мнению П. Гольбаха, «не природа создает дурных людей, а наши учреждения заставляют их быть такими. Ребенок, воспитанный среди разбойников, может стать злодеем, если бы он был воспитан среди добродетельных людей, то сам бы стал добродетельным человеком».

Ж.-Ж. Руссо сделал вывод о том, что человеческие пороки и страдания порождаются средой, плохим воспитанием, неразумным общественным устройством. Он представлял социум как сообщество свободных людей, мелких землевладельцев, живущих своим трудом, руководствующихся в своем поведении идеями общего блага, «всеобщего интереса». И воспитание в таком обществе - общечеловеческое, предполагающее равные права и возможности каждого его члена обрести самого себя, свою уверенность и свободу, обрести способности «работать как крестьянин и думать как философ», реализовать себя как творческую индивидуальность.

Особый интерес для нашего исследования представляют идеи немецких классических философов о социальной сущности человека. В немецкой классической философии выделялся аспект социального становления личности, в частности вопрос воспитания. Главная задача научного знания, по И. Канту, состоит в том, чтобы помочь индивиду стать не просто знающим и воспитанным, а человеком - членом социума. «Социальное становление есть направленный процесс осознания человеком интересов общества».

По мнению Г. Гегеля, «у человека две стороны - единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы - образовывать себя». Цель работы педагога (ведь от рождения человек не бывает тем, кем он должен быть) заключается в том, чтобы «показать человеку как природному существу, путь, следуя которому он снова рождается: его первая природа превращается во вторую, духовную природу».

Л. Фейербах понимает сущность человека как определяемую социальными связями: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо в общении, единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между я и ты». Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Л. Фейербаху, самореализация человека. В ходе этого общения и совместной деятельности происходит процесс социализации.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса подчеркивается, что важным условием социального становления личности является включение индивида в социальное целое - в общественную систему. С этих позиций стало возможным увидеть социальное развитие индивида как взаимодействие личности и общества, как двусторонний процесс. Главным механизмом развития личности теоретики диалектического материализма определяли практику. Именно в ходе практической деятельности человек изменяет действительность и самого себя. Личность - продукт самосозидания.

Большой вклад в совершенствование теории социального становления индивида внесли русские философы. В произведениях А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова указано на то, что человек и мир взаимодействуют друг с другом. В философско-антропологических взглядах А.Н. Радищева человек представлен как часть природы, которая развивается по единым законам с другими природными существами. Человек - это и социальное существо, он «рожден для общежития», нуждается в общественных связях и отношениях. Не случайно в воспитательном идеале Радищева мужество и стойкость, верность убеждениям, служение обществу - святые понятия.

В.Г. Белинский писал: «Создавши человека, природа совершила дела творчества и перестала быть творящею, приготовивши в человеке личность в возможности, природа предоставила дальнейшее развитие этой личности уже другой, более высшей, более духовной сфере жизни: отселе человек должен был развиваться через сообщество с подобными себя».

Особым природным даром считал Н.А. Добролюбов «нежность и деликатность души», «действительную чуткость к страданиям и радостям других»; главная мысль деликатного характера - «не стеснить кого-нибудь, не быть кому-нибудь в тягость».

В русле нашего исследования к наиболее важным положениям о сущности социализации личности в истории развития философской мысли можно отнести следующее: проявляется интерес философов к проблеме социализации, развитие личности обусловлено социальными факторами, процесс социализации происходит через взаимодействие с другими людьми, результат процесса социализации зависит от целенаправленного воздействия на развитие личности.

Для более полного раскрытия философского аспекта раскрытия данной проблемы необходимо проанализировать состояние разработанности этого вопроса в современной западной философии. Проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма, т.е. в плоскости определенной абсолютизации биологизма и социологизма. Анализ теоретических подходов к социализации личности в зарубежных исследованиях позволяет условно выделить две группы, которые основываются на объектной и субъектной позиции самой личности, ее пассивности или активности в процессе взаимодействия с социальной средой. Это - адаптивная концепция социализации (Э. Дюркгейм, Д. Дьюи) и концепция акцентирования субъект-субъектных отношений в процессе социализации (Дж. Мид).

Как известно, сторонники биологизированного направления (З. Фрейд, Э. Эриксон) считают, что задачи школы и образования в вопросах социализации диктуются внутренней природой личности.

Социологизированные направления (Дж. Мид и его последователи) представляют социализацию как результат межличностного общения, когда личность воспроизводит усвоенные общепринятые идеи, образцы социального поведения.

Среди многочисленных концепций социализации следует выделить теорию французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма как основополагающую для целого научного направления. Адаптивистский подход к социализации, по Дюркгейму, позволяет обществу выжить за счет социальной однородности составляющих его членов. Существенные характеристики воспитанников формируются в коллективной жизни в процессе адаптации к культуре, в соответствии с универсальным идеалом данного общества. Ценностно-смысловое содержание идеалов различных социальных структур зависит от традиций, уровня цивилизационного развития общества и др.

Э. Дюркгейм одним из первых исследовал системную связь социализации и воспитания детей и молодежи. Рассматривая «воспитание как важнейший социальный инструмент, он считал возможным через родителей и учителей подготовить, развить у детей самые важные условия для их существования».

По мнению американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, самый трудный урок, который приходится усваивать ребенку, - это практический. Ребенок должен научиться приспосабливаться к людям и работе.

Интеракционизм, основателем, которого является американский философ и социальный психолог Дж. Мид (1863-1931), представляет собой социологически доминирующий подход к социализации и рассматривает последнюю как процесс усвоения индивидом, главным образом, в общении через «принятие роли другого» - определенной системы социальных ролей, с которой связаны различные социально-культурные значения и символы. Согласно Дж. Миду, процесс формирования социализации личности включает в себя три различные стадии: имитации или копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей; стадии групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей. Интеракционизм (от англ. Interaction - взаимодействие) описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.

Обозначенные структурно-функциональные теории социализации, акцентирующие цели социальной адаптации, моменты приспособления ребенка к социальной среде путем усвоения заданных норм, правил и ценностей являются во многом, по своей сути, теориями конформности, приспособления, в определенной мере недооценивающими собственную активность и естественную природную вариативность поведения личности.

Дальнейшее философское решение социализации осуществлялось в рамках школ «философской антропологии» и марксистской философии. Представители первой стоят на позиции дуалистической сущности человека, определяя зависимость ее от социальных факторов.

Так, американский ученый Л. Уайт признает, что природа человека и его поведения в значительной мере определяются культурными факторами. «То, что принимают за человеческую природу, является вовсе не природным, а культурным». Однако Л.Уайт разделяет культуру и человека, культура оказывается самостоятельным явлением, человек ее не творит и не контролирует, а только воспринимает «человеческое поведение лишь реакция организма на этот поток культуры».

Согласно американскому антропологу Л. Тайдеру, социально- культурная уникальность каждого человека имеет биологическую почву: «Если люди уникальны в культурном отношении, то это свойство их биологической природы».

В 80-е гг. в зарубежной философии появляются теории, возрождающие кантовские идеи о наличии априорных компонентов внутреннего мира личности. Социализация представляется как проявление «заложенной в генетической программе индивида информации». В ребенке, - пишет А. Суливан, - когда он родился на свет, уже дремлет сознание всего испытанного человечеством. Это словно фотографические снимки негативы, пока речь не проявит их и те не вызовут наружу сокровенные унаследованные картины».



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Методологическая особенность становления социологии управления
Об интеллигенции в целом
На каком этапе социализации человек способен воспринимать повседневность
Становление и развитие советской и российской социологии семьи
Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения.
Вернуться к списку публикаций