2010-06-29 16:24:27
ГлавнаяСоциология — Исследование ценностных ориентации современных студентов



Исследование ценностных ориентации современных студентов


Более наглядный вид приобретает сравнение результатов средних значений терминальных ценностей по двум факультетам, если представить его в качестве диаграммы:

Из табл.3 (из рис.1) видно, что не все шкалы терминальных ценностей и жизненных сфер, если сравнивать студентов разных факультетов, действительно различны. По шкалам 1 и 2 (собственный престиж и высокое материальное положение) различия между студентами двух факультетов достоверны; по остальным шкалам различия недостоверны. Достоверные различия обозначают то, что выраженность ценностей 1 и 2 у студентов математического факультета выше, чем у студентов юридического факультета.

По характеру ценностных ориентации и жизненных сфер, достоверно различающихся между факультетами, можно заключить, что они тесно связаны со спецификой той деятельности, которой, после окончания вуза, будут заняты студенты. С другой стороны, вполне отчётливо видны те ориентации и сферы, которые, по всей видимости, присущи студенчеству как определённой социальной группе, и в то же время не затронуты спецификой специальности, выбранной соответствующими студентами.

Теперь проверим, действительно ли имеет место преобладание материальных ценностей над всеми другими, а также относительно малое расхождение в ценностных ориентациях по тендерному признаку. Для этого тоже используем t - критерий Стьюдента. Требуется уточнить, случайны ли различия:

а) между ориентациями на высокое материальное положение и другими;

б) между ориентациями юношей и девушек.

Статистика проверки представлена в табл.4 и табл.5 (рис.2 и рис.3 соответственно).

Таблица 4

Проверка достоверности различий между ориентациями на высокое материальное положение и другими ориентациями среди студентов СГУ


Терминальные ценности

Наименование сравниваемых терминальных ценностей

t-критерий сравнения двух терминальных ценностей



Для студентов мат. ф-та.

Для студентов юр. ф-та.

Для студентов обоих ф-тов.

Высокое материальное положение

6.517>tst

5.423> tst

8.071 > tst

Собственный престиж







Высокое материальное положение

6.393> tst

2.901 > tst

8.392> tst

Креативность







Высокое материальное положение

6.517> tst

2.882> tst

8.420> tst

Активные социальные контакты







Высокое материальное положение

7.074> tst

3.080> tst

9.026> tst

Саморазвитие







Высокое материальное положение

3.437> tst

0.000< tst

4.424> tst

Достижения







Высокое материальное положение

8.994> tsl

5.764> tst

12.185> tst

Духовное удовлетворение







Высокое материальное положение

2.791 >tst

0.000< tst

3.921 > tst

Сохранение собственной индивидуальности







различия между ориентацией на высокое материальное положение и другими ценностями


Из табл.4 (рис.2) видно, что хотя студенты математического факультета проявили большую заинтересованность в материальном благополучии (что отражает стремление человека к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния; такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия; высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышения самооценки), нежели студенты юридического факультета, у последних эта заинтересованность тоже довольно высока, хотя с ней и могут соперничать ориентации на достижение (что говорит о стремлении человека к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни; такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом её этапе и считая, что главное - добиться этих целей; кроме того, часто наибольшее количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки) и сохранение собственной индивидуальности (что говорит о стремлении человека к независимости; такие люди, как правило, считают, что самое важное в жизни - сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций). А для студентов обоих факультетов, рассмотренных в целом, ориентация на высокое материальное положение остаётся самой высокой среди всех остальных.

Таблица 5

Проверка неслучайности различий между ценностными ориентациями юношей и девушек среди студентов СГУ


Терминальные ценности

Жизненные сферы

Наименование терминальной ценности

t-критерий для соответствующей терминальной ценности

Наименование жизненной сферы

t-критерий для соответствующей жизненной сферы



Матем.

Юрид.

Оба



Матем.

Юрид.

Оба

1. Собственный престиж

0.000

0.000

3.571

1. Сфера профессиональной жизни

5.460

2.886

3.995

2. Высокое материальное положение

4.338

3.157

4.746

2. Сфера обучения и образования

4.504

2.389

6.578

3. Креативность

2.648

0.000

0.000

3. Сфера семейной жизни

0.000

0.000

0.000

4. Активные социальные контакты

2.720

0.000

3.822

4. Сфера общественной жизни

0.000

3.400

4.683

5. Саморазвитие

3.061

3.009

0.000

5. Сфера увлечений

0.000

4.667

3.171

6. Достижения

2.934

0.000

4.159

Где tst=1.96

7. Духовное удовлетворение

0.000

0.000

0.000



8. Сохранение собственной индивидуальности

2.217

0.000

0.000



Для наглядности различия между ориентацией на высокое материальное положение и другими ценностями можно привести диаграмму их взаимного отклонения:

различия по гендерному признаку


А у студентов юридического факультета по шести терминальным ценностям (из восьми возможных) достоверных различий вообще нет. У студентов математического факультета разница в ценностных ориентациях юношей и девушек чуть более выражена, зато по жизненным сферам у них различия присутствуют только в двух из пяти сфер. И потому, хотя и с некоторыми ограничениями, в целом картина склоняется в сторону отсутствия различий по тендерному признаку, нежели их присутствия.

При интерпретации результатов прежде всего следует заострить внимание на проведённом сравнительном анализе полученных средних значений и на экспериментально определённой значимости различий выраженности некоторых, хотя и не всех, терминальных ценностей студентов различных факультетов. Это нам даст возможность шире взглянуть на уже рассмотренную статистическую гипотезу о присутствии некоторых различий в структуре ценностных ориентации в связи со специальностью студентов. Также можно рассмотреть факт о том, что полностью подтвердилось преобладание материальных ценностей над всеми другими и что обнаружилось довольно малое расхождение в ценностных ориентациях по тендерному признаку.

Перечисленные выше подтверждённые статистические гипотезы на различных уровнях подтверждают и даже дополняют общую гипотезу исследования о формировании системы ценностных ориентации у современной молодежи в целом и по трём наиболее существенным направлениям, таким, как различие в связи со специальностью, преобладание определённого рода ценностей над остальными и сходства или различия по половому признаку.

Такой подход и даёт нам право судить о системе ценностных ориентации современной молодёжи с довольно объективной точки зрения. Если же сказать конкретнее, то по тому, каким образом подтвердилось различие в связи со специальностью, можно теперь сказать не о тотальном различии в ценностных ориентациях студентов, а о локальном характере различия, существующего как между экспериментальными группами, так и среди самих ценностей этих студентов. Но, с другой стороны, эти локальные различия неслучайны и полностью отражают специфику получаемой студентом специальности, что очень хорошо заметно, если провести следующее сопоставление: различаются собственный престиж и высокое материальное положение, в то время как креативность, саморазвитие, достижения, и т.д. находятся примерно на одном уровне. Специфика же рассмотренных нами специальностей и состоит в различном подходе к понятиям престижа (что отражает стремление человека к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к мнению которых он прислушивается в первую очередь в своих суждениях, поступках и взглядах) и материального положения (что отражает стремление человека к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния; такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия). А то, что при сопоставлении различий в ценностях и различий в специальностях достигнута эквивалентность, полностью подтверждает первоначально поставленную гипотезу о существовании этих самых различий.

Рассмотрим вторую часть гипотезы. По тому, каким образом подтвердилось различие в связи с преобладанием определённого рода ценностей над остальными, можно заключить наличие некоторого влияния на студентов социально-экономической ситуации в регионе и в целом по стране. Но можно увидеть и ещё некоторые моменты. Это, например, отголосок особенностей юридического образования, чуть уменьшающий ориентацию на высокое материальное положение и тем самым ставящий её примерно на один уровень с ориентациями на достижение и сохранение собственной индивидуальности. А у студентов математического образования специфика деятельности никак не связана с превалирующими ориентациями, но составляет отдельную, довольно высокую область, выраженную в ориентации на достижения. К тому же такая конфигурация взаимодействия студента и специальности оставляет изначально преобладающую ориентацию (ориентацию на высокое материальное положение) таковой и впоследствии, что мы и видим в табл.1.

Рассмотрим третью часть гипотезы. По тому, каким образом обнаружилось довольно выраженное отсутствие различия в ценностных ориентациях по тендерному признаку, ситуация довольно наглядна. Различия, безусловно, есть, но они носят незначительный характер. Например то, что у студентов юридического факультета по тендерному признаку различаются только два типа ценностных ориентации из восьми. И если рассматривать в целом по двум факультетам, можно 50% всех ценностных ориентации назвать принадлежащими обоим полам в равной степени. Здесь следует отметить, что для юношей более значимы такие ценности, как высокое материальное положение и достижения, чем для девушек на обоих факультетах. Для девушек же более значим престиж и активные социальные контакты.

Говоря в более широком плане, можно заключить, что, с одной стороны, новизна социальных условий, в которых и происходит процесс формирования системы ценностных ориентации у современной молодежи, оказывает довольно сильное влияние на нее, что можно увидеть из полного подтверждения статистической гипотезы на проверку преобладания материальных ценностей. С другой стороны, можно говорить о сложности и неоднозначности в формировании системы ценностных ориентации молодёжи, чему свидетельством является подтверждение лишь части статистических гипотез, соответствующих приведённым в работе терминальным ценностям.

Выводы

1, Различия в структуре ценностных ориентации между студентамиматематического и юридического факультетов проявляются в следующем:

а) различия локальны (студенты юридического и математического
факультетов имеют различную степень выраженности таких терминальных ценностей, как собственный престиж (t=2.553) и высокое материальное положение (t=3.610). У математиков эти ценности выражены сильнее. Остальные терминальные ценности выражены в равной степени);

б) различия полностью отражают специфику получаемой студентом специальности.

в) для студентов обоих факультетов характерно наличие одинакового уровня выраженности ценностей, не затрагиваемых специальностью;

г) с разной степенью выраженности для студентов математического и юридического факультетов наиболее значимы одни и те жеценности (высокое материальное положение, достижения, сохранениесобственной индивидуальности).

2, Выявлены достоверные различия среди терминальных ценностей, Требующий тип ценностей - ориентация на высокое материальное положение. Он перекрывает даже ориентации, обусловленные специальностью, или, в крайнем случае, стоит с ним наравне. Остальные ценностные ориентации расположены ниже.

3, Тендерные различия проявляются в следующем: для юношей более значимы такие ценности, как высокое материальное положение и достижения, чем для девушек на обоих факультетах. Для девушек же более значим престиж и активные социальные контакты. По остальным терминальным ценностям тендерных различий не обнаружено.

Поднятая в данном исследовании проблема имеет очень широкую область применения и потому предполагает дальнейшее изучение. Этот вопрос является актуальным и значимым для определения социального и духовного развития нынешнего и будущего поколений.

Д.М. Щанов



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Подростковое материнство - одна из причин социального сиротства: психосоциальный анализ
Об общих тенденциях и российских особенностеях изменения института семьи
Национальная катастрофа в оценке Питирима Александровича Сорокина
Менеджериальная идеология в России - теоретические аспекты и перспективы
Психологические механизмы обратной перспективы
Вернуться к списку публикаций