2010-06-29 16:24:27
ГлавнаяСоциология — Исследование ценностных ориентации современных студентов



Исследование ценностных ориентации современных студентов


К сожалению, далеко не все результаты можно сопоставить и сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентации с позиций различных психологических направлений, но тем не менее ясно прослеживается тенденция к выделению той или иной системы ценностных ориентации, зависящей от интересов и целей человека.

А теперь проследим изучение такой зависимости применительно к студенческому возрасту и попытаемся осветить с нескольких наиболее важных позиций процесс формирования системы ценностных ориентации у современной молодежи.

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. Поэтому ближе к 11 классу происходит значительный скачок значимости ценностей личного достижения. Это можно объяснить тем, что в данный возрастной период (16-17 лет) осуществляется переход на новый (высший) этап развития познавательной потребности - целенаправленной познавательной деятельности, когда все основные учебные и внеучебные интересы подчиняются определённой личностной цели. Также в этом возрасте наблюдается значимое различие в актуализации жизненных ценностей.

Этот возраст непосредственно предшествует коренным изменениям в жизни человека. Выход во взрослую жизнь может способствовать повышению тревожности. Этим, скорее всего, можно объяснить такой высокий показатель ценностей, связанных с родителями, семьёй, родственниками, которые могут выступать как источники снятия напряжённости и тревоги. Потребность во взрослом друге очень остра в юношеском возрасте. Поиск взрослого друга происходит прежде всего в семье.

В юности временной горизонт расширяется, охватывая отдалённое прошлое и будущее и включая не только личные, но и социальные перспективы. Поэтому увеличивается значение общечеловеческих ценностей.

С другой стороны, пока не сложилась своя система ценностей, юноша легко поддаётся моральному релятивизму: если всё относительно, значит, всё дозволено, всё, что можно понять, оправдать и так далее. Целенаправленное этическое воспитание, разъяснение принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им лучше понять, взвесить и оценить жизненные ситуации.

Можно заметить значительный скачок в ценностных ориентациях между первокурсниками и выпускниками (по материалам исследования Н.Н.Мачуровой). У первокурсников значимость ценности личной жизни снижается в два раза. Более резко снижается значимость ценностей достижения. Это обосновано тем, что после поступления в вуз и достижения ближайшей цели происходит некое успокоение от достигнутого на весьма длительный период. Также снижается и выраженная потребность во взрослом друге. Однако возрастает потребность в друзьях, дружбе, любви.

Несмотря на то, что общечеловеческие ценности у первокурсников занимают 3-ю позицию, изменилось их количественное выражение. По сравнению с выпускниками школы в сознании первокурсников менее актуальными становятся также ценности, связанные с будущей работой.

Н.А.Васина, прослеживая динамику ценностных ориентации личности в раннем юношеском возрасте, отметила существенную роль в ней объективного социального времени, влияние которого при сравнении срезов 1988 и 1990 гг. выразилось в повышении значимости ценностей индивидуального человеческого существования и снижении ориентации на широкую социальную общность.

По поводу особенностей проявления тендерных различий в юношеском возрасте можно отметить несколько моментов: например то, что девушки прежде всего ценят эмоциональные контакты, в то время как юноши ориентированы на достижение чего-либо конкретного. Ещё для юношей в данный период (период студенческой жизни) более актуальны материальные ценности.

Таким образом, жизненные ценности в понимании студентов отражают то, что является для них «главным, важным, значимым, тем, чем можно дорожить, что необходимо или приносит пользу, что может быть целью или идеалом».

Для экспериментального изучения ценностных ориентации студентов был использован опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), который дал возможность пользователю ответить на три основных вопроса:

1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни
данного индивида?

2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?

3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, то есть какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

Для начала отметим, что выбор испытуемых был обусловлен соображениями, направленными на проверку гипотезы, а именно - на выявление различий в дискриминантах ценностных ориентации студентов разных специальностей: математической и юридической.

Стратегия отбора испытуемых из генеральной совокупности базировалась на нескольких факторах (пол, возраст, принадлежность студентов к определённому курсу, место постоянного проживания - город/село), которые были получены исходя из общеуниверситетской компьютерной базы по студентам всех факультетов. Приведём базовые данные по выборке:

- было обследовано 122 испытуемых. Из них 51 студент математического факультета и 71 студент юридического факультета;

- половой состав испытуемых следующий: из студентов математического факультета проходило эксперимент 23 девушки и 28 юношей; из студентов юридического факультета опрос прошли 37 девушек и 34 юноши;

- возрастной состав испытуемых. Студенты математического факультета: 19 лет - 57% испытуемых, 20 лет - 34% испытуемых, другой возраст - 9% испытуемых. Студенты юридического факультета: 18 лет - 40% испытуемых, 19 лет - 53% испытуемых, другой возраст - 7% испытуемых.

Проведён сравнительный анализ полученных средних значений, а также значимости различий в выраженности ценности по нескольким признакам. Это вполне подходит для проверки гипотезы исследования, заключающей в себе как проверку различий ценностных ориентации, так и проверку преобладания материальных ценностей над всеми другими и расхождения в ценностных ориентациях по тендерному признаку. Здесь преобладание материальных ценностей отражает стремление человека к возможно более высокому уровню своего материально-то благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышения самооценки.

В соответствии с положениями теории психологических измерений предполагается, что генеральная совокупность имеет нормальное распределение. Учитывая численность и качественный состав нашей выборки, можно принять, что она является репрезентативной (и таким образом все полученные закономерности и асимметричность распределения в нашей выборке будут характеризовать особенности генеральной совокупности студентов). Действительно, каждая терминальная ценность имеет в среде студентов (как и в любой другой социальной среде) какое-либо более или менее распространённое звучание. Поэтому, на основании данных, представленных в табл.1 и табл.2, можно произвести сравнительный анализ полученных средних значений по шкалам терминальных ценностей и жизненных сфер для всех студентов (то есть между двумя факультетами) посредством t-критерия Стьюдента. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 1

Общее представление средних величин терминальных ценностей и жизненных сфер студентов математического факультета (в стенах)


Терминальные ценности

Жизненные сферы

престиж

Мат .положение

Kpeaтивность

Соц. контакты


Само развитие


Достижения


Дух. угдовл.


Сохр.индивти.


Сфера профессио-нальной жизни

Сфера обучения и образования


Сфера семейной жизни

Сфера общественной жизни

Сфера увлечений

07

09

07

07

07

08

06

08

08

08

07

08

08

Таблица 2

Общее представление средних величин терминальных ценностей и жизненных сфер студентов юридического факультета (в стенах)


Терминальные ценности

Жизненные сферы

Престиж

Мат. положение

Креативность

Соц. контакты

Развитие себя

Достижения

Дух. удовл.

Сохр. индивти.

Сфера профессио-нальной жизни

Сфера обучения и образования

Сфера семейной жизни

Сфера общественной жизни

Сфера увлечений

06

08

07

07

07

08

06

08

08

08

07

09

07

Таблица 3

Определение достоверности различий по шкалам терминальных ценностей и жизненных сфер между студентами математического и юридического факультетов

Терминальные ценности

Жизненные с феры

Наименование

терминальной ценности

t-критерий для соот-

ветствующей тер-

минальной ценное

Наименование

жизненной сферы

t-критерий для

соответствующей

жизненной сферы

1. Собственный престиж

2.553> tst

1. Сфера профессиональной жизни

0.000< tst

2. Высокое материальное

положение

3.б10> tst


2. Сфера обучения и

образования

0.000< tst


3. Креативность

0.000< tst

3. Сфера семейной жизни

0.000< tst


4. Активные социальные контакты

0.000< tst

4. Сфера общественной жизни

3.311> tst


5. Саморазвитие

0.000< tgt

5. Сфера увлечений

2.265> tst


6. Достижения

0.000< tst

где tst =1.96



7. Духовное удовлетворение

0.000< tst




8. Сохранение собственной индивидуальности

0.000< tst





шкалы терминальных ценно¬стей и жизненных сфер


Рис.1. Шкалы терминальных ценностей и жизненных сфер

Ряд 1 - средние значения по шкалам терминальных ценностей для студентов математического факультета.

Ряд 2 - средние значения по шкалам терминальных ценностей для студентов юридического факультета (восемь столбцов соответствуют восьми терминальным ценностям).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Становление и развитие советской и российской социологии семьи
Формирование теории социальной системы Т. Парсонса.
Социологическая концепция Т. Парсонса и формирование теории действия.
Формирование социологических взглядов Г. Спенсера.
Психосоциальная помощь в адаптации лицеистов к условиям вузовского обучения
Вернуться к списку публикаций