2010-06-29 16:24:27
ГлавнаяСоциология — Исследование ценностных ориентации современных студентов



Исследование ценностных ориентации современных студентов


В условиях экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности взрослого человека и к воспитанию ребенка. Психологическая наука принимает непосредственное участие в совершенствовании системы воспитания в целом и актуализации возможностей семейного воспитания с целью наиболее полного развития психики человека на различных этапах его жизни.

Развитие личности очень сложный, многоэтапный (а подчас и противоречивый) процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Внимание ученых все больше привлекает проблема ценностных ориентации. Они определяют поступки и поведение человека, являются сложным психологическим феноменом, характеризующим направленность личности, а также неотъемлемой частью системы отношений. Формирование ценностных ориентации претерпевает ряд изменений в течение жизни человека. Эта проблема актуальна и значима для определения духовного развития будущих поколений.

Актуальность изучения ценностных ориентации современного студенчества обусловливает появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этого вопроса, и усиливается, когда речь касается психологической адаптации студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, а также изучения личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения.

При поступлении в вуз не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход к личности, возможен он только при наличии исчерпывающих сведений о ценностных ориентациях студентов.

Изучению ценностных ориентации современной молодежи посвящен целый ряд работ. В социологической литературе это многочисленные исследования, раскрывающие особенности структуры ценностных ориентации различных групп молодежи, дифференцированных по социальному, региональному, возрастному и целому ряду других признаков. В социально-психологических и психолого-педагогических работах изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности в юношеском возрасте; взаимосвязи ценностных ориентации с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентации личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте (Е.А.Васина). В связи с этим важно рассмотреть обусловленность ценностных ориентации юношества социальными условиями жизнедеятельности.

Для этого возраста особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играют общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями. Однако процесс становления системы ценностных ориентации может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов (А.Г.Асмолов, И.Д.Джидарьян).

В системе иерархии ориентации молодежи наметился опасный для преемственности разрыв с ценностями предыдущих поколений. Современная школа как социальный институт не осуществляет функцию гражданского воспитания, педагогический процесс не соответствует сложившейся социальной ситуации. В молодежной среде происходит опасное снижение силы мотивации ценностей, связанных с духовными интересами, развитием личности (в противовес ценностям социального удовлетворения). Все это свидетельствует о сложности и неоднозначности процесса формирования системы ценностных ориентации у современной молодежи, что, несомненно, связано с новизной социальных условий, в которых это происходит.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:

1) анализ проблемы ценностных ориентации студентов по работам российских и зарубежных специалистов;

2) экспериментальное изучение ценностных ориентации студентов математического и юридического факультетов СГУ.

Рабочая гипотеза основана на данных литературы и заключается в том, что:

1) структуре ценностных ориентации студентов должно быть различие, обусловленное выбором соответствующей специальности;

2) рассмотрении нынешнего поколения студентов в наибольшей степени преобладают ценности, связанные с материальным благополучием;

3) существует некоторый разрыв в ценностных ориентациях по тендерному признаку.

Вкратце рассмотрим структуру ценностных ориентации (применительно к студенчеству) с позиций различных психологических направлений. Как справедливо отметил С.Л.Рубинштейн, «ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем». В ходе жизни идет постоянная переоценка ценностей, что является закономерным результатом перестройки отношений человека с миром. Процесс включения в действие, актуализации, выключения или восстановления различных ценностей обусловлен не только меняющейся ситуацией, но и «восхождением, развитием, становлением всей личной жизни человека».

В.Н.Мясищев говорит о многообразии отношений, определяющих богатство личности и характеризующих ее направленность. «Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть:

а) отношение человека к людям;

б) отношение его к себе;

в) отношение к предметам внешнего мира...».

Совокупность отношений человека к миру, людям и себе образует свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, «то есть когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования».

Ш.Надирашвили исходя из общепсихологической теории установки ценностные ориентации называет термином «социальные аттитюды», которые нельзя смешивать с установкой социального поведения, создаваемой у человека перед осуществлением социального поведения как актуального психического состояния. Аттитюды - фиксированные социальные установки, которые представляют собой определенного вида отношения личности к социальным объектам.

В рамках этого подхода уровни диспозиций являются производными от двух взаимодействующих рядов иерархических потребностей и условий деятельности, в которых могут быть опредмечены потребности личности.

Диспозиции разных уровней предопределяют, в свою очередь, иерархию уровней поведения личности. Фиксированные элементарные установки детерминируют простейшие поведенческие акты; социальные установки - поступки, общую направленность поведения; ценностные ориентации - жизнедеятельность в целом. То, какая диспозиция предопределит поведение в актуальной ситуации, зависит от стоящей перед субъектом цели. Такова общая схема иерархической структуры диспозиций личности.

Таким образом, система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. З.И.Файнбург отмечает чрезвычайную сложность системы ценностных ориентации личности, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой среде.

Многие авторы отмечают иерархическую организацию системы ценностных ориентации. Ю.М.Жуков отмечает: «Иерархия ценностей состоит не только в том, что одними ценностями (низшими) иногда жертвуют ради других (высших), но и в том, что разные ценности обладают различной степенью общности и одни являются конкретизацией других».

М.Рокич строит свою типологию на следующих принципах:

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, а инструментальные ценности - что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Чарлз Моррис в одной из своих работ объективно исследовал пути жизни, предпочитаемые студентами различных стран - Индии, Китая, Японии, США, Канады, и Норвегии. Как можно было ожидать, он обнаружил определённые различия между группами людей этих национальностей. Он также попытался, используя факторный анализ данных, определить лежащие в основе этих различий ценности, которые, вероятно, являлись основой тысяч индивидуальных предпочтений. Не вдаваясь в детали этого анализа, остановимся на пяти измерениях, которые, если их скомбинировать как положительные и отрицательные факторы, явились причиной этих индивидуальных выборов:

1) первое такое измерение ценностей связано с предпочтением ответственного, морального, воздержанного участия в жизни, при котором ценится и сохраняется всё то, что приобрёл человек;

2) второе измерение ценностей связано с радостью активных действий при преодолении препятствий. При этом с уверенностью проявляется инициатива либо в решении личных и социальных проблем, либо в преодолении препятствий в мире природы;

3) в третьем измерении выделяется ценность самодостаточной внутренней жизни с богатым и развитым самосознанием. Власть над людьми и вещами отрицается в пользу глубокого и доброжелательного проникновения в самого себя и других;

4) в четвёртом измерении, лежащем в основе предпочтений, высоко ценится восприимчивость к людям и природе. Вдохновение исходит из источника вне себя, и человек живёт и развивается, всё время сверяясь с этим источником;

5) в пятом (последнем) измерении выделяются чувственные удовольствия, наслаждения. Ценятся простые удовольствия жизни, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.

Это одна из первых попыток объективно определить ответы, данные в различных культурах на вопрос о назначении жизни. Данное исследование дополнило наши сведения по раскрываемой теме.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Социокультурный контекст процесса глобализации
Понятие социальной несправедливости как общее основание для объединения причинных теорий девиантности.
Актуализация концепции социальной эволюции Г. Спенсера в современных условиях.
Методологическая особенность становления социологии управления
Развитие понятийного аппарата социологии управления
Вернуться к списку публикаций