2010-06-23 21:46:27
ГлавнаяСоциология — Психосоциальная помощь в адаптации лицеистов к условиям вузовского обучения



Психосоциальная помощь в адаптации лицеистов к условиям вузовского обучения


В настоящее время, по мнению школьных учителей и вузовских преподавателей, средняя школа осуществляет в основном информационно-репродуктивное обучение плохо развивает интеллектуальные способности учащихся, в частности, самостоятельность мышления; недостаточно формирует их личностные качества, в том числе качества, определяющие адаптацию учащихся к условиям вузовского обучения.

Опыт показывает, что такую большую дистанцию между школой и вузом удаётся преодолевать чаще через дополнительные (формы обучения (лицей, гимназия и др.), которые совместно со школой и вузом помогают решить задачи современного образования.

Республиканский очно-заочный лицей-интернат (РОЗЛИ) для сельских одарённых учащихся при КГПИ является одной такой ступенью подготовки старшеклассников к вузовской системе обучения.

Главная цель содружества лицея и сельских школ - привить питомцам навыки самостоятельного научно-творческого мышления, вооружить их всем необходимым для восприятия вузовских курсов, качественно подготовить к обучению в вузах.

Педагоги в лицее - это преподаватели сыктывкарских вузов, в основном КГПИ и СГУ, которые о проблемах адаптации первокурсников к вузовской системе обучения знают не понаслышке. Уже с первых занятий лицеисты слушают лекции, участвуют в семинарах, на практических и лабораторных занятиях, в деловых играх и т.д. Учатся по вузовской системе, когда учащийся становится субъектом своей деятельности, а педагог только организует и направляет эту деятельность.

В лицее есть необходимость в создании собственных учебно-методических пособий, чтобы учащиеся могли дома самостоятельно освоить предложенный педагогом материал, выполнить индивидуальное домашнее задание.

Такие задания рассчитаны на самостоятельный и творческий подход.

Важно правильно организовать контроль за выполнением домашних заданий, обнаруживать погрешности и вносить умело коррективы, что трудно выполнимо, т.к. лицеисты живут в разных местах Республики Коми.

Поэтому задача педагогов в лицее - научить способам выполнения домашних заданий и предоставить возможность работать каждому лицеисту в подходящем для него режиме и объёме дома.

Как в народе говорят, средний учитель объясняет, хороший демонстрирует, а блестящий вдохновляет ученика на самостоятельную работу, которая является необходимым условием для успешной адаптации к обучению в лицеях, а затем и в вузах. И наша установка на 3 тип педагогов.

Эффективность учебного процесса во многом определяется умением организовывать общение педагога с учащимися и общение между самими учащимися. Важно, чтобы между учителем и учащимися отношения основывались по принципу партнёрства и сотрудничества.

Многие сельские учителя с уважением стали относиться к тем учащимся, кто учится в очно-заочном лицее-интернате. Обучение учащихся в лицее положительным образом сказывается и на учителей, которые стараются проводить уроки интереснее и познавательнее; во всем поддерживают лицеистов: помогают в учёбе проверяют контрольные работы, исправляют допущенные ошибки, помогают разобраться в них.

При этом изменяются мнения и отношения одноклассников к лицеистам. Сначала они относятся к одноклассникам-лицеистам настороженно. Всем интересно узнать, что же даёт лицей. А лицеисты на каждом уроке должны доказывать, что лицей углубил их знания по учебным предметам и что знания даются с большим трудом и стараниями. Они не останавливаются на достигнутом, ещё усерднее занимаются и работают над собой, чтобы потом поступить в вузы. Со временем настороженность исчезнет и одноклассники станут обращаться к лицеистам за помощью.

В лицее в центре всей образовательной системы находится личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, а также реализация её природных потенциалов.

Особая роль в формировании личности лицеиста и подготовке к вузовской системе образования принадлежит дисциплине «Психология», которая выступает не как предмет преподавания, а как средство, инструмент, позволяющий разобраться в самом себе, познать других, охранять психическое здоровье; помогающий росту самосознания и саморазвития личности, формированию способностей, интересов, более эффективному развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия и ощущений) и профессиональному становлению специалиста.

Приведем высказывания наших лицеистов 2-го года обучения.

Логинова Ольга (коми отделение): «Психология помогает охарактеризовать себя, разобраться в себе, выделить свои достоинства и недостатки, над которыми нужно работать всерьёз, чтобы освободиться от них».

Крапивина Ира (физико-математическое отделение): «Открывать в себе до сих пор неизвестные черты моего характера и особенности личности - это очень интересно».

Микушев Павел (географо-биологическое отделение): «Знания по психологии способствуют росту возможностей, совершенствуют деятельность личности. Психологические знания позволяют более рационально использовать свои силы в повседневной жизни, а в нынешней напряжённой жизни предельно их мобилизовать, помочь устранять нежелательные психические состояния (стрессы, аффекты, фрустрации, упадки настроения и много другое)».

Латышева Лена (агробиологическое отделение): «Я очень часто бываю в состоянии аффекта. Это происходит у меня не только при конфликтных состояниях, но и при каких-то внутренних переживаниях. Когда в душе их много накапливается, то небольшого толчка, незначительного повода, необдуманно брошенного обидного слова достаточно, чтобы все вырвалось наружу. Это не говорит о невоспитанности, развязности и истеричности человека, не привыкшего контролировать свои чувства и действия. Возникший аффект способствует тому, что у человека, если он ещё и холерик, теряется контроль со стороны сознания над действиями, двигательными реакциями, человек при этом многого не помнит, не может сдерживать себя, не видит результаты содеянного, вымещает свой гнев на близких, родных, чтобы каким-то образом расслабиться. Неуравновешенный эмоциональный человек с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми волевыми качествами испытывает при этом особо сильное нервно-психическое потрясение. Как правило, это возникает в результате неудовлетворенности собой, своими поступками, деятельностью, отношениями с окружающими.

К примеру, мой хороший знакомый стал холодно относиться ко мне, вплоть до того, что не слушал, не замечал меня, мог уйти, не сказав ни слова, оставив одну и т.д. После этого у меня несколько дней было очень плохое состояние: ощущала досаду, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Но если я находила какое-то интересное, увлекательное занятие, с головой окуналась в работу, агрессивные реакции ослабевали и отступали. И это все благодаря знаниям по психологии».

Пашкина Катя (филологическое отделение): «Я считаю, что изучение психологии очень помогает в жизни. Можно определить тип темперамента, характер человека, определиться, дружить с ним или нет. Самое важное то, что, психология помогает познать себя, учит, как поступить в той или иной ситуации, помогает выбрать профессию. Знание психологии - огромное преимущество в жизни».

Процесс психологической подготовки учащихся в РОЗЛИ к вузовской системе образования имеет определенные особенности. Лицей работает по индивидуальным планам и программам, включающим элементы вузовских программ, т.к. очно-заочная форма обучения сельских одаренных учащихся предполагает большой объем работы как в семестровый, так и в межсеместровый периоды.

В лицее психологическое образование носит в основном практическую направленность. В течение 2-х лет в каждом потоке оказывается психологическая помощь в адаптации лицеистов к условиям обучения и воспитания в вузе, психолог принимает самое активное участие в формировании сплоченного и организованного коллектива на факультетах в периоды осенней, зимней, весенней и летней сессий.

В начале учебного года психолог вместе с методистом по воспитательной работе проводят психологическое социометрическое исследование по выявлению личных взаимоотношений учащихся-лицеистов неофициальных лидеров - «звезд» и отверженных - «робинзонов», а также симпатий - антипатий друг к другу, результаты которого используются в процессе работы в семестровые периоды.

Особое внимание при этом уделяется индивидуально-психологическому консультированию учащихся, а также индивидуальной психокоррекции и психорегуляции их поведения.

В течение 2-х лет в РОЗЛИ проводятся спецкурсы по психологии.

1-й год обучения. В качестве введения в психологию лицеистами изучаются следующие темы: «Очевидное-невероятное в психологии», «Основы биоэнергетики, самопознания, и психологического контакта», «Охрана психологического здоровья» (всего -16 часов).

2-й год обучения. С целью познания самого себя и других людей, улучшения познавательных процессов, в частности памяти, мышления, речи и воображения, изучаются такие темы, как «Психология личности», «Типы личности», «Характер», «Темперамент», «Память. Условия эффективного запоминания», «Мышление и речь» (всего -10 часов).

В процесс обучения преподаватель старается вносить психологическую терминологию, использованную в вузе, формировать основные психологические понятия, на базе которых строится усвоение ряда психологических дисциплин в институте или в университете.

Переход от обучения в лицее к обучению в вузе связан с большими новообразованиями: в частности с самоопределением личности, с ростом самосознания, с осознанием своих возможностей. В этот период, как показали исследования А.К.Марковой и И.В.Дубровиной, а также других психологов, формируются психологические новообразования и механизмы, обеспечивающие в дальнейшем сознательное, творческое отношение к выбранной профессии.

Существенное влияние на учебную деятельность лицеистов и студентов вузов оказывает мотивация. Наибольшее значение приобретает познавательная мотивация, обусловленная познавательным интересом.

Анкетные и тестовые исследования лицеистов показали, что им нравится психология как новый для них учебный предмет, помогающий понять смысл учения, способствующий умению ставить цели и достигать их, преодолевая трудности, развивающий самостоятельность мышления, память, речь, выступающий как средство саморазвития личности.

На занятиях и дома, в межсеместровые периоды, лицеисты работают с большим интересом, выполняя разнообразные задания по темам спецкурса: составляют психологический портрет по личностному опроснику Кеттела, определяют тип акцентуации характера по методике А.Е.Личко и Н.Я.Иванова, тип темперамента, тип личности по конструктивному рисунку человека из геометрических фигур по графической методике Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной и т.д.

Из тестовых исследований видно, что лицеисты способны усваивать психологические термины, научные представления и понятия, своими словами давать психологические определения и запоминать книжные определения.

Много внимания в лицее уделяется самостоятельной работе по психологии. В межсеместровый период идет напряженная поисковая самостоятельная работа, которая до этого преподавателем хорошо мотивируется, направляется, чтобы лицеист смог один справиться с ней дома на «хорошо» или «отлично», проверить и оценить результаты своей деятельности.

Психология помогает формированию умений и навыков научно-исследовательской работы, профессиональному становлению специалиста в любой области знаний и деятельности. Лицеисты в соответствии со своими интересами и наклонностями могут выбрать любую сферу практической и индивидуальной деятельности.

Создание проблемных ситуаций, развитие исследовательских навыков, введение в учебный процесс элементов дискуссий, деловых игр, вузовского режима работы и других активных форм обучения являются важными компонентами преемственности преподавания психологии в лицее в условиях адаптации к вузовской системе образования.

Из всего вышесказанного видно, что наши лицеисты подготовлены к обучению в вузах. Они адаптированы к общению с новыми сверстниками-сокурсниками, не так скучают по дому, родителям, как студенты-первокурсники, поступившие в вузы сразу после школы, не тяготятся тем, что лекции и семинарские занятия длятся по 2 часа, привыкли сидеть ежедневно по 3-4 пары, а потом самостоятельно заниматься в кабинетах и библиотеках.

Перед каждым воспитателем и педагогом в современном обществе пореформенной России существует немало проблем. Так, утрачены нравственные ценности учащихся, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения, существует проблема и психологической неустойчивости молодёжи. В современных условиях как никогда важно сформировать жизнестойкую личность, способную осмыслить перспективы развития общества и определить своё место в жизни через выбор нужной для общества профессии.

Основной смысл воспитательной работы в лицее - помочь учащемуся, тем более из сельской местности, подготовиться к будущей самостоятельной жизни, когда выпускник мог бы легко адаптироваться к условиям вузов.

Педагогический коллектив лицея-интерната для одарённых детей из сельской местности свою работу строит в соответствии со следующими принципами:

1) глубокое исследование психологических возрастных особенностей учащегося и их учет в процессе планирования и проведения воспитательной деятельности;

2) необходимость видеть в каждом ученике личность и уважать её самостоятельность;

3) взаимное уважение в общении ученик-учитель;

4) взаимодействие всех звеньев школы, лицея в воспитательной работе - директор - педагог - организатор - воспитатель;

5) многовариантность и альтернативность в работе;

6) системный подход в воспитании: гражданское, мировоззренческое, этическое, эстетическое и другие направления должны взаимопроникать и прослеживаться в каждом конкретном деле;

7) разумное сочетание коллективных, групповых форм и индивидуальной работы в постановке и реализации формирования свободной личности, обладающей чувством ответственности, высокой культурой.

Специфика воспитательной работы в лицее связана с тем, что учащийся находится в стенах учебного заведения всего 8 недель (56 дней) за 2 года учёбы. И за этот короткий срок необходимо разрешить поставленные цели и задачи, которые приведут к формированию демократической личности, способной решать задачи, стоящие перед обществом в XXI в.

Воспитательная работа в лицее-интернате сложна и многообразна. Она включает воспитание в обществе и коллективе сверстников; самовоспитание и перевоспитание. Эти направления осуществляются в процессе учебного и общественно-полезного труда, игр, общения, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

Отсюда выдвигаются следующие стратегические задачи воспитания:

1) гуманизация воспитательного процесса, предусматривающая создание условий для всестороннего развития личности, способной к самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию;

2) поддержание и укрепление лицейских традиций, способствующих созданию сплочённого коллектива лицеистов;

3) совершенствование методического мастерства воспитателей, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно разрешать вопросы воспитания.

Коллектив нашего лицея-интерната для сельских одарённых учащихся идеалом выпускника считает творческую личность, опирающуюся на индивидуальные способную к постоянному совершенствованию своих знания, умений. При этом выпускник должен обладать чувством прекрасного, милосердием, состраданием и сопереживанием, добротой к старшим и младшим, стремиться к здоровому образу жизни.

Реализация таких важных задач осуществляется посредством следующих целей:

1) создание оптимальных условий для развития каждого учащегося-лицеиста на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;

2) развитие познавательных интересов, творческой активности, потребностей в приобретении знаний и умений, культурно-исторических

ценностей;

3) развитие эстетической культуры, культуры общения;

4) формирование гражданской жизненной позиции;

5) подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Указанные выше цели в РОЗЛИ решаются таким образом:

1) через сотрудничество педагогов лицея и вуза с психологом, с помощью которого выявляются психологические особенности каждого ученика, его потребности, способности, обязательно учитываемые в планировании воспитательной работы;

2) посредством интеллектуальных игр, тестов, экскурсий в музеи города, библиотеки, театры, встреч с будущими специалистами науки и культуры города и республики.

Эстетический вкус, понимание прекрасного и безобразного, культура общения в школе, лицее, общественном транспорте, кино, театре и т.д. могут формироваться через курс «Правила хорошего тона», в котором этические игры, КВН, брейн-ринги дают возможность увидеть себя со стороны и оценить своё поведение в коллективе, общественных местах. Кроме этого, посещение выставок, проводимых союзом мастеров, национальным музеем, финно-угорским центром и другими культурными учреждениями города, также способствует развитию чувства прекрасного. При этом единство эстетического чувства, нравственного сознания и поведения порождают демократическую личность.

Формирование чувства гражданственности, способности ориентироваться в жизненных вопросах осуществляется через организацию встреч с видными политиками города, историками. Проведение круглых столов по обсуждению мировоззренческих злободневных проблем даёт возможность лицеистам научиться высказывать собственное мнение, работе по ориентации лицеистов на будущую профессиональную деятельность педагоги и воспитатели сотрудничают с центрами и фасетами довузовской подготовки, организовывают экскурсии на промышленные предприятия города, в производственные коллективы.

Лицей - мастерская умственной, коммуникативной, этической деятельности педагогов, способных совершенствовать используемые методы, формы и приёмы учебно-воспитательной.

Здесь каждый лицеист может раскрыть свои способности, талант, обрести друзей, приобрести новые знания и умения, духовные ценности и познавательные интересы, что даст возможность свободно ориентироваться и приспосабливаться к условиям вузовской системы.

Н.В. Ильчукова







Интересное:


Органическая концепция социальной эволюции Г. Спенсера и современность
О специфике универсального конфликтологического подхода к анализу социального пространства
Методологическая особенность становления социологии управления
Понятие социальной несправедливости как общее основание для объединения причинных теорий девиантности.
Психосоциальные основы общественной и частной благотворительности: исторический аспект
Вернуться к списку публикаций