2010-06-25 21:25:56
ГлавнаяСоциология — Учет психосоциальных особенностей неработающих женщин пенсионного возраста в подготовке специалистов по социальной работе



Учет психосоциальных особенностей неработающих женщин пенсионного возраста в подготовке специалистов по социальной работе


В последнее время все чаще современное мировое общество называют «стареющим», что связано с ростом числа людей «третьего возраста». Во всех промышленно развитых странах растет как численность, так и доля престарелых в общей численности населения. Россия в этом смысле не составляет исключения.

Сегодня каждый 4-5-й россиянин - пенсионер по возрасту. Практически во всех российских семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек, таким образом, проблемы людей третьего возраста можно считать всеобщими.

Из 145,5 миллионов населения страны 77 миллионов - женщины, что составляет 53% общей численности. Женщин старше трудоспособного возраста - 28% от общего числа, тогда как девочки и девушки 16 лет представляют лишь 21% общей численности женского населения страны.

В возрастной когорте людей старше трудоспособного возраста женщин втрое больше, чем мужчин, то есть наши пенсионеры по старости - это на три четверти пенсионерки. Если в когорте 35-39 - летних существует равновесие в соотношении численности мужчин и женщин этого возраста, то после 55 лет возникает значительный дисбаланс. На 1000 мужчин 55-59 лет приходится 1250 женщин, на 1000 мужчин 65-69 лет - 1100, на 100 мужчин старше 70 лет - уже 3100 женщин. Бабушки, которым нынче около 65 лет и больше, в основном потеряли своих женихов и мужей во время Великой Отечественной войны. Среди них больше всего бездетных (134 на 1000) женщин и «безвнучатых бабушек».

В условиях старения населения российского общества происходит быстрая феминизация полового состава общества. У современной старости формируется отчетливо выраженное «женское» лицо. Средняя продолжительность жизни составляет 72 года у женщин и 58 лет у мужчин.

Социальная нестабильность в российском обществе приводит к тому, что многие пожилые люди ищут защиту в семье, стараясь адаптироваться к новым социальным условиям и новому статусу с помощью близких людей. В российском обществе жизнь пожилых людей тесно связана с жизнью представителей молодого поколения. С появлением внуков она приобретает новый смысл. Пожилая женщина переходит в новое качество, становится бабушкой. Появляются совершенно новые, раннее неизведанные чувства радости, новые тревоги, заботы и огорчения. В иерархии семейных отношений бабушка выполняет общественно-необходимые функции: воспитывает внуков, прививая им непоколебимые вечные ценности, житейский опыт, высвобождая женщину-мать для активного труда на благо семьи. Внутри семейных отношений роль пожилой женщины гораздо более почетна, нежели вне её.

С возрастом претерпевают изменения ценностные ориентации. Представители старшей возрастной категории женщин были воспитаны в системе «советских» ценностей, которые считались единственно правильными. Не все женщины пожилого возраста способны отказаться от прежних ценностных установок, адаптироваться к новой ситуации. Вследствие этого неприятие нового порождает чувство ненужности, напрасности прожитой жизни.

Когда человек переходит тот рубикон, где начинается его пожилая Жизнь, он вольно или невольно начинает подводить итоги. В молодости у него была длинная жизнь. В пожилом возрасте основные достижения уже в прошлом. Пожилые люди как бы всматриваются в себя, Свое прошлое.

Оценка прожитой жизни зависит от ряда факторов, прежде всего от соотношения целей, которые человек ставил перед собой в молодости, и от степени их реализации. Другой важный фактор - социально-психологический тип личности, который в значительной степени определяет самооценку индивида. Надо заметить, что каждый человек имеет свою философию в жизни. Если для одного человека что-либо в жизни имеет большое значение, то для другого может иметь минимальное. Так, для некоторых женщин одиночество в жизни и в старости почти благо, для других же отсутствие семьи, детей означает собственную ущербность и приносит уверенность, что жизнь не сложилась. Опять-таки, для одних женщин карьера, служебный успех - очень важная составляющая жизни, для других главным является семья. Кроме этого, оценки прожитой жизни пожилых могут корректироваться через призму их настоящего положения (болезней, бедности, заброшенности).

Каковы же основные психологические проблемы людей «третьего возраста»?

- страх перед возможными ошибочными решениями, стремление избежать всяких новшеств, ограничение стандартами и догмами;

- страх одиночества (как правило, одиночество - это обычный спутник старости). Однако не надо путать понятия «одиноко живущий человек» и «одиночество». В этом случае первое может не означать второе;

- стремление доказать свое право на уважение даже тогда, когда никто на него не посягает;

- ослабление процессов внутреннего торможения.

Пожилые люди больше подвержены стрессам, вызываемым разными причинами и поводами: эмоциональными перегрузками, не имеющими выхода; невысказанными, безответными обидами; невыплаканным горем, но сильнее других из-за страха (перед смертью, перед одиночеством и т.п.).

Можно констатировать, что пожилые женщины России - одна из самых незащищенных групп населения. Нарушается важнейшее естественное право - право на обеспеченную старость тех, кто всю жизнь работал, кормил, поил и одевал страну, брал на себя самую трудную, и чаще всего, малооплачиваемую работу. Ни в каком возрасте человек не теряет право на труд, если он по состоянию здоровья и интеллектуальным возможностям способен выполнять свою работу. Волна безработицы сильнее всего ударила по пенсионерам, они первыми попадают под сокращение штатов и увольнение. Службы занятости неохотно работают с этим контингентом (в Сыктывкаре не работают с ним вообще), оправдываясь тем, что прежде всего следует трудоустроить молодых. Для пожилых не предусмотрены курсы по переподготовке и получению новой квалификации. Такая возрастная дискриминация является нарушением прав граждан и противоречит конституции РФ. Переход на пенсию чреват не только материальными, но и в не меньшей степени моральными потерями: утрата связи с коллегами, ощущение собственной ненужности и тому подобное. Адаптации пенсионеров могут послужить различные общественные объединения пенсионеров.

Как правило, женщины в России в возрасте от 55-65 лет выходят на пенсию. Прекращение работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой изменение социального статуса и связанного с ним образа жизни.

Трудовая деятельность для человека означает многое: определенное место в обществе, степень престижности, уровень благосостояния, удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельностью, привычка к сопоставлению с тем новым, что приобретается или теряется, определяет характер реакции на сам факт прекращения работы и выхода на пенсию. Резкое прекращение работы может привести пожилых людей к состоянию хронического стресса, который вызван изменением роли пенсионера в семье и обществе. В то же время известно, что систематический труд способствует продлению жизни, укрепляет физическое и психическое здоровье.

Пенсионный период жизни часто рассматривается зарубежными и отечественными авторами как кризисный период жизни человека, т.к. предполагает значительное изменение жизненной ситуации, которая связана как с внешними факторами (официальный уход на пенсию, появление свободного времени, раннее занятого работой, изменение социального статуса и др.), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, пассивно-зависимое положение от общества и семьи, что влечет за собой формирование нового психосоциального статуса пожилого человека). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, поиска новых возможностей и путей реализации своей активности.

У пожилых женщин процесс перестройки сознания, связанный с выходом на пенсию, происходит по-разному. У одних он происходит быстрее и легче, у других - в течение долгого времени и со значительными «потерями». Это так называемый процесс адаптации к пенсионному периоду жизни.

По определению Р.С. Эшли, существует 6 фаз пенсионного процесса.

Фазы не соответствуют какому-либо определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке, и вовсе не обязательно, чтобы все, выходящие на пенсию, пережили каждую из этих фаз.

1. Предпенсионная фаза.

В этой фазе выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем. Более близкая к пенсии фаза может начинаться с выходом на пенсию старых друзей и коллег по работе, поэтому могут возникать ощущения тревоги, касающейся изменений образа жизни, в частности, финансовых изменений.

2. Фаза «медового месяца» (сразу после выхода на пенсию).

Как правило, эта фаза включает в себя эйфорию отчасти из-за вновь обретенной свободы. Часто это очень насыщенный период (может быть либо длительным, либо коротким).

3. Фаза разочарования, освобождения от иллюзий.

Включает торможение после фазы «медового месяца» наряду с чувством разочарования и даже депрессии. Степень разочарования прямо пропорциональна состоянию здоровья и финансовому положению. Она может быть вызвана несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

4. Фаза переориентации.

Этот продуктивный период для выработки более реальной картины жизненных альтернатив может включать в себя новые сферы занятости. Иногда через местные организации (например, добровольная или оплачиваемая работа для пенсионеров). Это способствует уменьшению чувства потери профессиональной роли и означает, что человек достиг самовыражения.

5. Фаза стабильности.

Осознание своих слабых и сильных сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

6. Завершающая фаза, при которой болезнь или инвалидность обычно затрудняют выполнение домашней работы и ухода за собой. Происходит привыкание и адаптация к ограниченному образу жизни.

Более всего удовлетворены в период пенсии ученые, писатели и другие представители гуманитарных профессий, которые просто продолжают заниматься любимым делом с минимальным отрывом от других доставляющих удовольствие видов работ. Пенсионеры, открывшие для себя различные виды досуга, также хорошо приспосабливаются.

В литературе не существует единого мнения относительно прямой связи между выходом на пенсию и психическим здоровьем в старости. Многие исследователи обратили внимание на то, что один из самых глубоких психосоциальных кризисов личности связан с выходом на пенсию, потерей работы и сопровождается депрессией, соматическими заболеваниями или ипохондрией, в то время как другие считают, что сам по себе выход на пенсию не может оцениваться как фактор, негативно влияющий на психику; он не является причиной кризиса, а имеет отрицательное значение только при определенных чертах личности, психологической неподготовленности, неприятии положения пенсионера. Более того, по мнению этих исследователей, кризис выхода на пенсию - это иллюзия массового сознания.

Однако большинство авторов сходятся в том, что:

- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания, эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что представляет собой процесс адаптации к пенсии;

- существенным фактором такой адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха, способствующих укреплению здоровья;

- семья пожилого человека выполняет компенсаторную функцию в период выхода на пенсию, т.е. становится основной сферой межличностных контактов и коммуникативных связей;

Таким образом, следует сказать, что выход на пенсию влечет за собой прекращение активной профессиональной деятельности, ослабление социальных контактов, приближающуюся физическую слабость, - все это вызывает комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые в конечном счете приводят к возникновению нового жизненного ритма. Семья, общество должны способствовать активизации жизнедеятельности пожилого человека. Знание вышеперечисленных основных психологических проблем, типичных для «третьего возраста», и условного деления пенсионного процесса (по Р.С. Эшли, см. выше), должны помогать институтам социально-психологической помощи находить оптимальные способы решения возникающих проблем.

Понимание трудностей, особенностей пожилых женщин наряду с практическими рекомендациями, как улучшить их жизнь должны в доступной форме объясняться уже с первых классов. Именно то количество и качество внимания, которое общество уделяет пожилому человеку, свидетельствует о его уровне духовности, культуры, философии, а также ценностных ориентаций и является социально-политическим и экономическим показателем развития общества. Рано или поздно любой человек переходит тот рубикон, где начинается его пожилая жизнь.

Кафедрой социальной работы факультета психологии и социальной работы СГУ было проведено сплошное социологическое исследование неработающих женщин пенсионного возраста, обратившихся я территориальный центр социального обслуживания пожилых и инвалидов «Виктория» г.Сыктывкара с целью изучения их социального самочувствия.

Данное исследование показало, что 66% респондентов живет только на пенсию, что сказывается на удовлетворении, базовых потребностей, к которым в первую очередь относится питание. У 18% женщин, которые еле сводят концы с концами, питание скудное, у 66% питание регулярное, но однообразное, не калорийное.

В связи с ухудшением материального положения при выходе на Пенсию большинство респондентов (71%) не может позволить себе купить новую одежду, обувь и другие товары длительного пользования.

Для улучшения своего материального положения 6% пытаются найти временный приработок, 5% продает личные вещи, 25% разводят скот, птицу, 75% находят подспорье в выращивании овощей и 18% не пытаются что-либо изменить.

Выход на пенсию означает изменение образа жизни; 62% респондентов им не довольны, так как на них свалилось очень много материальных житейских забот. 32% совершенно не удовлетворены новым образом жизни в связи с изолированностью от общества, что, в свою очередь, приводит к моральной подавленности. Вследствие однообразности жизни 41% женщин изъявили желание посещать клубы пожилых людей по интересам, если они будут организованы в их районе.

В опросе участвовало 35% пожилых женщин с высшим образованием, все они отмечали, что их отношения с детьми теплые, доброжелательные. У 36% опрошенных, в основном это люди со средним специальным образованием (59%), нередко бывают разногласия с детьми. Напряженные отношения с частыми конфликтами у 4%, интересно, что все они относятся к людям со средним образованием (6%). У 2% детей нет вообще, и все они живут плохо, так как лишены поддержки и внимания молодых, Из 30% женщин, проживающих с мужьями, многие отмечали, что их жизнь ухудшилась не сильно, они более удовлетворены своим образом жизни.

На вопрос, в какой помощи они нуждаются, все женщины с низким уровнем жизни указали на повышение пенсии, установление ощутимых льгот по оплате различных бытовых и медицинских услуг (49%), установление льготных цен на все лекарства и гарантии обеспечения ими (47%).25% хотели бы, чтобы в их районе был центр социальной помощи, в который можно было бы обратиться при социально-экономических, юридических, психологических и других затруднениях. 17% респондентов отметили необходимость в организации вечеров досуга, возможности общения с ровесниками на базе территориальных центров.

Таким образом, данные исследования свидетельствуют о том, что пожилые неработающие женщины являются одной из наиболее социально уязвимых категорий и находятся в достаточно критическом положении. Большинство из них так и не смогли «вписаться» в новую систему экономики после выхода на пенсию, что вызывает у некоторых неудовлетворенность собой и своим образом жизни.

В определенной степени улучшению социального самочувствия пожилых женщин может способствовать их активизация путем занятости каким-либо видом творчества, здоровым образом жизни, оказанием взаимной помощи и другими формами социальной работы, имеющимися в арсенале территориальных центров, а также их психологическая поддержка и помощь на всех этапах адаптации к этому периоду жизни.

Однако, если не удовлетворяются материальные потребности в комфортном существовании, достойном человека XXI в., условия его жизни, то, естественно, материальные ценности будут предпочтительнее духовных. Духовные же ценности непременно выдвинутся на первое место по значимости в сознании пожилых женщин по мере удовлетворения основных материальных потребностей, которые будут способствовать большинству жить, а не выживать.

Преобладающее большинство пожилых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им разными лицами, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны взять на себя все заботы о старых родственниках. Вся тяжесть по уходу за пожилыми людьми должна ложиться в первую очередь на плечи социальных служб и в меньшей степени, учитывая теперешнее состояние и переход в будущем на платную медицинскую помощь, на органы здравоохранения. Проблемы социальной работы со старшими возрастами в настоящее время находятся в центре внимания социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня их жизни.

По мнению социальных геронтологов западных стран, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида, семью и общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.

По мнению В.Д. Шапиро, социальная работа в широком смысле - это оказание практической помощи пожилым и старым людям и группам старых людей с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующих их физическому выживанию и сохранению их социальной активности. В.Д. Шапиро ещё в 1983 г. писал, что все более важное место в деятельности социальных служб будет занимать обучение профессионалов, выполняющих программы оказания социальных услуг населению старших возрастов, причем подготовка профессионалов должна проводиться на всех уровнях академического обучения. Бытующее мнение, что социальным работникам достаточно житейского опыта и собственных наблюдений за своими бабушками и дедушками, не выдерживает никакой критики. Для специалистов по социальной работе необходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих в пожилом возрасте, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы облегчить их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения. В связи с этим первостепенной задачей на данном этапе является расширение подготовки специалистов по практической социальной работе с пожилыми людьми.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты с наиболее некоммуникабельными пожилыми людьми. Овладение искусством общения с пожилым человеком необходимо, т.к. в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. По отзывам самих пожилых людей, их требования к работникам социальной службы таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать - одно из главных качеств социального работника, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять его профессиональный статус.

Овладение навыками общения с пожилыми людьми - не простая задача: помимо умения выслушать человека с пониманием его нужд, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Кроме этого, все усилия должны быть направлены на активизацию пожилого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы. У пожилых людей возрастает роль общения в жизни. Пожилые часто оказываются в ситуации, когда рвутся социальные связи - уходят из жизни друзья, родственники, приходится расставаться с привычной деятельностью и т.п. Не только совокупность этих факторов, но и каждый из них в отдельности может вызывать негативные эмоции, депрессию, нервозность, чувство одиночества и даже привести к психическим заболеваниям и самоубийству . И здесь тесная, близкая дружба помогает противостоять стрессу и может предотвратить психическое расстройство. Поскольку часты случаи, когда пожилые люди оказываются в состоянии социальной изоляции, служба социальной помощи могла бы частично компенсировать им дефицит общения и способствовать избавлению от одиночества и его негативных последствий.

По возможности следует развивать сеть филиалов социальных служб с целью более полного охвата различных категорий людей пожилого возраста; способствовать общественным и творческим инициативам пожилых, организационному содействию общественным молодежным движениям по типу тимуровского как звену, связующему поколения.

В связи с тем, что жизнь пожилых людей, как правило, кардинально меняется, после их выхода на пенсию, то представляется возможным подготавливать людей к такому важному событию в их жизни. Анализ имеющегося опыта такой подготовки позволил исследователю Н.Н. Сачук выделить три её формы:

1) массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки, инструкции);

2) организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовки к выходу на пенсию;

3) создание подготовленных групп по специально разработанным программам.

Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Хотя первая наиболее доступна, отсутствие контроля за подготовкой снижают её эффективность, поэтому она может быть рекомендована только в сочетании с другими методами. Основным достоинством второго метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала, которая, как известно, имеет ряд преимуществ по сравнению с письменной. Только третья форма подготовки обеспечивает оптимальность этого процесса благодаря ряду социально-психологических феноменов, возникающих в группе. Кроме того, эта форма создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективе, благотворно влияющие на процесс адаптации.

Во многих странах с высоким уровнем старения населения, в частности в Нидерландах, США, Великобритании, подготовка к пенсионному периоду осуществляется на некоторых фирмах и предприятиях. Такой принцип создания подготовленных групп можно определить как производственный. Он обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Вместе с тем у него есть ряд слабых сторон, т.к. обучающиеся лишены возможности расширить круг общения, завязать новые социальные связи. Указанные недостатки могут быть в значительной степени преодолены при формировании

групп по территориальному принципу (с учетом места жительства), основное достоинство которого - возможность поддержания постоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной близости друг от друга, не только во время обучения, но и в дальнейшем (например, при проведении досуга). Многие геронтологи включают в практический курс адаптации пожилых людей к пенсионному периоду низание, кулинарию, изготовление различных поделок, изучение искусства, музыки и т.п.

Выше было указано, что психогеронтологи часто включают в программы подготовки к выходу на пенсию или к позднему периоду жизни различные курсы и кружки по интересам или клубы общения. Однако, предупреждает Н.Ф. Шахматов, самое распространенное заблуждение состоит в том, что эту занятость легко организовать.

Возможность выбрать самому себе вид деятельности и отдыха (в соответствии с внутренними привязанностями и интересами) более значима для пожилого человека, чем дорогое и хорошо организуемое мероприятие. Для пожилого человека, включенного в клубную деятельность, очень важным является иметь свой собственный социальный статус. Выступление перед другими повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая внимание других к собственной проблеме, а также устанавливая контакты с другими людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под клубной деятельностью пожилых людей подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которых изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует развитию личности и противоборству процесса ее угасания в позднем периоде жизни.

В области групповой работы могут создаваться группы по активности и интересам, программно-ориентированные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы самопомощи и т.п.

Важным вопросом психологической поддержки является психотерапевтическая практика. Будь это лишь консультация или сеанс психотерапии - в обоих случаях необходимо вести пожилых людей от самоотчуждения к телесному, душевному и социальному комфорту . Желательное направление психотерапии с пожилыми - подчеркивание приятных сторон жизни, обогащение социальных контактов и стимулирование фантазии. Главная опора должна делаться не на прошлое или настоящее, а на будущее, т.е. на то, как продлить жизнь и наполнить её действием в оставшиеся годы.

Известно, что любая проблема переживается как уникальная, присущая только данному человеку. Облегчение может принести уже знание о том, что другие люди тоже сталкиваются с такой проблемой и успешно решают её. Это предполагает возможность сравнить себя, свое отношение к проблеме с мнениями других людей. Пожилому человеку необходимо дать возможность понять, что отношение и позиция многое определяют в его жизни.

Ни в каком возрасте человек не теряет право на труд, если позволяет здоровье. Для повышения уровня жизни, активизации пожилых женщин можно продумать тот вариант, когда пожилые смогли бы занять собственную трудовую нишу. Организации рабочих мест способствовало бы открытие ряда специфических учреждений, например, гериатрических поликлиник, где бы работали врачи-пенсионеры с неполным рабочим днем. Со сверстниками легче поделиться своими проблемами, старческими немощами, а врач такого возраста лучше поймет тревоги пожилой женщины, чем его молодой коллега. Аналогично могут работать юридические и психологические консультации. Может быть осуществлено создание артелей гувернанток и нянь с соответствующей подготовкой желающих. Или открытие кафе, столовых для пожилых людей с персоналом из таких же пожилых людей. Учителя-пенсионеры с удовольствием могли бы заняться репетиторством при необходимой организации помощи. Кроме этого, возможно создание различных предприятий народных промыслов. Такие предприятия всегда имеют преимущественно женский персонал. Они не только должны быть освобождены от налогов, но и получать, хотя бы на первых порах, поддержку от муниципальных органов.

Чтобы жизнь пожилой женщины, отвечала активной позиции, можно ей посоветовать:

Во-первых, не попасть в ситуацию одиночества. когда человек приближается к старости, он не должен позволять себе замыкаться в четырех стенах своего дома. Важно чаще бывать на людях и помнить, что одиночество не создается другими людьми, обычно мы создаем его сами.

Во-вторых, постараться не угодить в ловушку апатии, тревоги, страха. Апатия и одиночество - опаснейшие враги.

В-третьих, не поддаваться искушению проникновения жалости к себе. Вместо этого лучше отдать часть сил и времени другим людям, помочь нуждающимся.

В-четвертых, необходимо избегать опасности впасть в безнадежность и отчаяние. Мысли о том, что «я стала старой», ни к чему хорошему не приведут.

Таким образом, необходима профессиональная подготовка людей, работающих с пожилыми.

Будущие специалисты по социальной работе, начиная с 1 курса, проходят учебную практику по социальному обслуживанию пожилых людей, среди которых большинство женщин, в муниципальном центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г.Сыктывкара. На третьем курсе студенты изучают работу с пожилыми в стационарных учреждениях. В теоретическом плане студенты факультета психологии и социальной работы рассматривают проблемы пожилых, психосоциальные особенности как мужчин так и женщин в курсах «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная геронтология», «Социальная работа с инвалидами» и др. Кроме того, учет психосоциальных особенностей пожилых женщин, их проблемы и социальное самочувствие рассматриваются в курсовых и дипломных работах студентов факультета психологии и социальной работы как дневного, так и заочного отделений.

А.В. Соколова, О.Б. Труфанова







Интересное:


Национальная катастрофа в оценке Питирима Александровича Сорокина
Методологическая особенность становления социологии управления
Социальные нормы и отклонения от них.
Социологическая концепция Т. Парсонса и формирование теории действия.
Предпосылки становления российской социологии семьи
Вернуться к списку публикаций