2010-06-24 21:25:56
ГлавнаяСоциология — Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как психосоциальная проблема



Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как психосоциальная проблема


Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции; адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни (в отличие от адаптации, которая возникает по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям).

Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

При изучении вопроса постинтернатной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинство исследователей и практиков сходятся во мнении, что этот процесс проистекает крайне сложно, уровень адаптивного потенциала выпускников-сирот в социуме отличается неоднородностью и недостаточно высок. Вступая в самостоятельную жизнь, молодые люди сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организацией и ведением домашнего хозяйства, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи.

Основной особенностью социализации молодых людей еще на момент пребывания в интернатном учреждении является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. В связи в этим возникают условия, которые могут рассматриваться как факторы, затрудняющие социализацию выпускников интернатных учреждений, а именно:

- дефицит индивидуального общения со взрослыми;

- ограничение социальной активности молодого человека;

- дефицит моделей и образцов социального поведения для подражания и усвоения;

- ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

- ограниченность контактов с широкой социальной действительностью формируют у молодых людей недоверие и боязнь внешнего мира.

Эти причины определяют особенности социализации, наиболее ярко проявляющиеся у выпускников интернатов.

С точки зрения рассматриваемой проблемы постинтернатной адаптации следует помнить, что источниками адаптации (или дезадаптации) является сам человек, особенности его личности - ценностные ориентации, задачи, цели, возможности достижения их в социальной среде. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации. И нарушения эти формируются в процессе усвоения социальных норм и ценностей, в процессе вхождения ребенка на каком-либо этапе его социализации в социальную среду. Следовательно, социализацию в этом контексте следует рассматривать как обязательный элемент развития, характеризующий включение его в социум.

Существует термин «социопат», под которым понимают личность с аномалиями характера и поведения, но без очевидных психических расстройств, с неразвитым социальным интеллектом. Поэтому социальную адаптацию с позиции постинтернатной адаптации можно также рассматривать как переход социопатического варианта развития личности выпускника к позитивным формам социального приспособления, под которыми подразумеваются:

- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

- потребность в труде как средстве самореализации;

- позитивное отношение к людям;

- активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе.

Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды - самоубийство.

Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников интернатных учреждений 5000 в течение года попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают собой.

В течение первых трех лет после выхода из интернатного учреждения 30% вступают в конфликт с правоохранительными органами из-за своего асоциального поведения, 8% совершают уголовно-наказуемые деяния и попадают в воспитательно-трудовые колонии, 32% принимают участие в уличных драках, и оставшаяся треть - это выпускники, чья жизнь сложилась относительно благополучно.

Интересны данные исследования о готовности воспитанников к брачно-семейной жизни. По всем показателям ими выбрана «сильная степень» готовности, что свидетельствует о стремлении завысить самооценку. И это объясняется спецификой развития ребенка вне семьи (чувство общности, неудовлетворенные потребности в общении со взрослыми, выражающиеся в стремлении любой ценой вызвать положительную оценку, внимание к себе).

Лишь немногие показатели вызвали у воспитанников интернатов затруднения в оценке, что проявилось в выборе «слабой степени»: распределение бюджета семьи, выбор будущего супруга, отношение со старшим поколением в семье.

Итак, исследование только дополнило ранее известные выводы ученых о том, что воспитанникам интернатов свойственно сильное желание создать нормальную семью. 76% юношей и 66% девушек подтвердили подобное стремление в письменном интервью. Но, несмотря на сильное желание иметь семью, выпускники интернатов испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении.

Опрос выпускников Липецкой области показал, что лишь 44% выпускников смогли создать свою семью, 37% - не смогли создать, 4% - не смогли сохранить, 15% - создали неполную семью.

Вполне понятно, что дети, воспитывающиеся вне семьи, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругой(ом), у них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, что приводит к разрушению семьи.

Не имея жизненного опыта, не видя положительного примера, наиболее часто они оказываются и жертвами обмана, поэтому так много среди воспитанниц матерей-одиночек. Нередки случаи, когда бывшие

воспитанники интернатов отказываются от своих детей, повторяя во взрослой жизни отрицательный семейный опыт своих родителей.

На выборе жизненного пути выпускников сказывается их самооценка как важный регулятор поведения личности. Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям и самому себе. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.

Самооценка, относясь к ядру личности, является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственных качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания ребенка. Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требованиям окружающих, она как бы указывает подростку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, и его поведение, и отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает подростку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания и оценки самого подростка.

В феврале 2002 г. в г.Сыктывкаре был проведен опрос среди выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого были получены следующие данные: 24% сообщили, что часто находятся в подавленном настроении, 40% указали на отсутствие уверенности в себе, в своих силах; 8% считают, что ничего не достигнут в будущем. 56% опрошенных постоянно чего-то опасаются, а 32% напротив - мало обеспокоены неудачами в жизни. 80% опрошенных молодых людей считают, что окружающие люди более привлекательны, чем они сами. Представляется, что эта цифра особенно должна насторожить специалистов, работающих с детьми-сиротами. 72% из ответивших на вопросы временами чувствуют себя ненужными. Обработка результатов анкетирования показала, что большинство (64%) молодых людей из числа детей-сирот имеют заниженную самооценку, завышенной самооценкой обладают 20%), у оставшихся 16%о - адекватная самооценка. Безусловно, эта проблема требует внимания специалистов, так как уровень самооценки личности оказывает непосредственное влияние на процесс жизнеустройства выпускников.

Об актуальности проблемы постинтернатной адаптации говорит и проблема трудоустройства выпускников интернатных учреждений. Многочисленные исследования подтверждают низкую конкурентоспособность выпускников на рынке труда, что напрямую ведет к росту застойной бедности среди данной категории населения. Почти четверть выпускников не имеют работы и не учатся. Количество неработающих выпускников интернатов за последние три года составляет в среднем 17-18%. Количество квотных мест в центре занятости населения так же не менялось и составляет 18-19%. Не все выпускники в случае безработицы обращаются в центр занятости: в 2000г. стояло на учете 17,7%, в 2001г. - 11,2%. В то же время сегодня выпускники интернатов достаточно активно пользуются правом получать бесплатное второе начальное профессиональное образование, но в основе мотивации зачастую лежит не стремление получить профессию, обеспечивающую дальнейшую жизнедеятельность, а стремление отложить решение сложнейших жизненных вопросов.

Менее 5% лиц, имеющих статус сироты, получают в республике среднее специальное и высшее образование, несмотря на то, что законодательством предусмотрены серьезные льготы при поступлении и обучении.

Во многих случаях ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а зачастую определяет весь процесс адаптации выпускников интернатных учреждений в социуме. Представляется недопустимым говорить о социальной защищенности выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без принципиального решения жилищной проблемы для этой категории населения. На сегодняшний день имеют закрепленное жилье 72% выпускников интернатных учреждений. Однако и здесь необходимо обратить внимание на следующие вопросы: во-первых, зачастую возвращение выпускников по месту регистрации родителей после интерната означает возвращение в асоциальную криминальную среду, и эту проблему молодому человеку решить самостоятельно нереально; во-вторых, нельзя рассматривать жилплощадь, где прописан выпускник, как решение проблемы при отсутствии санитарных норм жилплощади (исследователи отмечают в 22% нехватку жилплощади по месту прописки как основную причину жилищной проблемы выпускников); в-третьих, весьма специфической является ситуация, когда молодой человек, вернувшись со службы в армии, утрачивает право на обеспечение жильем; в-четвертых, необходимо, видимо, более серьезно подойти к проблеме потери полученного жилья выпускником интерната, может быть, вплоть до закона, не позволяющего ухудшать свои жилищные условия. И, наконец, 23% выпускников интернатов сегодня проживают в общежитиях, хотя наличие места в общежитии необходимо рассматривать лишь как временное решение проблемы. Следует обратить внимание на то, что нередко в очереди на получение жилья выпускник стоит лишь до 23 лет, а затем автоматически снимается с очереди, так как льгота заканчивает свое действие. Потому многие выпускники интернатов остаются без собственного жилья на протяжении длительного времени, а нередко и на протяжении всей жизни.

Таким образом, необходимо отметить, что стартовые возможности выпускников интернатов незначительны. Им сложно адаптироваться в новых для них социально-экономических условиях после интерната. Проблема же заключается не только в условиях и особенностях социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа, но и в не меньшей степени в том, насколько общество готово к созданию реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения детей-сирот и ответственности за адаптацию выпускников этих учреждений в социуме.

А.В.Соколова, И.А.Козырева



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Предмет и метод экономической социологии
Психосоциальная помощь в адаптации лицеистов к условиям вузовского обучения
Теоретико-методологические основания общей девиантологической теории.
Психологические механизмы обратной перспективы
Социальные нормы и отклонения от них.
Вернуться к списку публикаций