2010-06-23 21:25:56
ГлавнаяСоциология — Психосоциальные аспекты работы психолога с родителями детей и подростков, демонстрирующих симптомы посттравматического стрессового расстройства



Психосоциальные аспекты работы психолога с родителями детей и подростков, демонстрирующих симптомы посттравматического стрессового расстройства


В результате диагностического исследования в данной группе родителей были выявлены следующие нарушения:

1. Нарушение процесса воспитания в семье:

• уровень протекции в процессе воспитания: гиперпротекция у -27% родителей, гипопротекция у - 8%;

• степень удовлетворения потребностей ребенка: потворствования у - 29% родителей, игнорирование потребностей у - 2%;

• количество и качество требований к ребенку, в семье: чрезмерность требований-обязанностей у - 13% родителей, недостаточность требований-обязанностей у - 19%, чрезмерность требований-запретов у - 13%, недостаточность требований - запретов у - 27%, чрезмерность санкций за нарушение требований ребенком у - 6%, минимальность санкций у - 40%; неустойчивость стиля воспитания у -15% родителей.

2. Психологические причины отклонений в семейном воспитании:

• психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка;

• расширение сферы родительских чувств у - 6% родителей;

• предпочтение в подростке детских качеств у -12%;

• воспитательная неуверенность у - 37% родителей;

• фобия утраты ребенка у -10% родителей;

• неразвитость родительских чувств не встречается;

• проекция на подростка собственных нежеланных качеств у - 8% родителей;

• вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания у -10% родителей;

• предпочтение женских качеств у ребенка мужского пола у - 8% родителей;

• предпочтение мужских качеств у ребенка женского пола не встречается.

Таким образом, можно отметить ведущие в данной группе родителей нарушения процесса воспитания:

1. Гиперпротекция, при которой родители уделяют ребенку крайне много времени, сил, внимания, и воспитание для них становится центральным делом жизни. Дети таких родителей обычно труднее справляются со стрессом, в том числе с травматическим.

2. Потворствование, при котором родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Часто таким образом родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий. Но при этом они недостаточно хорошо понимают реальные потребности конкретного ребенка и не могут их удовлетворить.

3. Недостаточность требований - запретов к ребенку, когда родители не хотят или не могут установить какие-либо рамки в поведении подростка. А как известно, рамки создают с одной стороны ограничения для подростка, но с другой - ощущение стабильности и безопасности.

4. Минимальность санкций, когда родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко.

5. Воспитательная неуверенность родителей. При этом обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований.

Опираясь на результаты диагностики, уже имеющийся в нашем арсенале собственный опыт проведения групповых занятий с родителями и методические руководства, мы разработали программу психологического тренинга для родителей «Эффективное взаимодействие с детьми», направленную на повышение психолого-педагогической грамотности родителей; поиск личностных и воспитательных ресурсов родителей, решение их личностных проблем, мешающих хорошо понимать потребности своего ребенка и давать ему необходимую поддержку.

Программа проводилась с целью гуманизации внутрисемейных отношений через создание благоприятного психоэмоционального климата в семье, имеющей подростка с симптомами ПТСР, а также формирование положительных установок в сознании родителей. Основные задачи программы:

1. Помощь участникам тренинга в понимании своих чувств и чувств ребенка, а также в умении налаживать такие отношения с ребенком, чтобы он чувствовал, что его слышат и понимают.

2. Помощь родителям в понимании психологического смысла поддержки как основы построения контакта с ребенком и в обладании навыками поддержки.

3. Ознакомление родителей с навыками самовыражения, особенно в конфликтной ситуации.

4. Выработка у участников позитивного взгляда на ребенка и его проблемы.

5. Повышение самоуважения родителей и осознание ими собственной ответственности за их проблемы в отношениях с ребенком.

Работа включала две формы: индивидуальную и групповую.

Индивидуальная форма работы - беседа или частично структурированное интервью с родителем. Происходило установление непосредственного личного контакта между психологом и родителем для ознакомления последнего с проблемами, которые решаются в группе, а также для определения им собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводил диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик. Индивидуальные беседы позволили психологу ознакомиться с историей жизни родителя, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности его (ее) характера, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка с симптомами ПТСР).

Вторая форма работы с родителями - групповая. Психокоррекционное воздействие осуществлялось не только со стороны психолога на каждого участника родительской группы, но и внутри группы при взаимодействии участников между собой.

Каждое групповое психокоррекционное занятие включало следующие структурные элементы:

1. Рефлексия состояния группы. Разминка. Приветствие. Психогим-
настические упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку невербального поведения, на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

2. Основная часть.

Групповая дискуссия - обсуждение жизненных ситуаций, значимых для участников группы. Специальные психокоррекционные приемы, используемые для подведения участников к инсайту и катарсису.

Вспомогательные формы психокоррекции: тематические опросники, проективный рисунок, разыгрывание ролевых ситуаций.

3. Аутотренинг.

4. Музыкальная релаксация.

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия дня, домашнее задание,
ведение дневников.

Программа «Эффективное взаимодействие с детьми» включала шесть этапов:

1 этап: подготовительный.

Знакомство будущих участников с целями программы. Рассказ о психологическом тренинге как форме взаимодействия, целью которого являются, прежде всего, совместные переживания, возникающие в результате определенных видов общения участников группы друг с другом.

Решение организационных вопросов. Домашнее задание: написать сочинение «Мой ребенок».

2 этап: повышение групповой сплоченности, первоначальная формулировка проблем. Обсуждение и принятие правил работы в группе. Знакомство. Упражнения на групповое сплочение.

Первоначальная формулировка проблем и трудностей общения с ребенком в семье. Обсуждение их в группе. Диагностика психологических индивидуальных особенностей детей и их родителей.

3 этап: создание рабочей атмосферы, расширение сферы восприятия ребенка, разрушение стереотипов, первичная проработка проблем.

Осознание родителями индивидуальных особенностей своего ребенка, сравнение со своими индивидуальными особенностями. Нахождение сходства и противоречий.

Составление психологического портрета себя и своего ребенка. Осознание позитивных и негативных черт личности каждого. Переформулирование позитивным языком негативных черт ребенка. Нахождение точек соприкосновения и взаимосвязи позитивных и негативных черт личности ребенка.

Знакомство с основными мотивами «плохого поведения» ребенка в семье. Определение ведущего мотива поведения своего ребенка.

4 этап: Освоение навыков конструктивного взаимодействия с ребенком. Навык поддержки. Психологический смысл поддержки ребенка с ПТСР. Поддержка как навык моментального реагирования на актуальную проблему ребенка. Поддержка как стратегия построения длительных отношений с ребенком в семье. Виды и функции поддержки. Язык поддержки (вербальный, невербальный). Самоподдержка. Разыгрывание проблемных ситуаций, в которых уместно и эффективно применение навыка поддержки со стороны родителей. Обмен ролями. Навык слушания. Ошибки слушания, их анализ. Психологический смысл эффективного слушания ребенка. Активное слушание, правила, возможности применения. Отражение чувств, правила эмпатического слушания, возможности применения. Актуализация «словаря чувств». Разыгрывание проблемных ситуаций, требующих активного эмпатического слушания ребенка со стороны родителей. Обмен ролями. Осознание родителями собственных установок при слушании и восприятии подростка в различных ситуациях.

Навык «Я - высказывания». Проблема выражения чувств, необходимость самовыражения родителя в общении с ребенком, возможности этого. Проблема «Я - высказывания». Проблема осознания собственных чувств. Умение давать ребенку «обратную связь» по поводу его поведения на языке фактов. Разыгрывание проблемных ситуаций, требующих выражения чувств со стороны родителей. Обмен ролями. Умение реагировать на «Я - высказывания» подростка.

Конфликт. Навык конструктивного разрешения конфликта с ребенком.

5 этап: окончательная проработка индивидуальных родительских проблем участников группы. Обсуждение результатов диагностики стиля детско-родительских отношений в семьях участников группы. Их анализ. Возможные результаты для детей с ПТСР того или иного стиля, проблемы, порождаемые тем или иным стилем. Наиболее характерные проблемы во взаимоотношениях с детьми. Пути решения этих проблем с применением изученных психологических навыков. Разыгрывание проблемных ситуаций, обмен ролями.

Обсуждение стратегии и тактики поведения родителей в ситуации «плохого поведения» ребенка с определенным мотивом этого поведения. Эффективность и ограничения применения изученных навыков при взаимодействии с детьми: с ведущими мотивами привлечения внимания, власти, избегания неуспеха, мести. Разыгрывание проблемных ситуаций, обмен ролями.

Обсуждение специфических подростковых проблем (алкогольная и наркотическая зависимость, отношение к школе, учебе, межполовые отношения и т.п.). Анализ возможного поведения родителей в этих ситуациях с определением мотива поведения подростка, с учетом осознания присущего каждому стиля внутрисемейных отношений и установок при восприятии подростка, с учетом имеющихся представлений о содержании психологических навыков конструктивного взаимодействия и построении тактики и стратегии поведения родителя.

6 этап: подведение итогов работы в группе. Обсуждение итогов работы. Декларация прав ребенка и родителя. Упражнения на безусловную любовь и принятие своего ребенка. Ритуал прощания.

По окончании занятия в группе родителям предлагалось заполнить «Анкету обратной связи», где они давали субъективную оценку эффекивности программы. Все участники групп отметили необходимость I подобного рода групповых занятий для родителей. Важный результат занятий - возможность глубже понимать себя, свои чувства и лучше [ понимать чувства и причины поступков ребенка. Занятия в группе, по мнению самих родителей, расширили возможности оказания помощи, поддержки своим детям, лучшего понимания их состояний и проблем.

Р.В. Плашко



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О некоторых методологических вопросах исследования современного российского общества
Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества
Гендерные аспекты безработицы
«Интеллектуальная биография Т. Парсонса» как средство теоретического анализа
Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл
Вернуться к списку публикаций