2010-06-22 23:28:56
ГлавнаяСоциология — Психосоциальный портрет несовершеннолетней матери



Психосоциальный портрет несовершеннолетней матери


Если беременность наступает до 18 лет, то высока вероятность рождения слабого, больного или мертвого ребенка. У таких матерей высок риск рождения детей с низкой массой тела; для них характерны и более высокие показатели перинатальной смертности, обусловленные различными осложнениями беременности.

Так, результаты динамического наблюдения за состоянием здоровья детей (Р.К.Игнатьев, Д.А.Инагамов) показали, что заболеваемость детей, родившихся от юных матерей, на первом году жизни значительно выше по сравнению с детьми от матерей старших возрастов. Среди наиболее распространенных болезней у детей юных матерей ведущие места занимают бронхиты, острые ангины - в 1,5 раза выше, чем у детей, матери которых достигли 18-20 летнего возраста; рахиты, инфекционные и паразитарные болезни - в 2 раза чаще.

Высок удельный вес причин смертности ребенка, связанных с несоблюдением матерью режимных моментов, нарушением элементарных правил ухода за детьми, отказом или поздней госпитализацией больного ребенка.

Следующие проблемы, с которыми сталкивается юная мать - это продолжение образования. В школе она находится под очень сильным «нравственным» давлением, как со стороны учителей, так и со стороны сверстников, в результате чего появляется желание скрыть беременность во что бы то ни стало. Отказ от учебы в старших классах в пользу образования собственной семьи - достаточно редкое явление для мальчиков, но беременность и замужество - широко распространенная причина прекращения учебы для девочек. Подавляющее большинство несовершеннолетних матерей (72%) не успели получить среднее образование. Прерывая свое образование, они чаще всего утрачивают возможность продлить его в будущем. Уже через некоторое время она перестает посещать школу, общаться со своими сверстниками, и как следствие, остается в одиночестве. Изолировав себя от общества, она тем самым утрачивает возможность приобретения опыта общения в столь ответственный период жизни.

Исследования показывают, что беременные девушки (шестнадцати лет и старше), не бросившие учебу, как правило, хорошо учатся. Они успешно занимаются в классах профессиональной подготовки, показывают хорошие результаты по специализированным курсам. Юные матери, которым удается закончить школу, мало отличаются от тех девушек, которые пока и не помышляют о материнстве; однако они реже продолжают обучение в высших учебных заведения, и даже в средне-специальных.

Чаще всего у таких матерей появляется отрицательное отношение к беременности, для них будущий ребенок становится источником отрицательных эмоций, плохого самочувствия, крахом личных планов. Они скорее склоняются к тому, что не рады беременности и ребенок не является желанным. Движение и толчки ребенка вызывают раздражение и утомление. Инстинкт материнства выражен в слабой степени: они реже проявляют теплый эмоциональный отклик при виде маленьких детей, в меньшей степени готовы к выполнению материнской роли, реже общаются с будущим ребенком с помощью физического контакта, они не готовы ни с материальной, ни с социальной точек зрения отвечать за жизнь своего будущего ребенка. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Ее эмоциональный стресс статистически коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, низким IQ, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида. Дети, травмированные еще в утробе матери, остаются; гиперсензитивными к стрессу, боязливыми, замкнутыми и злыми.

Эмоциональное состояние данной группы характеризуется пониженным настроением, депрессией, склонностью ощущать себя оторванными от жизни, глубоко несчастными и одинокими. Одна из проблем женщин данной группы состоит также в определенных трудностях взаимоотношений с окружающими, заниженной самооценке, и как следствие, неуверенности в своих силах, стремлении к одобрению значимых близких людей и зависимости от их мнения.

Только после рождения ребенка приходит сознание того, что это событие отложит свой отпечаток на всю последующую жизнь, что необходимо отказаться от «свободной, разгульной» жизни, которую вела до этого девушка. Она не имеет образования, профессии, возможно, не будут реализованы ее профессиональные мечты, и не будет, скорее всего, того будущего, о котором она раннее мечтала. И виной этого краха она считает своего ребенка. Именно во взгляде на ребенка как на обузу таится несчастье для матери, связанное с его рождением. Все это может привести к тому, что в родильном доме она просто отказывается от своего ребенка. Как правило, такие молодые мамы не замужем, многие живут с родителями, для них характерен низкий образовательный уровень. Причины, по которым чаще всего происходит отказ - это трудная жизненная ситуация (отсутствие, денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ отца от ребенка и т.д.)

В 3,3% случаев юные матери, не достигнув 18 лет, все-таки выходят замуж. Вступление в брак как вариант решения проблемы беременности предполагает необходимость выполнения родительских обязанностей, к чему молодая пара не всегда готова, поскольку она еще не достигла достаточной зрелости.

В 42,2% случаев не вышедшие замуж расценивают свою жизнь неудавшейся, в том числе и потому, что рождение ребенка не позволило выйти замуж за любимого человека. Большой ошибкой считают рождение ребенка каждая третья среди замужних и каждая вторая среди незамужних.

Молодая пара или мать-одиночка» не достигшие возраста 20 лет, как правило, еще не достигли той ступени зрелости, которая необходима для воспитания ребенка, обеспечения его физического и психологического развития. Это нередко является для ребенка причиной частых заболеваний и расстройств. А в наиболее тяжелых случаях дети могут оказаться брошенными на произвол судьбы, стать жертвами насилия, убийства.

По данным Минздрава России, большую часть «отказниц» составляют молодые девушки в возрасте до 19 лет, что составляет около 60%. Около 15% младенцев, рожденных юными женщинами, «временно» содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.

Исследования, направленные на выяснение причин, лежащих в основе отказа матери от ребенка, указывают на полиморфизм факторов, предрасположенных к этому. Одним из существенных, но малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем аналогичное явление наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией. Лебовиси предположил, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины, амбивалентно переживающей резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором мать мечтает во время беременности. При этом он может восприниматься как существо, обманувшее ее надежды, источник принуждения и страдания. Это особенно характерно для такой категории, как несовершеннолетние матери.

Жадаш считает, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они легко проецируют на новорожденного «дурную часть самих себя» или образ исчезнувшего родителя (ребенок воплощает в себе зло, которое они испытывали; все, в чем они себе отказывают; он воспринимается ими как симптом поражения в личной жизни).

С точки зрения Саватье, материнская амбивалентность естественна. Однако у невротических личностей это может привести как к отвержению своего ребенка, так и к особой сверхкомпенсации в виде стремления к пронизанному тревогой «безупречному материнству».

Решение отказа от ребенка принимается задолго до родов. Усиливают отрицательное отношение к будущему ребенку психологическое напряжение, конфликт в семье, неприятие беременности со стороны близких и отца будущего ребенка. Вместо подготовки к предстоящему материнству юная женщина вынуждена разрешать конфликты с родителями, устраивать свое семейное положение, решать материальные проблемы.

Можно выделить следующие причины неудовлетворительного эмоционального состояния беременных несовершеннолетних: материальные, жилищные проблемы, негативное влияние городской среды, конфликты с мужем, родственниками, ближайшим окружением, недовольство внешним видом, усталость от домашней работы и состояния беременности, критическое эмоциональное состояние.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что юные матери испытывают на себе сильное моральное давление общественности, так как их беременность расценивается обществом как асоциальное поведение. Это связано, прежде всего, с материальными проблемами, с отсутствием образования, профессии, собственного жилья, зависимостью от своих родителей, недостатками навыков воспитания. Помимо осложнений медицинского характера, несовершеннолетние матери испытывают глубокие эмоциональные переживания. Беременность, как правило, в этом возрасте не запланирована и нежеланна, и как следствие возникает негативное отношение юной матери к будущему ребенку.

Н.А. Демина



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как психосоциальная проблема
Истоки и первые шаги индустриальной социологии в России
Понятие социальной несправедливости как общее основание для объединения причинных теорий девиантности.
Органическая концепция социальной эволюции Г. Спенсера и современность
Философский аспект раскрытия сущности социализации личности
Вернуться к списку публикаций