2009-07-09 17:45:18
ГлавнаяСоциология — Роль социального субъекта в проектировании трансформационных изменений современного общества



Роль социального субъекта в проектировании трансформационных изменений современного общества


Социальное проектирование выражает также мировоззрение субъектов, соответствующую трактовку общества (социума). Так, в контексте феноменологического подхода и принципов социологии знания, П. Бергер и Т. Лукман трактуют социальность как «матрицу всех социально объективированных и субъективно реальных значений; целое историческое сообщество и целая индивидуальная биография рассматривается как явления, происходящие в рамках универсума». Основой такого универсума выступает у этих авторов язык, который фактически конструирует социальные порядки и отношения, создает символические формы выражения общественной среды. Именно язык «благодаря своей способности выходить за пределы «здесь-и-теперь»... соединяет различные зоны реальности, повседневной жизни и интегрирует их в единое смысловое целое... Язык формирует лингвистически обозначенные смысловые поля и смысловые зоны.».

Субъектом такого конструирования реальности социума является совокупность действующих индивидов, которые осуществляют коммуникации, полагают свои позиции в обществе именно через символические, текстовые формы, представляющие структуры и функции языка. Но здесь совершенно не рассмотрен вопрос о воспроизводстве общества, его структур через трудовую деятельность: феноменологический подход эти аспекты пропускает.

Несколько иначе рассматривает процесс социального конструирования М. Соорос. Он выделяет здесь ряд этапов: 1) формулировка исходных ценностей-целей; 2) анализ современного положения вещей и данных поисковых прогнозов; 3) формулировка альтернативных сценариев будущего; 4) их оценка по критериям непротиворечивости, возможности воспроизведения, совместимости с другими сценариями; 5) выработка стратегии воплощения альтернативных сценариев в жизнь и их оценка. Здесь конструирование формируется через контекст и задачи управления.

Довольно много внимания в современной литературе в анализе современного проектирования начинает уделяться раскрытию предпосылок, структуры «заказа» на эту деятельность, ее социальный смысл. Так, В.И. Курбатов и О.В. Курбатова к числу таких предпосылок относят:

- общественную потребность в целенаправленном изменении и развитии тех или иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений;

- социальную необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности в область удовлетворения социальных потребностей;

- потребность в реализации социального творчества;

- социальная необходимость в планомерном, предсказуемом, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов;

- потребность в создании динамических социальных систем...;

- ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности, рациональности;

- социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.

Здесь явно недостает внутренней связи с социальной трансформацией, в контексте которой проектирование получает свою направленность, основание и цели. Тем не менее, все выделенные виды потребностей и описанные необходимости раскрывают контекст изменения или корректировки субъектно-объектного взаимодействия, в рамках которого и действуют указанные предпосылки.

С социальным проектированием тесно связано социокультурное творчество, в котором фактически раскрывается субъектная направленность проектов. Сегодня существует теория творчества, в которой выделены ряд аспектов его изучения: психологический, проблемный, ситуативный, социальный, ценностный и ряд других. Так, известный психолог С.Л. Рубенштейн считал, что «творчество есть деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей общественной значимости». С точки зрения И.П. Калошина творческая деятельность стимулирована наличием проблемных ситуаций, требующих своего решения. Творчество выступает как условие решения проблем, если отсутствуют необходимые знания или методы их решения. Поэтому творчество вырабатывает такие знания, идеи, представления, которые «в процессе своего решения ведут к созданию субъектом на осознанном или неосознанном уровне новых для него знаний, ведущих к выходу из проблемной ситуации». В философском словаре творчество определяется как «процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности».

А.Т. Шумилин попытался дать некоторое интегральное понимание творчества, включая в него следующие свойства: творчество - это:

- деятельность, состоящая в производстве существенно нового;

- как процесс оно всегда оригинально (новые средства, способы, новые программы деятельности);

-с генетической стороны творчество - создание новых полезных комбинаций их элементов различных систем;

- оно связано с познанием, выступая как форма познания действительности;

- оно состоит в постановке и решении проблем, в разрешении противоречий;

- выступает как форма качественного развития общества, культуры;

- высший вид деятельности, развития человека;

- выступает как единство духовного и материального.

Как представляется, основной, существенной для понимания творчества позицией является перенос самого творца из настоящего в будущее, т.е. его видение реальности с позиций будущего и через это - создание символических или других знаковых, образных форм, в которых субъективно «проявлено» изменение социальной, художественной, экономической или другой реальности и выражен способ существования субъективного в этих новых изменениях социокультурного пространства.

Подобное перемещение субъекта, во-первых, выражает его бытие в социальном времени, т.е. раскрывает его с позиций длительности: субъект отрывается от своего бытия в настоящем и вместе с этим обособляется и от тех его связей с объектами, которые были сформированы в предшествующем этапе. Открывается своеобразная «предпредметная» ситуация, в соответствии с которой субъекту необходимо создать некоторые формы, модели, «алгоритмы» порождения предметности, в том числе и символической. Если говорить здесь о творчестве культуры, то этот этап соответствует формированию предзаданности - тем первичным структурам, в соответствии с которыми может быть реализован процесс дальнейшего творчества. Эту предзаданность (или предданность) П. Димер раскрывает по таким направлениям:

1. Горизонт как предзанность абсолютного с его измерением смысла, а также моменты фундаментальной данности, которая проявляется в трех аспектах: а) как нечто само собой разумеющееся; б) аспекты близости и аспекты узнаваемости; в) их негативные моменты (чуждость, неузнаваемость и т.д.).

2. Единство пространства и времени, дающее основание образовывать возможное «где» (культурной личности).

3. Измерение, которое со своей стороны расчленяется как предпосылка своего абсолютного основания (например, Бог, дух, материя, абсолютное и т.д.) и, кроме того, расчленяется по типу множества (творение, вещь и т.п.);

4. Определенная структура... которая расчленяется на рациональность и ценность».

Здесь можно привести определенную аналогию с эйдетической редукцией, которую открыл и описал Э. Гуссерль, очищая сознание от психологизма, естественной установки и др., чтобы созерцать в нем конструирование смысловых реальностей через формы времени и в горизонте схватываемых сознанием очевидностей. Творческая позиция субъекта актуализируется именно тогда, когда она отрывается от принудительной связи с настоящим и открывается возможному, еще не объективированному становлению нового. Именно здесь начинают создаваться те предпосылки, которые обеспечивают новый синтез субъекта и объекта, - их соответствие друг другу с позиций возможностей взаимоопределения: субъект способен выработать такое пространство характеристик объектов, возможных форм их взаимопревращения, направленностей изменений и т.п., которое достаточно для практической работы с этими объектами и для осуществления, раскрытия потенциала самих объектов. Эти последние в состоянии воплотить субъектную направленность на мир, выявить потенциал самой этой направленности, выделить ее формы и результаты. Другими словами, здесь объекты движутся и взаимодействуют в контексте «своего» субъекта (субъектов), а субъекты могут опираться на технологии, схемы деятельности, адекватное функционирование «своего» типа объектов.

Но для такого соответствия выдвижение субъекта творчества в будущее не может быть произвольным. Оно, во-первых, должно быть адекватным общему изменению субъекта, которое происходит через его трансформацию и формы социального проектирования. Это значит, что в основе любого культурно-творческого артефакта всегда лежит проект, который конкретизирует смысл, цели и направленность общесоциальной трансформации. Скажем, творчество В. Шекспира реализует в художественной форме и ситуациях драмы тот проект личности, который сформировался в эпоху Возрождения и начал входить в эпоху первоначального накопления, развернувшуюся в Англии уже во второй половине XVI века.

С другой стороны, развитие жанра портрета в XVI веке выразило другую направленность проекта личности Возрождения: индивидуальность человека, его уникальность именно как личности, его общественное восприятие через публичность. «Ренессансный художественный метод основан на стремлении достичь абсолютного единства описания и конструирования, наблюдения анализа) и сотворения (синтеза)... Лицо человека (на картинах, в портрете) становится темой, которой ренессансные художники открывают изучение соотношения всеобщих законов гармонической формы как таковой, индивидуальных особенностей и форм, знаков, средств выявления духовного содержания - темперамента, социального статуса, психологического состояния».

Однако появляются и принципиально новые жанры искусства - опера, например, в которой выражение чувств героев приобретает черты через формы музыкальной драматургии.

Таким образом, творчество конкретизирует и наполняет содержанием тот проект, который начинается вместе с социальной трансформацией и развертывается во множестве направлений (реформы, изменение законодательства, политических институтов власти, форм организации труда, социальной структуры и др.), каждое из которых завершается своим видом творчества, инноваций. Это значит, что творчество выступает необходимой функцией социальной трансформации, вырастает на ее основе и регулируется общей направленностью последней. Поэтому творчество социально детерминировано: здесь открываются те опосредования, которые, скажем, в марксизме вызывали известные трудности в раскрытии соотношения динамики искусства и динамики материального производства: классики марксизма (Энгельс) признавали, что воздействие экономики на искусство происходит только «в целом», на протяжении значительного исторического периода, но искусство способно и двигаться по автономному «вектору» исторического процесса. В письме В. Боргиусу Энгельс подчеркивает, что «чем дальше удаляется от экономической та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологической, тем больше мы будем находить в ее развитии случайностей, тем больше зигзагообразной является ее кривая».

Тезис о том, что социально-субъектная трансформация выступает детерминантой, регулирующей изменения общественной системы, позволяет выявить опосредующие звенья между материально-производственными процессами и духовно-творческой деятельностью. Такими звеньями выступают социальное проектирование, выражающее субъектную направленность движения общества к будущему, а так же нормативные результаты такого движения; стиль, в котором такое движение становится уже символически выраженным, охватывая собственные сдвиги в позиции, жанровые направления культуры и искусства. В науке - школы, течения, структура теоретических знаний и др.

Проектно-субъектные формы, которые завершаются творчеством в заданном направлении, не просто структурируют процесс социальных трансформаций, но выступают формой связи между субъектной и объектной сферами общества. Именно через них взаимодействие этих сторон интегрирует элементы негативной и «позитивной» диалектики. Здесь субъект, выступая в своей сути как небытие объектов, как их отрицание, в то же время выявляет позитивность своего существования, свою конструктивную суть через порождение различных схем (форм), в которых раскрываются некоторые «правила» существования и изменения предметной среды, организационных уровней инфраструктуры. Эти формы (проекты) как бы представляют те стороны содержания субъекта, которые «повернуты» к трансформационным изменениям и их осуществляют. Поэтому проектность - это не только проявление субъекта для своей эпохи, но и порождение той меры, той дистанции, на которую отклоняется субъект от данного положения вещей и через которое он конституирует будущее.

Открытость будущего, таким образом, создается именно потому, что оно имеет не конкретно-предметные, а символические формы, в которых выражены наиболее вероятные смысловые связи и алгоритмы порождения многообразного. Но эти формы принципиально незавершены, так как конструктивно-проектная направленность субъектного развертывания в контексте трансформации всегда остается незавершенной.

Рассмотрим теперь на этой основе формы творческой реализации социального проекта, выраженные в развитии науки и театрального искусства, как непосредственного воплощения изменившегося социального субъекта.

Несмотря на различие театра и науки, их преобразование происходит по сходному механизму, который порождается изменившимся отношением к миру, т.е. новым видением предметной среды, в которой существует социальные субъекты.

Несовпадение нового видения и прежних предметных систем порождает противоречие, которое разрешается социальными субъектами через изменение форм культурной деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Психосоциальные аспекты работы психолога с родителями детей и подростков, демонстрирующих симптомы посттравматического стрессового расстройства
Психосоциальная помощь в адаптации лицеистов к условиям вузовского обучения
Психологические механизмы обратной перспективы
Предпосылки становления российской социологии семьи
Становление и развитие советской и российской социологии семьи
Вернуться к списку публикаций