2009-07-09 17:15:18
ГлавнаяСоциология — Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл



Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл


В концепции бихевиоризма трансформация выражается в изменении не организма, но его составляющих: последний раскрывается в свойствах системы и культуры как выражение субъектного начала, а внешняя среда становится внутренней характеристикой, состоянием системно выраженной культуры, под которой понимается целостность общества.

Конечно, кроме бихевиористской модели социальных изменений можно отметить и ряд других - феноменологическую, цивилизационную, структуралистскую, в которой изменения общества включают смыслы, структурные компоненты дискурса (языка высказываний и средства закрепления текстовых кодов в данном обществе, эпохе) и др. Однако реальность методологии социальных трансформаций можно продемонстрировать на любых направлениях анализа общества и культуры.

Посмотрим в этом контексте на методологию концепций социокультурной динамики, сформулированную в работах П.А. Сорокина и А.С. Ахиезера. В работах Сорокина основной задачей становится рассмотрение общества через выявление условий его интеграции, целостности, упорядоченности. Поэтому Сорокина интересует здесь не культура как таковая, а условия, в которых общественные изменения не просто интегрируются культурой, но и обеспечиваются благодаря внутренней трансформации культуры, в которой меняются стержневые ценности. Культура - это целостность, которая восстанавливает свои структуры через изменение ведущих ценностей.

П.А. Сорокин писал: «Всякая культура есть не просто конгломерат различных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выявляют одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образов жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры чаще всего взаимосвязаны: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации».

Субъектная основа целостной культуры в том, что в определенную эпоху формируется ведущая потребность самих людей - существовать в духовных, материальных или смешанных установках на реальность. Трансформация культуры или общества в данном случае выступает как создание особого социокультурного пространства, в котором эти установки «материализуются», приобретают свою символическую, стилевую, мировоззренческую форму выражения.

Сорокин выделяет три основных типа культуры, выстроенных на основе общих ценностей - идеационный, в котором преобладают духовные ценности, но не индивидуальные, а основанные на идее «сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности»; чувственный, который основан на том, что «объективная действительность и смысл ее сенсорны», и идеалистический, в котором эти две противоположности совмещены, т.е. «объективная реальность частично сверхчувственна, а частично чувственна».

Круговорот культур фактически означает, что один ее тип закономерно заменяется другим, поскольку в нем начинают все более преобладать элементы-проводники нового типа культуры и целостной организации общества, основанной на данном новом типе культуры, ее идее.

Какие же методологические ресурсы для анализа общества имеет концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина? Прежде всего, она позволила поставить диагноз нашего времени (первая половина XX века), который социолог обозначил как кризис чувственной культуры. Он отмечает, что «настоящий кризис нашей культуры и общества заключается именно в разрушении преобладающей чувственной системы евро-американской культуры... По мере разрушения чувственной формы культуры разрушаются и все другие компоненты нашего общества и культуры... Мы живем и действуем в один из поворотных моментов человеческой истории, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется. Кризис чрезвычаен в том смысле, что он, как и его предшественники, отмечен необычным взрывом войн, революций, анархий и кровопролитий, социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом».

С точки зрения П. Сорокина, трансформация происходит постепенно, по мере изменения «удельного веса сосуществующих в одну эпоху типов культур». Она объективна, а потому ее ход определяется движением общества как культурной суперсистемы и не может регулироваться человеком с позиций задержки или ускорения каких-либо элементов, тенденций, факторов. «Хотя в большинстве компонентов средневековой культуры - отмечает П.А. Сорокин, - преобладала идеационная форма, рядом с ней, в качестве побочных, существовали и эклектичные - чувственная и неинтегрирующая формы, выраженные в многообразии изобразительных искусств и науки, философии и религии, этики и образов жизни. В течение последних четырех столетий преобладающей моделью современной культуры во всех ее компонентах была чувственная форма, хотя наряду с ней существовали (как побочные) идеационная и другие формы изобразительного искусства, религии, философии, юриспруденции, этики, образов жизни и мышления».

Второй ресурс данной методологии - возможность прогнозирования самой логики смены культур: возникает не какая-либо «культура вообще», а именно та, которая, во-первых, существует в недрах данной культуры, а во-вторых, противоположна ей. Поэтому можно видеть процесс «перекодирования» существующих институтов, систем, мышления, символики в то, что должно воплотиться в новые культурные формы.

Характерно, что человеческая субъективность (чувственная или идеационная) существует в системно-структурном, символически выраженном виде, организуя саму ценностную и смысловую направленность жизни общества, а не «чисто антропологически». Однако Сорокину удалось, моделируя проявления этой субъективности в системно-символических ценностных формах, выявить внутреннюю интеграцию общества, его целостность на основе важнейших идей, пронизывающих общество, в которых кодированы пути самовыражения человеческой реальности в данном обществе. При этом Сорокин не отвечает на вопрос «почему» так или иначе это устроено. Он лишь констатирует, как существует общество в ритмах и циклах, системно-культурных динамических изменениях.

Если отвлечься от системного оформления и системной логики изменений, которые постулирует Сорокин, то в его работах отчетливо проступает мысль о том, что общество и есть развертывание преобладающей в данный период человеческой позиции в мире, данного способа его видения и восприятия. Общество строится в соответствии с данными типами его заданности современниками, которые не могут мыслить, видеть и чувствовать мир в каких-либо других формах.

Поэтому мир выступает как сконструированный этими формами, хотя люди специально это и не осознают. В его многомерности проступают лишь те его «проекции», в которых укладывается общая идея или установка данной эпохи. Однако, хотя эти проекции блокируют другие способы мироощущения, они сосуществуют как альтернативы, пусть и являются общественно «несовременными». Реальность, следовательно, это процесс непрерывных трансформаций. Культурные эпохи дают им общую форму и направленность, т.е. преобладание некоторого качества (идеалов спиритуализма или «посюсторонней» чувственности).

Именно эти формы оказываются благоприятными для одних направлений культуры (например, наука, образование) и неблагоприятными для их бытия в изменившихся культурных мирах. Социодинамика культуры показывает процесс самообновления общества при его общей неизменной периодичности и повторяемости.

Так, для утилитаристской, гедонистической установки наука приобретает практический и инструментальный характер. «Поскольку чувственное познание не ищет ничего абсолютного и рассматривает любую «истину» как инструмент приспособления к чувственному миру, сотворенному для того, чтобы сделать жизнь более приятной и менее тягостной, то утверждения и теории, которые оказываются полезными, доставляющими удовольствие и удобными, становятся истинными, а те, которые оказываются бесполезными, неудобными и неэкономичными, считаются ложными... Только те дисциплины, которые, как физика, химия, биология и медицина, география, технология, политика, экономика, практичные и полезные, интенсивно культивируются... Другие дисциплины, будь то метафизическая или «непрагматическая» философия, трансцендентальная религия или абсолютная этика, фактически игнорируются. Пока они сохраняются, они приобретают все тот же утилитарный, прагматический или инструментальный характер».

Если социодинамика культуры П. Сорокина базируется на основе принципа социальной интеграции, то социодинамика культуры А.С. Ахиезера строится, исходя из принципа социального воспроизводства, в основу которого полагается способность субъектов своей активностью поддерживать необходимое состояние общества: именно субъект «способен через воспроизводственную активность интегрировать распадающийся мир, соединяя предметность, т.е. внечеловеческую объективную логику (движение вещей и объективированных процессов) и ценности».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Актуализация концепции социальной эволюции Г. Спенсера в современных условиях.
Понятие социальной несправедливости как общее основание для объединения причинных теорий девиантности.
Научные взгляды Питирима Александровича Сорокина
Психосоциальный портрет несовершеннолетней матери
Категория гендер в изучении истории русской литературы
Вернуться к списку публикаций