2009-07-09 17:15:18
ГлавнаяСоциология — Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл



Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл


Категориальный статус понятия «социальная трансформация»

Многообразие процессов социальных изменений, совокупность которых и составляет современную переходную эпоху, выступает основным источником и содержанием различных трансформационных процессов, охватывающих различные сферы общества. Это обусловливает и формирование различных подходов к пониманию и объяснению природы социальной трансформации. Остановимся на некоторых из них, наиболее важных и концептуально проработанных.

Среди подходов, выражающих системные процессы и закономерности, выделяется структурно-функциональный анализ, в соответствии с которым описываются элементы социального взаимодействия, причем их место и значение определяются через соответствующую функцию в составе системного целого. Изменение функции (переход ее в латентное состояние, в дисфункцию или вообще ее ликвидация) означает изменение смысла и содержания такого взаимодействия. Другими словами, в действии различных функций проявляется не только конкретное содержание общества, но и его направленность; а совокупность основных функций выражает структуру данного общества, его состав.

Поскольку система постоянно изменяется, то в ее структуре происходит процесс перераспределения элементов и функций, возникают механизмы эволюции системы: дифференциация, возрастание адаптивности, включение и ценностная генерализация.

Через дифференциацию формируются новые структурные единицы, возрастает внутреннее разнообразие системы. Вместе с этим происходит и рост адаптивности - увеличение эффективности каждой новой единицы (целостности) по сравнению с прежней. Благодаря механизму интеграции обеспечивается включение в общество новых единиц. Наконец, с помощью ценностной генерализации формируются нормативные стандарты для включенных разнообразных новых единиц, гарантируется их общественное признание и легитимность.

Т. Парсонс и его последователи рассматривают изменение общества как преобразование системы - результат ее роста. Но возникает вопрос: можно ли эти преобразования считать выражением социальной трансформации? Позитивный ответ дает, в частности, А.Н. Данилов, который в своей книге «Переходное общество: проблемы системной трансформации» (Минск, 1998) изменение общества в системном плане представляет как процесс трансформации. Этот автор пишет: «Обычно трансформационный процесс, который нацелен на новое качество явления или системы, проходит следующие стадии:

- переоценка существующего состояния общества и оценка содержания и масштабов кризиса, носящего системный характер;

- социальная диагностика, т.е. непредвзятая, объективная характеристика настоящего, его корней в прошлом, возможностей и путей выхода из кризисной ситуации;

- демонтаж отжившей системы, ликвидация ее очевидных несоответствий достигнутому уровню общественного развития и его тенденциями;

- новое самоопределение общества, выдвижение и обоснование путей дальнейшего развития».

Недостаток этого подхода в том, что здесь не прояснена связь между объективным и субъективным: субъективное не находится вне системы как ее регулятор, но составляет внутренние характеристики системы, объективируясь в ее содержании. В данном же подходе общество как система моделируется на основании вводимых целей, что резко снижает ее собственные объективные закономерности, заданную ими направленность изменения системы. Но поскольку субъективное входит в систему как объективная ее сторона, то субъективное обеспечивает и структурирование системы. «Структура - итог движения элементов системы, итог их организации, упорядочивания, и в этом смысле она выступает как закон связи элементов» и «именно благодаря структуре система воспроизводит себя и существует определенное время в относительно качественно неизменном виде». Ясно, что функции планирования и программирования еще не выражают целостности, глубины и комплексности социальной трансформации: последняя включает не только сознание, но и бытие социальных субъектов в его специфическом ценностном, экзистенциальном выражении.

Чтобы уточнить системное выражение социальной трансформации, важно учитывать, что трансформация общества в системном выражении должна иметь собственный критерий. Таким можно считать изменение качества системы, ее целостности, которая по-своему организует взаимодействие элементов, их субординацию и координацию. Но поскольку «в противоположность миру природы социальный мир - это мир, конституированный смыслом», а смысл существует лишь для субъектов, то трансформация социальной системы предполагает изменение смысла и, таким образом, имеет субъектную основу. В этом плане можно согласиться с позицией Е.Я. Режабека, который, рассматривая механизм развития социальной системы, отменяет активность протоформы, в которой выражена субъектная составляющая общества. Он пишет: «Протоформа становится зачинателем, субъектом процесса системообразования лишь при определенных условиях: для того, чтобы продукт предшествующего развития стал исходной точкой становления органической системы, он должен быть включен в специфическую деятельность самополагания, самоотнесения, в ходе которого сама система начинает создавать предпосылки своего существования и развития».

Поэтому системная трактовка социальной трансформации должна включать в себя реальность процесса самоорганизации, так как «специфическая особенность всех самоорганизующихся процессов заключается именно в том, что в сложноорганизованных системах происходит когерентное взаимодействие индивидуальных сил, стремлений, целей и мотивов, результат которых никакой индивидуум или группа не может предсказать с какой-либо достоверностью». Можно полагать, что вне субъекта социальная органическая система не создает предпосылок и основания для своей трансформации, и самоорганизация, следовательно, выступает важной формой проявления субъективной стороны социального развития как особого типа объективности. Поэтому внутреннюю сущность социальной системы составляет процесс самоорганизации, в которой происходит своеобразное объективирование субъективного через его интеграцию и координацию.

Несмотря на выделенные дефекты, в рамках системного подхода наработаны интересные результаты, которые в контексте социальной трансформации связаны с социальными технологиями, проектированием, самоорганизацией. Но последнее направление сегодня «перехвачено» синергетикой, раскрывающей различные формы взаимодействия хаоса и порядка. В социальной сфере это направление сегодня особенно быстро развивается, охватывая различные проблемы бытия и развития общества - от закономерностей исторического процесса до анализа феноменов духовной культуры и искусства.

Определяя общие параметры синергетического видения реальности, В.В. Василькова отмечает: «Синергетическое мировидение как видение мира сквозь призму законов его самоорганизации призвано не только показать современному миру идентичность, синхронность законов мироупорядочивания в природе, обществе, культуре, человеческом сознании, но и научить его распознавать в спонтанном разнообразии мирской повседневности общие универсальные алгоритмы развития, самоконструирования и формообразования».

В данном подходе четко выражена объективистская позиция: порядок и беспорядок в мире, включая и общество, создаются не субъектами вместе с условиями их жизнедеятельности, а некоторыми универсальными законами самоорганизации, в которых и общество, и индивиды - лишь проводники более общих воздействий. Поэтому и социальная трансформация здесь понимается с этих же объективистских позиций.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415




Интересное:


Теоретико-методологические основания общей девиантологической теории.
Становление и развитие советской и российской социологии семьи
Философский аспект раскрытия сущности социализации личности
Учет психосоциальных особенностей неработающих женщин пенсионного возраста в подготовке специалистов по социальной работе
Национальная катастрофа в оценке Питирима Александровича Сорокина
Вернуться к списку публикаций