2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяСоциология — Об общих тенденциях и российских особенностеях изменения института семьи



Об общих тенденциях и российских особенностеях изменения института семьи


Какая была семья раньше?

Семья как относительно стабильный институт возникла около 10 тыс.лет назад, и это связано с переходом человека к оседлому образу жизни. Долгое время семья была основой экономики; в ней производилось все необходимое для жизни человека. Супруги были необходимы друг другу, родители были необходимы детям; от стабильности семьи напрямую зависело выживание человеческого рода. Тип семьи, распространенный и существовавший до XVIII-XIX вв., называют традиционным. Важнейшая черта традиционной семьи – подчиненность целей и интересов индивида интересам всей семьи [1. c.63]

Семейные традиции в странах Европы и США в основном из римской патриархальной семьи. В римской семье власть целиком принадлежала главе семьи – мужчине. Его авторитет был неограничен: считалось, что власть дарована ему богом. Он мог по собственному усмотрению распоряжаться жизнью детей и жены – наказывать, продавать в рабство, а детей даже убить.

С возникновением и ростом влияния христианства такая патриархальная семья в целом сохранилась, но положение женщины несколько улучшилось. Стало уделяться больше внимания ее материнской роли. Но мужчина по-прежнему являлся главой семьи. В духе принципов римской империи составлен и Нью-Йоркский брачный сертификат 1848г. В нем есть такие слова: «Жена вручает себя мужу во Владение».

Что такое современная семья?

Современная семья значительно отличается от той, которая существовала до ХХ в. Сейчас акцент делается на удовлетворенности супругов совместной жизнью, а не на их обязанностях. Нынешний брак подчеркивает индивидуализм, партнерство и равенство мужичины и женщины. «Если раньше брак имел самодовлеющую ценность, то сейчас все большее распространение приобретает точка зрения, что человеку необходимы лишь такие супружеские отношения, которые приносят ему удовлетворение, дают возможность реализовать свою личность в браке» [1. c.68].

Последствиями такого отношения к браку и семье могут стать крайний индивидуализм, прагматизм и отчуждение супругов. Исследования в Австрии выявили, что большинство респондентов негативными сторонами семейной жизни считают: во-первых, материальные трудности, во-вторых, ограничение личной свободы.

Большое количество разводов нельзя объяснить, по-видимому, только этими причинами. Из-за ослабления нормативов – жестких традиций и обычаев – современная семья строится путем проб и экспериментов. В результате ослабления внешних сил, препятствующих распаду браков, сейчас семью укрепляют в основном внутренние силы, то есть брачные ценности, взаимоотношения супругов, родителей и детей, братьев и сестер. Удовлетворять современные требования к качеству брака и семейной жизни вообще стало труднее. Если в прошлом было достаточно, чтобы муж и жена хорошо справлялись со своими обязанностями, то сейчас возрастает значение психологических аспектов супружества, родительства – взаимопонимания, эмоциональной поддержки, духовного общения.

Исчерпал ли себя институт семьи?

Левис Герман и Мелита Оден задавали восьмистам респондентам вопрос: «Если бы вы начали жизнь заново, заключили бы вы брак с тем же человеком?» 82,7% мужчин и 86,1% женщин ответили «да». 10,1% мужчин и 3,5% женщин ответили, что они бы не женились (не вышли замуж) вообще. В другом исследовании респондентам задавался вопрос: «Зная все, что вы знаете сейчас, хотели бы вы быть женаты (замужем)?». «Да» ответили 82% мужчин и 84% женщин; «нет» ответили 11% мужчин и 8% женщин [2, c.304]. Все проводимые исследования показывают, что семья по прежнему остается одной из основных ценностей человечества.

Насколько же изменилась семья в ХХ веке? Все еще существуют и очень медленно меняются традиционное разделение ролей между мужем и женой и стереотипы поведения мужчины и женщины. По исследования американских социологов, установки на участие в домашней работе и воспитании детей в целом относительно демократичны, но представления о профессиональной занятости женщин остаются в значительной степени традиционными и медленно подвергаются изменения. Так, 90% респондентов считают, что главным «добытчиком» в семье должен быть мужчина, и 37% мужчин и 57% женщин ответили, что мужчина должен быть единственным кормильцем.

Процесс разрушения традиционных стереотипов происходит болезненно как для мужа, так и для жены. Данные исследования показали, что в семьях, где жена зарабатывает больше мужа, оба супруга бывают не удовлетворены семейной жизнью, а конфликты по поводу работы жены являются одним из главных факторов, увеличивающих вероятность распада брака [1, c.71]. Социологический опрос газеты «Нью-Йорк Таймс» показал, что 48% американок предпочитают эгалитарный, а 47% - традиционный брак, несмотря на то, что в Америке столь влиятельно феминистское движение.

Изменение института семьи в России.

В целом здесь заметны те же тенденции, что в Европе и США. Происходит изменение традиционной семьи, но оно имеет свои особенности, объединяющиеся вмешательством государства в личную жизнь граждан на протяжении почти 70 лет. Еще в XIX веке в России преобладающей моделью брачного поведения была ритуальная брачность. «В селе «бобыля» и «Девку», то есть крестьян без семьи и без земли считали несчастными, обиженными судьбой. Община же осуществляла строгий контроль, цензуру нравов, и ни в чем крестьяне не проявляли столько жестокости, как отношении семейных нравов» [3. c.84]. Но после революции 1917 года в процессе отрицания всего старого были отвергнуты и семейные ценности, несмотря на то, что они были сильны в такой аграрной традиционной стране, как Россия.

Первое десятилетие Советской власти осуществлялась усиленная пропаганда феминистского толка. Одним из ее главных идеологов и активной сторонницей была А. Коллонтай. Она считала браки проявлением частнособственнического поведения и призывала к «свободной любви». Такая идеология нашла отклик у молодежи и была поддержана государством.

Например, в 1918 году в г. Владимире был издан Декрет о создании «Бюро свободной любви». По нему «всякая женщина после восемнадцатилетнего возраста объявлялась государственной собственностью. Всякая девица, достигшая восемнадцатилетнего возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться в «Бюро свободной любви» при Комиссариате призрения. Зарегистрированной в «Бюро свободной любви» предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги… Право выбора из числа девиц, достигших 18 лет предоставляется также и мужчинам. Возможность выбирать мужа и жену предоставляется желающим раз в месяц. «Бюро свободной любви»автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет представляется право выбора женщин, записывающихся в «Бюро», даже без согласия последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики».

«Программа предложенная А. Коллонтай, придавала гипертрофированное значение привлечению женщин в общественное производство, коммунизации семейного быта и воспитания детей. Все это в определяющей степени было реализовано в дальнейших правительственных законодательных актах и программах – начиная с военного коммунизма и всеобщей трудовой повинности и кончая той общественной моралью, которая до последних лет превозносила женщину – труженицу…» [4, c.81].

В Кодексе о браке РСФСР, закреплявшем брачное, семейное и опекунское право, признавалось многоотцовство. Если мать ребенка укажет несколько мужчин, с которыми она одновременно сожительствовала, суд мог посчитать их всех ответственными за его рождение и обязать каждого платить свою долю алиментов.

Такая государственная политика, пропагандировавшая свободу сексуальных отношений и свободу половой морали, вскоре привела к колоссальному росту внебрачных детей, а также бездомных и подкидышей, несмотря на то, что аборты были разрешены (в Москве в 1934 году на одно рождение приходилось 9 аборта). Поэтому к средине 30-х гг. произошел переход от политики ослабления семьи к ее защите государственно-юридическими мерами. [5, c. 109]. 27 июня 1936 года было принято Постановление ЦИК и СНК России «О запрещении абортов, установлении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатежи алиментов и о некоторых изменения в законодательстве об абортах». Итак, семья объявлялась «ячейкой коммунистического общества». Результатом такой политики стало участие женщины в общественном производстве наравне с мужчинами, но она была еще занята и дома. На 100 рабочих оплачиваемых часов, приходилось в среднем 142 часа домашней работы. А содержать семью, имея неработающую жену, было не так просто, так как женатый мужчина получал такую же зарплату, как и холостой.

В наше время часто говорят о том, что институт семьи в тупике и «дал трещину». Основание для таких выводов служит все увеличивающееся количество разводов, монородительских семей, одиноких стариков и возникающие альтернативные формы семьи. Так ли это, и что будет с семьей в будущем? Исследователи социальных проблем семьи все больше приходят к выводу, что «несмотря на структурные изменения, распространение малодетности и другие перемены, семья, основанная на вполне традиционном стремлении к браку, остается той сферой жизни, где реализуются многогранные потребности и возможности человека – ребенка или взрослого. Эмоциональные узы, связывающие человека с семьей, а также возникающие семейные формы (структуры), основанные на новых механизмах регулирования отношений между супругами и между родителями и детьми, отражают возрастающее значение частной жизни и домашнего очага как источника взаимопонимания, любви и поддержки. На фоне таких явлений, как свободное сожительство, повторные браки, разводы, падение рождаемости и стремление женщин к независимости, люди, как это не парадоксально, стали больше ценить семью и понимать ее значение как надежной защиты против холодного одиночества и жестокости окружающего мира. Поэтому то явление, которое некоторые называют «кризисом российской семьи», правильней можно было бы назвать трансформацией устаревшей модели семьи, семейных взаимоотношений, причем трансформацией, совершающейся на весьма устойчивой традиционной социально-нормативной основе». [6, c.116]

Библиографический список

1. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном обществе. – М., 1988.

2. Миронов В.Н. Традиционное демографическое поведение крестьян в XIX- начале ХХ века. // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. – М., 1977.

3. Tenenbaum S.A. A psychologist look at marriage. – London, 1968.

4. Антонов А.И. Возродить семейную жизнь. // Социологические исследования. – 1992. - №8.

6. Михеева А.Р. Феномен сожительства в сибирской деревне: новая форма брака или продолжение традиции? // ЭКО. – 1991. - №6.







Интересное:


Гендерные исследования как парадигма научного сообщества
Подростковое материнство - одна из причин социального сиротства: психосоциальный анализ
Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как психосоциальная проблема
Исследование ценностных ориентации современных студентов
Актуализация концепции социальной эволюции Г. Спенсера в современных условиях.
Вернуться к списку публикаций