2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяСоциология — На каком этапе социализации человек способен воспринимать повседневность



На каком этапе социализации человек способен воспринимать повседневность


На каком этапе социализации человек способен воспринимать повседневность?

(по Бергеру и Лукману)


Мой ответ будет, наверное, несколько неожиданным и, возможно, может показаться странным.

Но я утверждаю, что человек способен воспринимать повседневность на начальном этапе первичной социализации, еще до того момента. когда ребенок начинает говорить. Более того. ребенок потому и начинает говорить, он потому и обретает способность к говорению, что он начинает воспринимать повседневность.

Что такое повседневность? Это повторяющиеся образцы взаимодействия.

С самого момента рождения ребенок оказывается в мире повседневности, в мире повторяющихся событий, в мире типичных ситуаций (кормление, пеленание, прогулки, колыбельная на ночь и т.п.). Следовательно, с самого рождения, ребенок начинает накапливать социальный запас знаний о мире в виде схем типизации (типизации привычных, обыденных событий, происходящих вокруг него). Кроме того, с самого рождения, ребенок вступает во взаимодействие с этим миром. Более того, ребенок способен манипулировать действиями Других (например, действиями матери). Так, призывая мать обратить на него свое внимание, он громко плачет. Вы можете возразить мне, и сказать, что плач ребенка - это не более чем инстинкт. Но я считаю, что плач -это продукт взаимодействия, продукт взаимодействия матери и ребенка. Иначе, как объяснить то, что один ребенок "крикливый", а другой -"спокойный"? Только ли это - результат биологических инстинктов и (или) физиологических причин (например, болезненности)? Или это -также следствие того, что одна мать при первейших признаках беспокойства ребенка тут же спешит к нему и берет его на руки, а другая - подходит к ребенку довольно редко, лишь при необходимости (считая, например, что частое ношение ребенка на руках избалует его)?

Далее. Выше мною было заявлено, что человек способен воспринимать повседневность уже тогда, когда он еще не умеет говорить. Рассмотрим этот тезис подробнее. Бергер и Лукман отмечают:

"Средством, типизирующим мои знания и опыт, является язык". Каким же тогда образом, спросите Вы, человек, не обладающий средством для типизации опыта, все-таки типизирует реальность, вступает во взаимодействие и даже манипулирует Другими? Я это объясню следующим. Язык, как известно, не единственный элемент знаковой системы. Но он - самый сложный ее элемент. Поэтому восприятие его, а тем более подражание, т.е. развитие навыков говорения, происходит в последнюю очередь. Сначала ребенок воспринимает повседневность посредством других элементов знаковой системы - жестов, телодвижений, материальных артефактов и т.п. Затем ребенок начинает понимать значение слов. их смысл. И только после этого ребенок может перейти к развитию навыков говорения, воспроизведению слов. Т.е. для того чтобы начать говорить, человек должен быть способен воспринимать повседневность.

Другой аспект возможных возражений:

Мне также могут возразить насчет следующего: Бергер и Лукман указывали на то, что человек воспринимает повседневность "во временном и пространственном континууме". Я имею ввиду то, что Бергер и Лукман пытаются представить мир в виде некоего континуума, имеющего пространственное и временное содержание. Т.е. человек, по мнению этих авторов, воспринимает мир в зависимости от степени пространственной и временной приближенности или удаленности. Ближайшей к человеку является та зона, которая непосредственно доступна его физической манипуляции.

В то время как ребенок, на начальном этапе первичной социализации, не способен к рефлексии, и воспринимает только то, что "здесь и сейчас", а то, что за пределами "здесь и сейчас" он не способен воспринимать и осмысливать. Тогда получается, что ребенок неполноценно воспринимает повседневность? И вообще, учитывая вышесказанное, можно ли сказать, что он способен воспринимать повседневность?

Попробую ответить на это возможное возражение. Для этого вернемся к основному вопросу нашей темы, и определим само понятие "восприятие повседневности", то, как его понимают Бергер и Лукман. Реальность повседневной жизни человек разделяет с другими людьми, и восприятие реальности - это то, как он воспринимает других в повседневной жизни. Авторы выделили несколько способов такого восприятия. Наиболее важным способом, по мнению авторов, является ситуация "лицом-к-лицу", при том, что "все другие случаи - отклонения от нее".

В ситуации "лицом-к-лицу", ребенок оказывается с самого момента рождения. Следовательно, он имеет в своем распоряжении наиболее важный способ восприятия повседневности. Таким образом получается, что вопрос о том, способен ли ребенок воспринимать повседневность, отпадает. И ставится вопрос лишь о широте (узости) восприятия повседневности.

В добавление к сказанному, скажу следующее. Да, некоторые элементы знаковой системы будут недоступны ребенку еще до 7-8 лет (например, письменность). Но это не значит, что до того времени ребенок не способен воспринимать повседневность. Способен, но, в данном случае, способности его ограничены. Кроме того, некоторые люди до конца жизни так и не умеют ни писать, ни читать (а если обратиться к прошлому, то к таковым можно отнести целые группы, сословия, классы общества).

И все же, когда наступает тот этап, на котором ребенок уже способен воспринимать повседневность?

Вкратце можно сказать, что это происходит тогда, когда ребенок становится способным типизировать ситуации и людей, его окружающих (ребенок начинает понимать значение жестов, телодвижений, слов, когда он начинает узнавать мать, отца, и т.д.).







Интересное:


Жизненный и творческий путь Питирима Александровича Сорокина
Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения.
Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл
Категория гендер в изучении истории русской литературы
Подростковое материнство - одна из причин социального сиротства: психосоциальный анализ
Вернуться к списку публикаций