2013-06-19 19:01:36
ГлавнаяСоциология — Формирование социологических взглядов Г. Спенсера.



Формирование социологических взглядов Г. Спенсера.


В конце XVIII - начале XIX века Европа переживает период бурь и революций, в обществе происходят глубокие, качественные изменения общественной жизни. Прежде всего, это процессы социально-политической модернизации европейских обществ, преобразующихся в своём развитии от средневекового сословно-монархического устройства государства к новым демократическим формам жизнедеятельности. Именно они будут способствовать образованию капиталистического общества с его правящим классом - буржуазией. Аграрный и промышленный перевороты быстро стирали с лица Англии черты старых порядков и устойчивого прежнего быта. Место «старой весёлой» Англии с её усадьбами и деревнями заняла Англия фабрик и заводов, сельская тишина сменилась лязгом машин и дымовой копотью. В этот период в ней наблюдается непрерывный рост экономического и политического могущества торгово-промышленной буржуазии, хотя и омрачаемого экономическими кризисами.

Резкое изменение облика страны привело к тому, что иным стал и её народ. Из деревень население перемещалось в города, которые в XIX веке начали полностью преобладать над первыми. Со стремительной скоростью вырастал новый «средний класс», как его называли англичане, - новая промышленная буржуазия. Она по многим вопросам была не согласна с земельной аристократией, магнатами финансов и колониальной торговли. «Free trade» - свободная экономическая деятельность, принцип невмешательства в хозяйственные и личные дела стал лозунгом среднего класса. Именно он разрушил все феодальные, патриархальные, идиллические отношения и разорвал феодальные путы. Буржуазия выступала за свободу конкуренции во всех областях жизни.

«В период 50-70-х годов XIX века английский капитализм достигает поистине головокружительных успехов. Это высшая точка викторианского prosperity (процветания). Экономическое превосходство Англии по отношению ко всем другим странам мира стало неоспоримым. Процветающая и «окончательно» победившая буржуазия достигает гегемонии не только в экономической и политической сферах, но и в области идеологии. На новой основе пышно расцветает либерально-фритредерское манчестерство с его «символом веры»: «peace, retrenchment and reform» — «мир, экономия и реформа».

Одновременно данный этап европейской истории был ознаменован крупными открытиями в области естественнонаучного и социально-политического знания, находивших в прогрессирующей экономике мощную поддержку и стимул для своего развития. В это время естествознание переживает крутой подъём и ломку. Оно не может более укладываться в рамки метафизических воззрений на природу. Большое количество накопленного в течение XVII и XVIII веков естественнонаучного, эмпирического материала стихийно приводило к иным представлениям. В результате великой научной революции в Европе (XVI - XVIII вв.) постепенно сформировалась новая парадигма научности, основная идея которой - объяснение всех небесных и земных явлений естественными причинами (законами). На основе опытно - экспериментальных методов утверждается идея «естественного закона». Наука становится одним из основных способов познания, перестав быть «умозрительной», и употребляется как синоним естествознания, с ней связывают надежды на дальнейшее прогрессивное развитие общества.

К началу XIX века в области естествознания открыт закон сохранения и превращения энергии, который повлиял на развитие не только техники, но и теории, в частности, механической теории теплоты. Этим законом было доказано не что иное, как единство «сил природы». В это же время учёные пытаются обосновать естественнонаучную картину мира. Так, Кювье (1769-1832), работая в области палеонтологии и сравнительной анатомии, открывает закон о соответствии органов: всякое живое существо образует целую, единую систему, части которой соответствуют друг другу и содействуют путем взаимовлияния для достижения одной конечной цели, ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменилась другая.

Немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839) открыта клеточная теория строения живых тел. Эмбриолог Бэр (1792-1876) в своем труде «История развития животных» обосновывает идею о том, что как растительные, так и животные организмы в процессе своего развития изменяются в направлении от гомогенного к гетерогенному состоянию, то есть, переходят от единообразия к многообразию структуры. Все эти открытия указывают на то, что развитие и рост живых организмов совершается по одному закону и, что они по своему происхождению родственны, а не являются творениями «высшей силы».

В этот переломный период развития общества в Дерби 27 апреля 1820 года появился на свет Герберт Спенсер - будущий выдающийся английский мыслитель, один из «отцов» позитивистской социологии, основоположник и наиболее видный представитель её органического направления. В многодетной семье он был старшим и единственно выжившим из 9 детей. Мать Г. Спенсера, Харриет Холмс, родилась в 1794 году. Это была натура средняя - по уму, но высокая - по своим нравственным качествам. Отец, Вильям Джордж, родился в 1790 году, был достаточно одаренной личностью, интересовавшейся наукой и политикой, что в немалой степени передалось и его сыну. Он был крайне изобретательным человеком и имел большие художественные способности. Будучи по профессии учителем отец оказал значительное влияние на формирование взглядов своего сына. Он с раннего детства старался пробудить в ребенке самостоятельность и независимость суждений.

Герберт достаточно рано, с 7 лет, начал интересоваться биологией. Отец не запрещал сыну заниматься данным увлечением, а, наоборот, поощрял его, считая, что дети - это «бессознательные натуралисты», но если поддерживать их интерес к этой области знания, то они быстро перейдут к осмысленному и внимательному наблюдению.

Герберт был очень мечтательным ребенком, постоянно «строил» в своих мечтах «воздушные замки». В последующем, в своей «Автобиографии», он напишет: «В детстве привычка эта была настолько сильна, что, ложась спать, я положительно наслаждался, предвкушая некоторую возможность мечтать о вещах, которые меня в то время занимали: часто просыпаясь на другой день, я страшно сердился на самого себя за то, что уснул, не насытившись, манившими меня образами». Именно эта мечтательность послужила хорошим упражнением для формирования «конструктивного воображения», необходимого для наиболее полного развития личности.

Г. Спенсер совершенно не признавал каких бы то ни было авторитетов, как в детском возрасте, так и на протяжении всей дальнейшей своей жизни. Немалую роль в этом сыграл его отец, по свидетельству «Автобиографии» (1904), «он никогда не апеллировал к авторитету, как одному из доводов для усвоения известного убеждения. Сознательно или бессознательно он внушал другим ту независимость в суждениях... - нарочно или нет, но он и во мне укоренял эту независимость». Герберт отличался хорошей памятью, однако она распространялась не на все области знания, а только на те, что ему нравились.

Отец с детства внушал мальчику, что все явления, происходящие в мире, могут быть объяснены естественными причинами, побуждал его находить причины этих явлений и формировал в нем уверенность во всеобщности естественного закона. В результате веры в этот закон Герберт стал ярым противником тех людей, которые объясняли какое-нибудь из явлений сверхъестественными причинами, а не действием естественного закона.

Таким образом, с самого раннего детства, в процессе воспитания, у Спенсера-младшего начали формироваться эволюционные взгляды, которые в дальнейшем стали основой всего «спенсеризма», - ив этом немалую роль сыграл его отец.

По мере взросления, Герберт начинает интересоваться самыми разнообразными вопросами, причем увлечение математикой и естественными науками преобладало над интересом к гуманитарным наукам. Все его умственные способности склонялись в область теоретических, научных знаний. При рассмотрении какого-либо, интересовавшего его вопроса, он формулировал и отстаивал свою точку зрения.

В 1833 году (ему исполнилось 13 лет) родители отправили его для дальнейшего прохождения образования в Хинтон, к дяде, который был довольно строг со своим учеником. Дядя Том помог ему выработать в себе силу воли и дисциплинированность. Проведя три года в Хинтоне, он возвратился к своим родителям в Дерби. В дальнейшем великий социолог с благодарностью будет вспоминать всё то, чему его научил дядя: «Если б не пребывание в Хинтоне, я остался бы на всю жизнь лентяем, не желающим ничему учиться».

После окончания среднего образовательного учреждения перед Спенсером встал вопрос о выборе профессии. Герберт по желанию отца выбирает стезю учителя (1837) и обнаруживает дарование педагога. Наряду с синтетическим складом ума у него проявляются дарования практика и техника: он рано овладел методами точных наук, что помогло ему через несколько месяцев устроиться на должность инженера (1837) на строительстве Лондон-Бирмингемской железной дороги. Спенсер чертил карты, набрасывал планы, изобрёл оригинальный инструмент для измерения скоростей локомотивов - «велосиметр» и т.п.

Технический и практический склад ума сближает английского социолога с основателем позитивизма О. Контом, который, как и он сам, никогда не проходил университетского курса обучения. Эта черта, несомненно, наложила отпечаток на дальнейшее его миросозерцание, внеся в спенсеровское творчество заметную оригинальность. И она же послужила «источником некоторых пробелов в его образовании. Так, например, подобно Конту, он не знал немецкого языка, вследствие чего, то влияние, которое на него оказала немецкая философия, было не непосредственным. В течение первой четверти XIX века немецкая классическая философия (Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга и др.) оставалась совершенно неизвестной Англии. С конца 20-х годов англичане начинают знакомиться с её идеями по сочинениям Уэвеля и Гамильтона. Позднее Спенсер познакомился с Шеллингом, через посредство Кольриджа и Кантом, по переводам и через посредство Льюиса». В свободное время молодой человек пробовал себя в различных начинаниях, но предпочтение было отдано журналистике. Спенсер активно сотрудничал с такими изданиями, как «Нонконформист» и «Экономист».

Отсутствие университетского образования наложило определённый отпечаток на всё его дальнейшее философское миросозерцание. Спенсер по своей натуре был атеистом, так как с ранних лет понимал физическую обусловленность всех явлений, происходящих в природе, и резко отрицал теологическое мировоззрение. Помимо всего, Герберт имел талант изобретателя, который, судя по всему, передался ему от отца.

В 1841 году он увлекся геологией, его очень заинтересовала прогрессивная для того времени по своим взглядам книга Чарльза Ляйэлля «Начала геологии», в которой автор впервые высказал мысль о том, что отложения различных пород земли происходило в процессе эволюции. Исследователь представил «многочисленные доказательства спокойного отложения осадков и медленного развития органической жизни».

Автор книги категорически отвергает прежде существовавшую точку зрения о том, что в истории органического мира якобы существуют «перерывы», так называемые периоды «хаоса» и «покоя», которые периодически сменяют друг друга. В период покоя органический мир живет, растет, размножается, но рано или поздно наступает хаос - все погибает и в следующий период покоя вновь возрождается. Ляйэлль обосновал эволюционную преемственность в развитии неорганической и органической природы. Спенсер был сторонником Ляйэлля по этому вопросу, но выступал противником последнего относительно генезиса и прогрессивной эволюции человека и общества.

По своим убеждениям Ляйэлль был деистом. Он отрицательно относился к появившейся в то время гипотезе о развитии человеческой расы из низших животных. Именно эта точка зрения автора «Начал геологии» послужила Спенсеру последним толчком к принятию им взглядов Ж.Б. Ламарка о происхождении видов. Гипотеза последнего была более ему близка, поскольку «сверхъестественность, в какой бы то ни было форме, никогда не принималась мною (Спенсером); во мне с детства была потребность объяснять себе всякие явления, какого бы ни было рода самым естественным образом; поэтому, когда мое внимание было обращено на вопрос, были ли органические формы созданы специально, или они образовались путем постепенных изменений, образовавшихся под влиянием физических причин и передаваемых по наследству, - я, естественно, принял последнее предположение». В то время теория Ламарка о происхождении органических форм была наиболее прогрессивной.

«Жан Батист Ламарк (1744-1829) был сторонником взглядов о влиянии окружающей среды на развитие жизни. Основным положением его теории было изменение организмов под влиянием внешней среды. Это положение составляло сущность «первого закона Ламарка». Другое положение, составляющее «второй закон Ламарка», утверждает наследуемость изменений, приобретаемых под влиянием среды». Он первый в своем произведении «Философия зоологии» высказал мысль об эволюционном развитии в органическом мире и расположил классы животных в восходящем порядке, по мере усложнения их строения. Ламарк считал, что сначала возникли просто устроенные одноклеточные организмы, а потом из них образовались более сложно организованные животные: «Природа, создавая животных и растения в течение долгого времени, действительно образовала в том и другом царстве настоящую лестницу, в смысле, все увеличивающейся сложности их организации». До этого его утверждение, расположение классов живых организмов было противоположным, то есть, от высших к низшим.

Во времена Ламарка проблема возникновения и развития органического мира волновала многих людей. Его гениальность как раз и проявилась в том, как просто, а вернее, глубоко проникая в суть, пытался он ее решить. «Взгляды Ламарка объединяли в себе постановку основных проблем будущей эволюционной теории, так и попытки их решения. Это и определило величие Ламарка как основоположника эволюционной идеи». Несмотря на то, что его теория была основана на умозрительных представлениях, поскольку наука того времени не имела достаточного «багажа» знаний об организмах и их взаимодействия со средой, гипотеза Ламарка привлекла внимание просвещенных людей XIX века, в том числе и Спенсера.

В 1845 году Спенсер оставляет свою должность на железной дороге, и посвящает себя литературной деятельности. С 1848 до 1853 года он работает в редакции журнала «Экономист», где выступает со статьями по политическим и экономическим вопросам, пропагандируя радикалистские свободно - предпринимательские идеи, защищая индивидуальное самоопределение личности, её свободу от ограничительного контроля со стороны государства.

К этому времени Спенсер в своем первом письме, которое наряду с другими было опубликовано в «Nonconformist», говорит о всеобщем господстве закона: «Все в природе имеет свои законы. Неорганизованная (материя) имеет свои динамические качества и свойства. Материя организованная, более сложная... также имеет свои управляющие принципы... Живые существа имеют свои законы, как и материя, которая их произвела. Как существо животное, человек имеет свои функции и органы для их отправления.., что применимо к отдельной индивидуальности, то применимо и к обществу. Как и отдельный человек, общество подчиняется известным социальным законам... Их действие, может быть, более сложно, им, может быть, труднее подчиняться, но, тем не менее, аналогия показывает, что они должны существовать».

В другом своем письме Спенсер рассуждает об адаптации органического мира к окружающей среде, подчёркивая, что каждое живое существо имеет адекватные взаимоотношения с окружающим его внешним миром, причем, это касается как низших, так и высших животных. Любое изменение окружающей среды приводит к тому, что животный организм начинает приспосабливаться к нему, некоторые его органы становятся ему не нужны, они редуцируются, а другие, наоборот, начинают усиленно развиваться. Такие изменения наблюдаются у всех живых существ, в том числе и у человека: «Природа все создала с расчетом. Инстинкты и органы сохраняются лишь постольку, поскольку они полезны...». Таким образом, еще до Дарвина, с его учением о естественном отборе, Спенсер говорит о наличии в органическом мире процесса приспособления видов к окружающей среде.

Спенсер летом 1846 года начинает работать над своим первым большим произведением «Социальная статика». К написанию этой книги его побудило несколько причин: первая - негативное отношение будущего социолога к «истинным пределам правительственной власти», вторая - доказать людям, что Божья воля - это не «единственный нравственный законодатель»; он считал, что основа морали заключается в «природе вещей, в отношениях между индивидуальностью и окружающей средой и, наконец, в социальных связях человечества».

К осени 1850 года книга была написана. Автор несколько раз менял название своего труда. Изначальное название произведения - «Система политической и социальной морали», затем он заменил его на «Демостатику», а потом дал называние «Социальная статика - синтетическое изложение систем этики». Но так как последнее было достаточно длинным, Спенсер сократил его, оставив лишь первую часть последнего названия. В последующем он жалел, что не оставил первоначальное название своей книги, так как в то время уже вышло в свет капитальное произведение О. Конта «Курс позитивной философии», один из разделов которого назывался «Социальная статика». Это способствовало тому, что Спенсера стали считать продолжателем контовского учения. Сам он категорически отвергал данное утверждение, хотя и признавал, что Конт сыграл определенную роль в его жизни, помог осознать некоторые идеи, которые в дальнейшем «вылились» в его учение, но не в смысле продолжения идей Конта, а в процессе «антагонизма» с ним. «Возможно, что если бы я не отверг выставленной Контом классификации наук, я никогда не обратил бы внимания на этот вопрос и никогда не приступил бы к исследованию, которое закончилось появлением «Происхождения знания». А не займись я вопросом о происхождении знания, я никогда не пришел бы к идеям, которые помогли стать центральным, организующим принципом для «Начал психологии»».

По мнению Спенсера, у него с Контом - разные цели. «Какова провозглашаемая Контом цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание внешнего мира. Конт предлагает описывать необходимое и реальное происхождение идей. Я предпочитаю описывать необходимое и реальное происхождение вещей. Конт выступает за объяснение генезиса нашего знания природы. Моей задачей является объяснение... генезиса явлений, которые составляют природу. Одно является субъективным. Другое - объективным». Конт, конечно, занимался не только изучением вопроса развития идей, но и связанными с ними изменениями в социальной организации, также он интересовался прогрессом и социальным устройством общества. Эти же вопросы интересовали и Спенсера, но для него главной и самой первой заботой были эволюционные изменения в социальных структурах и институтах, а не состояние идей, как у Конта. Для английского социолога идеи были эпифеноменальными. «Усредненное мнение в любое время и в любой стране,- писал он, - является функцией социальной структуры этого времени и этой страны».

«Социальная статика» была написана Спенсером для того, чтобы показать, как должно идти развитие общества без наступления процессов распада и внутренних столкновений. По его мнению, для нормального развития общества социальные отношения должны находиться в тесной взаимосвязи с законом равной свободы для всех или с «принципом справедливости». В этой книге автор излагает свою собственную политическую и социальную программу. В отличие от некоторых мыслителей, например, Гоббса, Спенсер был противником «всемогущего» государства, он выступал за ограничение функций последнего в современном обществе, поскольку, по его мнению, сильное государство неизбежно способствует ограничению индивидуальной свободы. На основе этих взглядов английский социолог формулирует закон «равной свободы», который гласит - «каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека».

Основная цель книги, которую поставил перед собой автор, - это возможность достижения счастья, не входя в противоречия с нравственными ценностями. Причем «счастье» у Спенсера зависит от того, как более полно человек будет пользоваться своими способностями. Но такое использование последних возможно только в том случае, если каждому человеку будет предоставлена самая «широкая» свобода. Принцип свободы, по Спенсеру, ограничивается пределами государства, так как должна существовать свобода торговли и эмиграции, в которую государство не должно вмешиваться. Единственной функцией государства, считал он, является охрана свободы людей. По мнению автора, всякое расширение функций государства противоречит закону прогресса, постоянно требующего возрастающей дифференциации, и ведет к процессу распада (регрессу). Спенсер считает, что «прогресс от самого грубого невежества до самой высокой степени просвещения есть не что иное, как восхождение от ступени полного игнорирования законов природы до убеждения, что закон всеобщ и неизбежен». В дальнейших своих трудах Спенсер, будет уделять большое внимание рассмотрению прогресса как одного из важнейших векторов эволюции.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Теоретико-методологические основания общей девиантологической теории.
Развитие понятийного аппарата социологии управления
Развитие экономической социологии в России в послеоктябрьский период
Психосоциальная помощь в адаптации лицеистов к условиям вузовского обучения
Исследование ценностных ориентации современных студентов
Вернуться к списку публикаций