2013-06-19 18:57:11
ГлавнаяСоциология — Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения.



Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения.


Процесс эволюции направлен в сторону достижения равновесия сил. Спенсер был одним из родоначальников теории социального равновесия, зачатки которой встречаются в его ранней статье «О народонаселении» и полностью были изложены им в первом крупном произведении «Социальная статика». Он свято верил в стремление всего организованного мира к равновесию, в частности — в установление равновесия между числом смертей и количеством рождений. Эти взгляды Спенсер, подобно Дарвину, развил от идей Мальтуса. По мнению последнего: «Предмет настоящего Опыта составляет исследование одного явления, тесно связанного с природой человека, - явления, дававшего себя знать постоянно и могущественно с самого возникновения человеческого общества... Явление, о котором здесь идет речь, заключается в постоянном стремлении всех живых существ размножаться в большом количестве, чем то, для которого существуют запасы пищи».

Мальтус считал, что для сохранения состояния равновесия между народонаселением и необходимыми для его выживания продуктами питания надо, чтобы естественное размножение людей встречало на своем пути факторы препятствующие и задерживающие его. «В природе, по Мальтусу, равновесие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей». Согласно его учению, человек, наделенный разумом, должен обозначить пределы своего размножения, иначе это сделает сама природа; но сделает жестоко и безжалостно. Смерть уничтожит избыточное потомство, но умирать будут слабые, больные, наименее приспособленные к жизни. История человеческого общества - это, по его взгляду, история борьбы людей за добывание средств к пропитанию. «Мальтус предлагает установить между населением и продовольствием такое отношение, которое не вызывало бы борьбы между ними. Это состояние экономического равновесия».

Спенсер был полностью согласен с Мальтусом по этому вопросу. Он считал, что гибель слабых и беспомощных - это естественный природный процесс. В основу своей теории эволюции он положил принцип наследственности физических и нравственных приобретений, вызванных процессом приспособления. В процессе эволюции выживает тот, у кого эти приобретения наиболее выражены.

В термин «наиболее приспособленный» современный человек, общество, Спенсер вкладывал свой смысл, отличный от такового применяемого к животным и растениям. Он пришел к этому в процессе последовательных логичных рассуждений, которые начинались с рассмотрения племенной стадии развития первобытного общества. Особенность его заключалась в том, что более сильным, более ловким и умелым доставалось больше пищи, они имели лучшие места для ночлега, в результате чего они выживали, то есть, происходил, как в мире животных и растений, процесс естественного отбора, где он представляет собою «не что иное, как избирательное выживание биологических единиц». Главным источником этого выживания была физическая сила и выносливость. В современном обществе это качество не играет уже той роли, как в древние века, здесь основное место отводится уже, выходит, интеллекту. Это и предвидел Спенсер.

Он утверждал, что возрастание численности населения стимулирует всё большую социальную активность: требуется постоянно повышать изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень социального развития и конкурентоспособности должны постоянно возрастать. Будущее за теми, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Важно, чтобы государство содействовало развитию этого объективного процесса, а не деформировало его. В этой связи Г. Спенсер отводит ведущую роль эволюции и функционированию адекватных социальных институтов. Лишь через их природу и состояние, считал он, можно мобилизовать энергию основной «социальной единицы» - индивида.

Спенсеровское выживание наиболее приспособленных есть то, что было названо Дарвином «естественным отбором или сохранением благоприятствующих (под «благоприятствованием» Дарвин подразумевал большую приспособленность организма к условиям жизни) рас в борьбе за существование. Он первый увидел, что «естественный отбор» способен выработать приспособленность организмов к окружающей среде и что это есть вечно действующая причина расхождения органических форм».

Британский социолог, подобно Дарвину, описывал естественный отбор как следствие дифференцированного вымирания. Особи и разновидности, которые вымирают, не достаточно приспособлены к условиям, как те, которые выживают. Следовательно, борьба приводит к улучшениям; смерть одних становится благом для других. Он применил дарвиновский механизм естественного отбора для защиты экономического индивидуализма в своей книге «Человек против государства» (1884). По его мнению, экономическая конкуренция играет в жизни общества ту же роль, что у Дарвина - естественный отбор. Конкуренция не может убить людей физически, она играет роль своего рода «чистильщика», устраняя экономически неэффективное поведение от эффективного, неприспособленного к рыночной среде от приспособленного, неудачу от хозяйственного успеха.

«В настоящее время среди эволюционистов сложилось несколько иное представление о естественном отборе. Оно стремится подчеркнуть не дифференцированное вымирание, а скорее дифференцированное воспроизведение...эти два представления - представление XIX в., которое рассматривало естественный отбор главным образом в терминах вымирание, и наше сегодняшнее понимание естественного отбора в терминах дифференцированного воспроизведения - не исключают друг друга. Очевидно, организм должен выжить, чтобы дать потомство, и он должен дать потомство, чтобы выжить в последних поколениях».

Как только вышла в свет книга Ч. Дарвина «Происхождение видов», Спенсер сразу же познакомился с ней. Это произведение не только подтверждало его эволюционную теорию, но и дало «почву» для дальнейшего её развития. Говоря о «Происхождении видов» Ч. Дарвина, Спенсер отмечал, что его теория эволюции несколько отличается от таковой первого: «Теория естественного отбора действительно может быть названа гипотезой, объясняющей естественный процесс, но теория органической эволюции не может быть ни в каком смысле теорией прогресса, это - простое обобщение, основанное на различного рода фактах, указывающих, что эволюция действительно имела место, и обобщение это, бесспорно, сохраняет своё значение, хотя бы все указанные доселе причины или даже какие бы то ни было постигаемые разумом причины, были отвергнуты».

Он неустанно повторял, что его эволюционная теория, более объемлющая, чем учение Дарвина, ибо она — учение, об эволюции вообще: «Поскольку органическая эволюция есть часть Эволюции вообще, она, очевидно, должна быть истолкована согласно одному и тому же общему способу - объяснена в физических терминах: изменения, произведенные функциональным приспособлением,... и изменения, произведенные «естественным отбором», должны быть равно представлены как результат всегда и везде происходящего перераспределения материи и движения», то есть идея эволюции, в которой действуют механические законы, распространяется им и на органический мир. Такой подход не только не гарантировал безоговорочной истинности его эволюционизма, но и предопределил в дальнейшем его разрушение.

Ч. Дарвин также был знаком с трудами Спенсера и придавал им огромное значение. Это можно видеть из его писем. Так, в письме к Уоллесу (5 июля 1866 год) он пишет: «Меня очень заинтересовало Ваше письмо... Я полностью соглашусь со всем, что Вы говорите о преимуществах превосходного выражения, Г. Спенсера: «переживание наиболее приспособленных»... Очень сожалею, что не получил Ваше письмо два месяца назад, ибо я ввёл бы термин «переживание и пр.» во многих местах нового издания «Происхождения видов»...

Направление отбора Спенсер определял принципом наименьших сопротивлений: «С динамической точки зрения естественный отбор подразумевает изменение по линии наименьшего сопротивления». Так, размножение вида в благоприятных для него условиях - это рост в том месте, где действие сил, препятствующих размножению, меньше, чем в других местах. Аналогичный процесс мы наблюдаем в психической деятельности, правда, доказать его более сложно, чем предыдущий. Правильность своего утверждения Спенсер доказывает существующим соответствием нервного возбуждения и величиной мускульного движения: сила, развивающаяся в нервных центрах, «производит движения по каналам, представляющим наименьшее сопротивление». То же самое, полагал он, наблюдается и в обществе, где изменения «происходят от соединённых действий его членов и потому, пути этих изменений должны направляться подобно путям всяких других изменений, производимых сочетанием сил». Следовательно, люди, движимые своими желаниями, идут по тому или иному направлению. Этот процесс следует понимать буквально, считает Спенсер, как действительно физический процесс.

А.С. Богомолов о спенсеровском законе направления движения по линии наименьшего сопротивления: писал: «Мы встречаемся с основным пороком механистического метода объяснения - попыткой объяснить сложные явления исходя из простых, путём их сведения к простейшим механическим закономерностям. Этот метод основывается на абсолютизации некоторых существенных моментов научного исследования. Во-первых, познание - это выявление общего в индивидуальном и особенном. Простейший акт выявления этого общего абстрагирования есть выявление того, что присуще всем явлениям и каждому в отдельности. Этим путём до определённого момента идёт вся наука; но главное здесь - знать, где остановится на пути абстрагирования, чтобы не впасть в слишком широкие обобщения, превращающиеся в пустую фазу. Во-вторых, в познании всегда присутствует момент сведения к простейшему, выражение сложного через простое... И здесь опять-таки следует вовремя остановиться, уметь выявить существенное».

В качестве естественнонаучной основы этой теории им были взяты законы классической физики, в частности, третий закон механики Ньютона, согласно которому два тела действуют друг на друга в равной степени, но в противоположном направлении, и принцип Санди Карно, который утверждает, что переход тепловой энергии в механическую необратим. Позднее, данный принцип будет связан со вторым законом термодинамики: в природе не существует процессов, единственным результатом которых является превращение теплового процесса в работу; тепловая энергия рассеивается, то есть не может перейти в исходную форму в том же количестве. В результате данного процесса имеют место затухающие колебания, завершающиеся покоем, равновесием. «Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе».

Изложенная Г. Спенсером теория равновесия имеет несколько аспектов; наиболее важной, на наш взгляд, является проблема движущих сил эволюции, к коим у него относится неустойчивость однородного и умножение следствий, которые рассматриваются им как результат воздействия внешних сил на агрегат, состоящий из материальных частиц. Рассуждая об уравновешивании, он пытается раскрыть источник развития. «Повсюду виден ход к уравновешиванию, - пишет он. — Повсюду существует антагонизм сил, необходимо производящий, как мы знаем, разложение каждой силы на расходящиеся силы, и чрез то необходимо ведущий, наконец, к установлению равновесия: всякое движение идёт под сопротивлением, поэтому (оно) непрерывно подвергается вычетам, и эти вычеты имеют окончательным результатом приращение движения».

«Социальная жизнь всегда стремится к равновесию, проявляющемуся в нейтрализации возмущений и в приспособлении к новым условиям. Спенсер рассуждает об усложнении в ходе эволюции связей системы с окружающей средой». Он пишет: «развитие во всех случаях определяется взаимодействием внутренних и внешних факторов. Это взаимодействие вырабатывает известные изменения, продолжающиеся до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между действиями окружающей среды и действиями, противопоставляемыми им агрегатом (целого, системы), - равновесие полное, если этот агрегат неживой, и равновесие подвижное, если этот агрегат живой. После этого момента развитие, продолжающее обнаруживаться только в прогрессивной интеграции, оканчивающейся закоченением в некоторых неподвижных формах, практически может считаться прекратившимся». В стабильной среде организм стабилен; если среда изменилась, соответственно нарушается равновесие, организм в свою очередь тоже изменяется до тех пор, пока не будет восстановления равновесия. Среда у Спенсера - широкое понятие, включающее природные условия (первичная человеческая среда), преобразованные совместной деятельностью людей, мир природы и социально-культурное окружение, состоящее из надличностных традиций, обычаев, привычек, обрядов, а также других социальных организмов — систем и организации.

Что же касается социальных организмов, то факторами, нарушающими их равновесие, могут быть как первичные, так и вторичные (производные); при этом, по мере развития, которые являются определяющими элементами постепенно ослабевает, главенствующими становятся вторичные факторы.

К первичным (генетически исходным) факторам он относит:

1. внешние - географическая среда (климат, почва и т.д.);

2. внутренние - физические и психические (умственные и нравственные) «свойства его нецивилизованной, дообщественной природы (описываемые, в основном, чисто негативно, по контрасту с «современностью»: нерассудительность, хищничество, неспособность к длительному сотрудничеству, к абстрактному мышлению и т.п.), от которых зависят черты первых человеческих объединений. Предплеменная орда в полном согласии с общей формулой эволюции пребывает в состоянии неопределённой, несвязной однородности: члены орды живут одинаково, разделения труда нет и нет устойчивой взаимной зависимости людей друг от друга», - этого «существенного условия для начала и развития общественной организации».

Вторичные (цивилизационные) факторы являются и следствием, и причиной эволюции. Они также подразделяются на:

1. внешние - изменение географической и социальной среды в результате деятельности общества;

2. внутренние - возрастание численности населения и изменение свойств и потребностей членов общества, формирование того, что Спенсер называет вторичной или «наведённой» природой индивидов.

Источник развития институтов и общества в целом Спенсер видел в совместном действии всех этих факторов. Основополагающую роль в этом процессе играют умственные и нравственные факторы, которые определяются им как «руководящие факторы общественного развития».

Он раскрыл ряд факторов органической эволюции, которые в теории Ч. Дарвина не нашли должного отображения. В своей статье «Факторы органической эволюции» (1886) и полемике с Вейсманом (1893 — 1894), Спенсер одобрил теорию естественного отбора, наиболее полно раскрывающую сущность таких факторов, как целесообразное приспособление, видоизменение формы и окраски, изменения в соотношении частей организма и мимикрию; он настаивает на признании и таких факторов, как видоизменение функций, возникающих из-за употребления или неупотребления органов, а также по причине передачи по наследству функционально возникших изменений. «На основании заглавия этой статьи («Недостаточность естественного подбора») и на основании её содержания, - утверждал британский социолог, - девять из десяти читателей сделают вывод, что, она написана против взглядов Дарвина. Они удивятся, если им скажут, что, обратно, она направлена против взглядов тех, кто в значительной мере отпадает от дарвиновского учения. Дело в том, что наследственность приобретённых признаков, отвергать которую теперь принято в мире биологов, была вполне признаваема Дарвином и даже определённо им указывалась. Предыдущая аргументация, поскольку она касается Дарвина, заключается в следующем: та причина эволюции, которую он сначала считал неважной и значение которой постепенно признавал всё более и более важным по мере того, как делался старше, оказалась на деле гораздо важнее, чем он допускал это даже в самое последнее время. Неодарвинисты же вовсе не признают этой причины».

Спенсер в своих размышлениях пошёл дальше Дарвина. Он попытался сделать сравнительный анализ значения различных факторов эволюции в зависимости от степени развитости организмов. «Естественный отбор или переживание наиболее приспособленных действует почти единолично во всём растительном мире и среди мира низших животных, характеризующихся относительной пассивностью. Но по мере поднятия к: высшим типам животных его действие всё больше и больше заменяется действием, обусловленным унаследованием приобретённых признаков, пока, наконец, в животных сложного строения, унаследование приобретённых признаков делается важною, если не главною, причиною эволюции». В данном утверждении Спенсера наблюдается переоценка процесса наследования приобретённых признаков. Этот процесс не может быть назван причиной эволюции, он, скорее, её механизм, способствующий устойчивости изменений, то есть он способствует образованию органических форм. Этот принцип действует на всех стадиях развития органического мира.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Об общих тенденциях и российских особенностеях изменения института семьи
Формирование социологических взглядов Г. Спенсера.
Гендерные аспекты безработицы
Учет психосоциальных особенностей неработающих женщин пенсионного возраста в подготовке специалистов по социальной работе
Понятие социальной несправедливости как общее основание для объединения причинных теорий девиантности.
Вернуться к списку публикаций