2013-06-19 18:47:28
ГлавнаяСоциология — Органическая концепция социальной эволюции Г. Спенсера и современность



Органическая концепция социальной эволюции Г. Спенсера и современность


Г. Спенсер является одним из крупнейших представителей позитивистской социологической мысли XIX века. Так, Ю.В. Павленко писал: «Его часто называют первым философом викторианской Англии — притом, что и после того, как к нему пришла заслуженная слава, он неизменно отклонял все официальные почести. Он в интеллектуально-систематической форме выразил викторианскую эпоху так же, как, скажем, Ч. Диккенс в литературно-художественной, однако, в отличие от великого романиста, не проходившего мимо язв и острых проблем своего времени, Г Спенсер, нисколько не закрывая глаза, считал, что развитие знаний, успехи философии, науки и техники, в конечном счете, обеспечат победу над трудностями настоящего».

Он отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью, широтой жизненных и научных интересов, верой в достойное будущее человечества.

Формирование его мировоззрения происходило в переломную эпоху развития Европы. В Англии в этот период общество достигает своего расцвета. Её экономическое превосходство над другими странами было бесспорным. Буржуазия начинает занимать доминирующие позиции не только в экономической и политической сферах, но и в области идеологии. Такое положение дел в обществе не могло не сказаться на миросозерцании учёного. Будучи воспитан в семье сельского учителя, он вобрал в себя все лучшие качества английского интеллигента.

Спенсер не был революционером. По своим взглядам на переустройство общества он был сторонником мирного эволюционного обновления и модернизации общества. По его мнению, общество должно существовать для блага своих членов, а не наоборот. В контексте современной жизни, когда наша страна переходит от тоталитарного режима правления к демократическому, это предупреждение выглядит особенно актуальным.

Следует отметить, что в сознании учёного индивидуальная свобода всегда оставалась высшей ценностью; можно с полной уверенностью сказать, что Г. Спенсер, наряду со своими предшественниками - Дж. Локком, Д. Юмом, Ш. Монтескье, является одним из выдающихся представителей классического западноевропейского либерализма — системы взглядов, которых так не хватало в нашей истории.

Опыт прошедшего века подтвердил, какое важное значение в общественной жизни имеет общественное сознание укоренённой ценности личной свободы. В этом смысле творческое наследие Г. Спенсера имеет непроходящее значение. Г. Спенсер резко выступал против революций, считая их болезнями общества, за что его постоянно критиковали приверженцы марксистско-ленинского учения.

В трудах учёного разработана оригинальная трактовка структуры и социальной динамики общества, которая имеет ключевое значение для нынешнего столетия. Во всех современных изданиях по истории социологии учение Г. Спенсера об обществе занимает почётное место. Он удачно соединил функционализм со структурным анализом, в результате чего был создан системный подход, ставший ведущим методом социологических исследований.

В его работах отчётливо просматривается также использование комплексного, междисциплинарного подхода к изучению социальных процессов. Можно с полным основанием утверждать, что Г. Спенсер является одним из первых социологов, обосновавших необходимость творческого союза и тесного взаимодействия таких наук, как философия, социология, биология, история.

Г. Спенсер ясно и популярно изложил своё понимание социальных основ истории, психологии и этики. Хотя, естественно, многое в трактовке им содержания этих наук уже не соответствует современному уровню научных знаний. Но британского мыслителя оправдывает тот факт, что не было ещё совершено столько открытий в разных областях знания, сколько мы имеем в настоящее время.

Во времена Г. Спенсера только назревали предпосылки для совершения революции в области физики. Статья А. Эйнштейна, изменившая основы специальной теории относительности, «вышла в свет» только через два года после смерти социолога. Открытие Г. Менделем в 1865 году основных законов генетики не получило своего признания при жизни их учёного и оставалось практически неизвестным для исследователей и мыслителей Европы вплоть до 1900 года, когда законы наследования признаков были повторно открыты X. Де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком. Сходным образом не смог Спенсер оценить «концепцию бессознательного» З. Фрейда, которая совершила переворот в психологии. В этих областях научного знания он остался «сыном времени», в котором жил, используя все свои силы для систематизации и обобщения естественных наук появившихся во второй половине XIX века.

Огромное значение в настоящее время имеет сделанная учёным попытка построить целостную систему знаний на основе предварительно продуманных и сформулированных базовых теоретико-методологических принципов. Ни у кого не вызывает сомнения, что спенсеровская система, несмотря на свои недостатки, подвела итог классической новоевропейской науки. Работа, проделанная учёным, не может не вызвать восхищения. На сегодняшний день мы не имеем подобной научно-философской системы, которая подытожила бы научный опыт XX века. Сможет ли кто создать что-нибудь подобное в наши дни?

На данный вопрос ответ пока не дан. Следовательно, можно с уверенностью охарактеризовать Г. Спенсера как учёного-энциклопедиста, сумевшего в XIX столетии подвести философско-социологический итог западноевропейской научной мысли по нескольким векам.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что научное наследие Г. Спенсера существенно обогатило социологическую науку. Как мы пытались показать, его социологические идеи имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Британский учёный, по некоторым вопросам был не понят как при жизни, так и после смерти. Конкретные его суждения и дела порой не находили отклика у современников. В России после революции 1917-го года и вплоть до 90-х годов, идеи Г. Спенсера приводились либо в искажённом виде, либо о них забывали вовсе. И только сейчас, в начале XXI века, они приобретают свою заслуженную актуальность.


Богомазова Оксана Владимировна







Интересное:


Философский аспект раскрытия сущности социализации личности
Предпосылки становления российской социологии семьи
Становление экономической социологии в России в ХХ веке
Исследование ценностных ориентации современных студентов
Об общих тенденциях и российских особенностеях изменения института семьи
Вернуться к списку публикаций