2013-06-19 09:42:49
ГлавнаяСоциология — Причинные теории девиации и девиантности.



Причинные теории девиации и девиантности.


Рационально-этическая модель личности преступника отличается от просветительской тем, что здесь акцент делается на категории добра и зла. Преступник - это порочный человек с безнравственными взглядами и представлениями, который не усвоил моральных ценностей, поскольку воспитывался на дурных примерах. Необходимо изменить его взгляды и убеждения, нравственные установки в процессе исправительного воспитания.

Данная точка зрения нашла свое отражение во многих теориях криминологии и девиантологии. Так, по мнению сторонников многофакторной теории, девиантное и преступное поведение базируется не на одной, а на многих причинах, формирующих определенный физический, психологический и социальный тип личности. В качестве примера можно привести результаты восьмилетнего исследования делинквентных юношей, организованного супругами Шелдоном и Элеонорой Глюк. Вот некоторые факторы, порождающие делинквентное поведение (всего было выделено 400 факторов): отсутствие в семейных отношениях сердечной теплоты; несправедливость и высокая частота наказаний в семье; дурной пример отца; низкая успеваемость в школе; знакомство с членами делинквентной группы и участие в жизни этой группы; неспособность решать жизненные проблемы; отсутствие (в более зрелом возрасте) профессиональной подготовки и нежелание приобрести квалификацию; частая смена места работы; стремление жить на социальное пособие и т.д.

С психоаналитической точки зрения человек оценивается как от рождения асоциальное существо и потому может считаться «врожденным преступником». Однако если биологическая «теория врожденного преступника» пытается найти биоантропологические различия между преступником и непреступником, то психоаналитическая теория рассматривает их обоих как одинаково нормальных с биологической точки зрения и считает, что девиантное поведение не является «ошибкой природы». Оно - дефект воспитания, «ошибка приручения диких животных».

В рамках социально-психологического направления исследований выделяются такие причины девиантного поведения:

а) подражание (как врожденная способность к усвоению нового) в процессе общения с делинквентами или формирование девиантного поведения, начиная с детских лет, из-за неправильной реакции родителей в ответ на поведение детей, а также из-за безнаказанности проступков - теория научения;

б) усвоение индивидом асоциальных ценностных установок, ориентирующих на преступное поведение - теория дифференцированной связи, которая предстает как разновидность теории научения;

в) недостатки социализации, ведущие к неспособности разрешения внутренних конфликтов из-за отсутствия нравственной основы, закладываемой в детстве через внешний контроль и научение; социализация эффективна, когда социализируемая личность: 1) зависит от социализирующего агента, 2) доверяет этому агенту, 3) имеет возможность вырабатывать новые нормы и роли с равными себе; - социально-психологический вариант теории контроля;

г) слабая связь человека с обществом и/или социальными группами (семья, друзья, соседи, коллеги и т.д.), а, следовательно, и отсутствие контроля над поведением такого индивида - теория социальных связей, предстающая в качестве разновидности теории контроля (М. Хинделанд, Т. Хирши);

д) теория диссонанса: рассматривает возникновение противоречий в мотивационной сфере человека; эти противоречия перерастают во внутренний конфликт и могут иметь последствием различные формы нарушения социальных норм; диссонанс может возникнуть в познавательной деятельности (несоответствие когнитивного элемента более широкой когниции или логическое несоответствие), в поведенческих проявлениях, восприятии культурных образцов (несоответствие культурным образцам) и как следствие расхождения наличествующей ситуации с прошлым опытом.

В социологическом направлении девиантологических исследований предлагается несколько теорий, использующих рационально-просветительскую и рационально-этическую модели преступника:

а) социологическая теория контроля: ее сторонники видят причины девиантного поведения в ослаблении контроля над поведением человека со стороны семьи, школы, религиозной или соседской общины; как вариант теории контроля рассматривается теория социального сдерживания, которая утверждает, что правонарушения могут совершаться в результате отсутствия внутреннего контроля из-за того, что индивид не усвоил понятия «хорошее» и «плохое»; Т. Хирши выделил четыре элемента социального сдерживания: привязанность (эмоциональные и чувственные связи с другими людьми), приверженность (склонность к конформистской линии поведения), вовлеченность (измеряется количеством времени на общепринятую деятельность) и убежденность (прочность конформистской позиции).

б) теория субкультур: ее представители объясняют причины отклоняющегося поведения влиянием делинквентной субкультуры;

в) теория конфликта: по мнению ученых, работающих в рамках этой концепции, конфликт культур перерастает во внутренний конфликт, когда человеку предъявляются противоречивые требования разными социальными группами, к которым он причастен, а его отклоняющееся поведение является естественной реакцией и следствием данного обстоятельства;

г) теория напряжения: утверждает, что «преступления возникают, когда индивиды не в силах получить желаемое законными путями. В таких случаях индивиды впадают в состояние фрустрации и могут предпринять попытку удовлетворить свои желания незаконными путями. Несколько вариантов теории напряжения отличаются друг от друга различием (1) потребностей, которые индивиды преследуют в нашем обществе, (2) факторов, удерживающих индивидов от преследования своих потребностей и (3) факторов, влияющих на то, приведет ли в конечном итоге фрустрация к преступлению». В зависимости от выбора потребностей и факторов в настоящее время различают два варианта теории напряжения: 1) классическая теория Р. Мертона, которую развивали также Р.А. Клоуорд, А. Коэн и Л.Э. Оулин и 2) современная общая теория напряжения (Р. Агнью, Г. Уайт и др.), которая утверждает, что существует несколько типов напряжения, вызываемого негативными отношениями с другими, т.е. такими отношениями, когда с людьми обращаются не так, как им того хочется. «Три основных типа напряжения или негативных отношений с другими возникают, когда другие (1) мешают или угрожают помешать человеку достичь позитивно оцениваемых целей, (2) устраняют или угрожают устранить позитивно оцениваемые стимулы, которыми человек обладает, и (3) предоставляют или угрожают предоставить человеку пагубные или негативно оцениваемые стимулы».

Вот далеко не полный список теорий, используемых для объяснения причин индивидуальных форм девиантного поведения. Перечисленные теории не раз подвергались критике за однобокость, неполноту объяснений причин нарушения социальных норм. Здесь необходимо отметить, что эти теории, по сути дела, «переоткрывают» основные положения Аристотеля. Однако они по сравнению со Стагиритом проигрывают в целости видения, четкости постановки проблем и научной значимости выводов.

В антрополого-биологической модели преступник понимается как физический или психический урод. Причиной как уродства, так и преступного поведения являются различные врожденные аномалии (анатомо-физиологические или психические дефекты с генетической обусловленностью) либо приобретенные дефекты вследствие перенесенных заболеваний. Метод борьбы с преступным поведением такого человека - принудительное лечение или изоляция от общества.

В современной трактовке данная модель преступника несколько изменилась по сравнению с ламброзианскими представлениями о врожденном преступнике. По мнению современных представителей биологического направления в криминологии, существует постоянное взаимодействие между врожденными факторами и факторами окружающей среды. Окружающая среда понимается не только в смысле природной среды (например, климат, ландшафт), но и как совокупность всех социальных условий. Личность представляет собой некую рациональную целостность, состоящую из врожденных задатков и переменных влияния окружающей среды, зачастую выбираемой осознанно, а окружение человека в прошлом продолжает оказывать влияние на его личность в настоящем.

По мнению сторонников данной модели личности преступника, преступное поведение может быть детерминировано определенными врожденными задатками или приобретенными психическими нарушениями:

- конституциональным предрасположением;

- хромосомным предрасположением;

- эндокринным предрасположением;

- низким уровнем интеллекта (врожденным или приобретенным); сторонники данной концепции выделяют особый так называемый «социальный интеллект», носители которого обладают способностью лучше понимать мысли, чувства и намерения других людей и предугадывать их действия;

- отставанием или опережением развития в период полового созревания, а также повреждением головного мозга в детстве.

Изучение биологических факторов, влияющих на девиантное поведение, продолжается и сегодня. Так, американские исследователи выявили следующие зависимости:

- у лиц, совершивших насильственные преступления, ниже, чем у обычного человека, частота пульса;

- снижение уровня функционирования серотонинэргической системы ослабляет способность индивидуума сдерживать свое агрессивное поведение;

- различия в уровне специфических половых гормонов (например, тестостерона) частично являются причиной повышения уровня агрессивного и преступного поведения у мужчин.

Представители патопсихологии и клинической криминологии видят причины преступления (и девиации) в неспособности преступника приобрести рефлекс страха перед наказанием вследствие врожденных повреждений мозга либо недостатков воспитания в семье в ранний период жизни; в особом типе криминальной личности, которая соединяет в себе чрезмерный эгоцентризм, агрессивность, эмоциональное безразличие, неспособность к адаптации, а также импульсивность, упрямство, деструктивность и равнодушие к мнению других.

Сторонники теории агрессии считают преступное поведение реализацией врожденного инстинкта агрессии, или Танатоса, - инстинкта смерти, или результатом недостаточного развития центров торможения в коре головного мозга у психопатов.

Антрополого-биологическая модель преступника, как и ее разновидности, много раз подвергалась критике. Конечно, среди преступников встречаются люди с психосоматическими аномалиями (внутренняя объективная причина), так же как и среди правопослушных граждан. Но проблема заключается в другом: почему вполне здоровые люди совершают преступления? Психически больных людей закон вовсе и не считает преступниками, какие бы социально опасные деяния они ни совершали.

При рассмотрении причин преступности можно опираться на одну из существующих концепций, или моделей, личности преступника. Однако при этом могут остаться без внимания другие детерминанты преступного, или девиантного, поведения. В криминологии и девиантологии пока не разработана синтетическая модель, которая могла бы на единой основе объединить все существующие объяснительные теории преступности. Между тем в криминологии есть теория, которая, как нам представляется, имеет большой потенциал для объединения различных подходов в объяснении формирования личности преступника и причин ухода в преступный и девиантный стиль жизни. Речь идет о теории преступной (девиантной) карьеры.

Данная концепция базируется на тезисе о том, что человек не рождается преступником, а становится им, медленно втягиваясь (соскальзывая) в преступный стиль жизни. При этом так называемые «нормальные» люди имеют самое непосредственное отношение к формированию девиантной карьеры, поскольку именно они через стигматизацию подталкивают некоторых представителей своего вида к пропасти, разделяющей стигматизированных и не получивших клейма «делинквент» или «преступник». Формирование преступной карьеры проходит несколько стадий или этапов.

Первый этап начинается с самых простых вещей: отсутствия или ослабления психологического контакта между родителями и ребенком, неудач в школе, ссор со сверстниками, конфликтов с учителями и т.д. Основания для возникновения такой ситуации могут быть самые разные: жестокое обращение с ребенком в семье; невнимание учителей и их нежелание понять специфический мир ребенка; агрессивность и отсутствие дружелюбия в окружении ровесников; внутренние переживания ребенка, связанные с формированием его мировоззрения; доминирование в семье и в школе наказывающих методов воспитания и т.д., проще говоря, первый толчок для начала развития преступной карьеры дает ближайшее окружение - либо равнодушное и холодное, либо агрессивное и жестокое.

Следующей ступенькой формирования преступной карьеры является знакомство человека с делинквентной (часто - «уличной») субкультурой, по сути дела - такими же отверженными, как он сам. Эта субкультура предоставляет человеку своего рода убежище от не принявшего и не понимающего его социального окружения. По сути дела, делинквентная (или преступная) субкультура выступает как определенная социальная ниша, позволяющая человеку выжить. При этом очень велико влияние партнеров интеракции, ибо именно они формируют мотивацию к действию; создают идентификационные образцы; поставляют аргументы для нейтрализации привитого предыдущей социализацией механизма внутреннего контроля; учат технологии совершения преступления и знакомят с преступными образцами поведения; помогают интерпретировать ситуацию; предлагают средства защиты от форм официального контроля и т.д. Кроме того, на наш взгляд, здесь большую роль играют средства массовой информации. Вопрос о влиянии СМИ на формирование в обществе преступности неоднозначен: имеются как сторонники, так и противники тезиса о том, что СМИ могут существенно влиять на уровень насилия в обществе. Так, например, Н.И. Минкина пишет: «Наиболее правильно будет поставить вопрос об особой воспитательной роли СМИ: либо они прививают культурные ценности народу и тем самым укрепляют культурные установки в обществе, либо они навязывают антикультурные ценности и преступную субкультуру, нередко прибегая к помощи ярких и впечатляющих для восприятия субъекта иллюстраций». Более категорично о негативном влиянии СМИ на рост насилия в обществе высказывают А.И. Олейник и Г.Н. Горшенков. С точки зрения автора исследования, СМИ, безусловно, оказывают негативное влияние на рост преступности и девиантности в обществе. И не только тем, что демонстрируют сцены насилия, которые сами по себе травмируют психику людей, «приучают» к «обыденности» вида крови и страданий жертв. Они, по сути дела, доносят до всех и до каждого те компоненты девиантной (и преступной) субкультуры, которые были перечислены выше. Это означает, что практически каждый гражданин, безконтактным способом получает «инструкции» от девиантной субкультуры, в которую он может (при подходящих условиях) очень быстро включиться. Таким образом, процесс формирования преступной (девиантной) карьеры в современном обществе существенно ускоряется.

На третьем этапе развития преступной карьеры начинается апробирование предлагаемых субкультурой вариантов действий по достижению намеченной цели и новых алгоритмов решения конфликтных ситуаций. На этом этапе девиантная или преступная деятельность человека становится известной широкому социальному окружению, и он получает стигму «девиант» или «преступник». Отличительной и очень важной характеристикой данного этапа являются возникновение и развитие сложного внутреннего процесса, получившего название «кризис социальной идентичности». Когда деятельность человека становится известной ближайшему окружению (родственникам, соседям, знакомым, одноклассникам, учителям и т.д.), ему приходится делать серьезный выбор между этим «нормальным» миром с его ценностями и миром и ценностями субкультуры, которая постоянно держит его под контролем. В зависимости от того, кто будет в данной ситуации ближе и внимательней к человеку, преступная (девиантная) карьера может либо прерваться, либо продолжиться. Понятно, что здесь необходимо вмешательство психолога или любого «значимого другого», участие которых помогло бы осознать серьезность выбора и перспективы изменения жизненного пути.

На четвертом этапе человек принимает стигму, перестраивает свой ценностный мир, отождествляет себя с субкультурой, короче говоря - смиряется с социальной ролью, предписанной ему стигмой. Теперь «нравственное большинство» будет сопровождать его по всем бюрократическим инстанциям, включая педсовет или родительское собрание, спецприемник или специнтернат, тюрьму и колонию, где и завершится формирование девиантной карьеры и начнется углубленная профессионализация в одной из преступных сфер деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Истоки и первые шаги индустриальной социологии в России
Некоторые проблемы социального развития российской семьи в 90-е годы
Психологические механизмы обратной перспективы
Об интеллигенции в целом
М.Вебер и проблема интерпретации рациональности
Вернуться к списку публикаций