2013-06-19 06:38:22
ГлавнаяСоциология — «Интеллектуальная биография Т. Парсонса» как средство теоретического анализа



«Интеллектуальная биография Т. Парсонса» как средство теоретического анализа


Прежде чем приступать к анализу теоретического наследия американского социолога Т. Парсонса представляется необходимым привести хотя бы краткую биографию ученого, теории которого будут анализироваться. Это тем более необходимо, что Парсонс оставил достаточно подробную «интеллектуальную биографию», в которой обозначил не только важнейшие вехи своего интеллектуального развития, но и некоторые обстоятельства личной жизни. Представляется излишним подробно доказывать тот факт, что социальное окружение, интеллектуальные интересы, полученного образование накладывают заметный отпечаток на творчество ученого, особенно занимающегося изучением общества. Для целей настоящего исследования важными представляются факты «интеллектуальной биографии» ученого, то есть развитие его интеллектуальных интересов, пребывание в научных центрах, влияние других деятелей науки и т.д., что является важным основанием для понимания концептуального построения социологической теории данного мыслителя.

Парсонс родился 13 декабря 1902 года в городе Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США. Его отец был протестантским священником, преподававшим в одном из небольших колледжей штата. Позднее отец Парсонса стал президентом этого колледжа. Происхождение из протестантской среды несомненное оказало определенное влияние на мировоззрение ученого. Парсонс получил образование в Амхерст-колледже (штат Массачуссетс). Примечательно, что областью интересов молодого Парсонса были вовсе не социальные науки, а биология. Будущий ученый намеревался посвятить себя либо этой науке, либо заняться медицинской практикой. Сам Парсонс отмечал, что определенный интерес к общественным наукам возник у него на предпоследнем курсе под влиянием «своеобразного «институционального экономиста» Уолтона Хамилтона».

Как это часто бывает, вмешался случай, который подтолкнул Парсонса к смене области интеллектуальных занятий. В конце предпоследнего года обучения был уволен президент колледжа, а следом за ним все преподаватели, чьи курсы собирался посещать Парсонс. Эти события вместе с пробудившимся интересом к общественным наукам приводят Парсонса в Лондонскую школу экономики. Таким образом, Парсонс вошел в обществознание не как социолог, а как экономист. В Лондоне Парсонс, по его собственному выражению, «открыл для себя» Бронислава Малиновского. Этого выдающегося социального антрополога Парсонс считал «интеллектуально самым важным человеком» из всех с кем общался в Лондоне. Затем Парсонс участвует в программе по обмену стипендиатами с Германией и попадает в Гейдельбергский университет. В этом университете преподавал Макс Вебер, и здесь особенно сильно было интеллектуальное влияние этого ученого. В Гейдельберге Парсонс пишет диссертацию на тему «Понятие капитализма в новой немецкой литературе», которую успешно защищает в 1927 г. В центре внимания этого первого научного труда стояли идеи Вебера и Вернера Зомбарта, хотя некоторое внимание было уделено и другим исследователям, в частности Карлу Марксу, который был взят Парсонсом как отправная точка дискуссии. В своей биографии Парсонс весьма мало места уделяют своей диссертации, которая принесла ему немецкую степень «Dr. Phil.», отмечая только, что «в этой работе определились два главных направления моих будущих научных интересов: во-первых, природа капитализма как социоэкономической системы и, во-вторых, исследования Вебера как теоретика социологии». По замечанию одного из исследователей Парсонса Эдварда Девре, из Германии ученый помимо этих двух направлений привез также сложный и тяжеловесный стиль изложения мыслей, который столь часто характеризует его теоретические работы.

Начиная с осени 1927 г. Парсонс работает в качестве преподавателя в Гарвардском университете. Из интеллектуальных влияний, которые следует отметить для этого периода, важны контакты ученого с группой гарвардских экономистов: Тауссигом, Карвером, Рипли и Шумпетером. В Гарварде Парсонс расширял свое знание экономической науки. Особенно плодотворным оказалось, насколько можно судить по автобиографии и последующим исследованиям, общение с Шумпетером, которое сочеталось с самостоятельным изучением наследия английского экономиста, лидера неоклассической школы в политэкономии Альфреда Маршалла. Парсонс даже пытался в это время извлечь «социологию» Маршалла, что облегчалось отсутствием в «Принципах экономической науки», основном произведении ученого, четких границ исследования, которыми бы Маршалл счел необходимым себя ограничить.

На этот же период приходится знакомство с идеями Вильфредо Парето, итальянского экономиста-социолога. Основную часть идей Парето Парсонс усвоил при посредничестве биолога Л. Хендерсона, который был в тот период, по крайней мере, в глазах Парсонса, крупнейшим знатоком социологических идей Парето. В поздней работе «Теория действия и положение человека» Парсонс отмечает, что Хендерсон придавал большое значение понятию «система», которое тот перенял от Парето, распространив его в область исследования биологии.

Из изучения идей Вебера - Маршалла - Парето рождается мысль о написании работы, которая продемонстрировала бы «конвергенцию» теоретических построений указанных ученых. Эту работу, которая получила название «Структура социального действия», Парсонс обозначил как «первый большой синтез». Уже в этой работе появились те положения, которые впоследствии стали неотъемлемыми составляющими в дальнейшем развитие парсонианской теории. Речь идет, прежде всего, о «волюнтаристской теории действия», а также о постоянном подчеркивании важности нормативного регулирования человеческого поведения (сам Парсонс предпочитал термин «действия», указывая на то, что поведение может быть и неосмысленным, что оно присуще в равной степени и животным, и человеку, в тоже время осмысленный характер поведения человека может быть передан через термин «действие»).

Вслед за публикацией «Структуры социального действия» наступает новый период интеллектуального развития и пополнения багажа теоретических знаний. Основной научный интерес Парсонса в это время лежал в области изучения медицинской практики, особенно отношений «врач-пациент». По рекомендации Э. Мейо Парсонс приступил к изучению работ Фрейда, которые произвели сильное впечатление. Хотя первоначально работы Фрейда изучались в связи с интересом к медицинской практике, интерес Парсонса к идеям этого выдающегося мыслителя оказался столь глубок, что в 1946 г. он поступил на начальный курс Бостонского психоаналитического колледжа. По собственному признанию Парсонса интерес к «нерациональному» подогревался событиями личной жизни: смертью брата (1940 г.) и обоих родителей (1943 и 1944гг.) Обучение оказалось плодотворным не только с точки зрения углубления понимания психоаналитической теории, но и с отучения от «чрезмерного увлечения психоаналитическим уровнем рассмотрения человеческих проблем».

В 1944 году Парсонс занял должность декана социологического факультета в Гарвардском университете, которую он занимал до 1956 года. В 1949 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Эти посты можно считать свидетельством того высокого престижа, которым пользовался Парсонс, хотя с 1937 по 1951 год он не опубликовал ни одной работы, которую можно было бы сопоставить по значимости со «Структурой». В замыслах была обширная монография по проблемам социологического изучения медицинской практики, но она не была написана, во многом из-за личных обстоятельств. Часть материалов по проблеме вошла в работу «Социальная система», но надо отметить, что они не много добавляют к основным идеям.

Значимым с точки зрения развития теоретической схемы стал 1951 год, когда Парсонс опубликовал две большие и довольно близкие по тематике работы: «К общей теории действия» в соавторстве с Э. Шилзом и «Социальная система». Две работы дополняют друг друга по содержанию, но первая более обращена к систематизации прошлого опыта и дает окончательную редакцию парсоновской теории действия, в том числе формулирует стандартные переменные, в то время как «Социальная система», будучи тоже систематизацией, во многом является началом разработки теории социальных систем.

В 1953 году была опубликована еще одна значимая работа - «Рабочие тетради по теории действия» совместно с Р. Бейлзом. В этой работе изложена «четырехфункциональная парадигма»: AGIL - A (adaptation) - адаптация, G (goal-attainment) - целедостижение, I (integration) -интеграция, L (latent pattern-maintenance and tension management) - скрытое воспроизводство образца и регулирование напряжений.

Следом за «Рабочими тетрадями» Парсонс обращается к теме, которая собственно и привела его в социологию - к теме соотношения экономики и общества и социологической и экономической теории. В 1956 году совместно с Н. Смелзером была опубликована работа «Экономика и общество: изучение интеграции экономической и социальной теории». В этой работе схема AGIL была впервые использована для изучения сложнейших проблем положения экономики в социальной системе и ее связи с другими «аналитически выделяемыми подсистемами общества».

В конце 60-ых гг. научный интерес ученого сместился в область, которая практически с момента появления социологии привлекала лучшие умы - изучение общественного развития. Парсонс обращается к анализу возникновения и развития западной цивилизации. Помимо ряда статей этой проблеме были посвящены две работы, которые нельзя назвать большими, учитывая, что при изложении своих мыслей Парсонс необычайно многословен. Это «Общества: эволюционная и сравнительная перспектива» (1966 г.) и «Система современных обществ» (1971 г.). Стоит отметить, что вторая работа, будучи далеко не самой значительной в творческом наследии ученого, является до настоящего времени единственным трудом, переведенным на русский язык в полном объеме. Все остальные переводы - либо отдельные статьи, либо фрагменты. Примечательно, что от таких значительных работ Парсонса, как «Социальная система» переведена одна глава, «Структура социального действия» - пять глав из девятнадцати.

Еще две темы, которые постоянно привлекали внимание Парсонса, по меньшей мере, с начала 40-ых гг. были темы современной профессиональной структуры и социализации. Первая из них была тесно увязана с интересом Парсонса к проблеме социальной стратификации. Результатом этого интереса стала публикация работ «Семья, социализация и процесс взаимодействия» (1955 г., совместно с Р. Бейлзом и рядом других соавторов) и «Американский университет» (1973 г., совместно с Дж. Платтом). Эти работы лежат несколько в стороне от основного направления теоретической активности Парсонса: развитии систематической общей теории общества на базе теории действия и системных представлений.

Наряду с крупными теоретическими работами Парсонс является автором множества статей на самые разнообразные социологические темы: круг его интересов простирается от социологического изучения политики и экономики до анализа медицинской практики. Если в большинстве своих крупных работ он выступает как теоретик, то во многих статьях предстает как публицист, часто занимающий активную гражданскую позицию. Как пример следует привести участие Парсонса в сборнике статей «Черный Американец» (1966 г.). В своей статье, размещенной в этом сборнике, он ставит серьезный для американского общества того периода вопрос - о необходимости интеграции черных американцев в институциональную структуру американского общества как равноправных граждан.

Таким образом, на протяжении своей жизни ученый проявил себя как многосторонне развитый специалист, от внимания которого не ускользнула практически ни одна тема в социологии, с другой стороны, как теоретик, который настойчиво двигался к цели, поставленной в начале творческой деятельности - создать общую теорию, которая стала бы основой систематической социологии. Примечательно, что последняя из теоретически значимых работ Парсонса «Теория действия и положение человека» (1978 г.) распространяет сферу применения парсоновской общей теории на весь универсум, вписывая тем самым социальную жизнь в широчайший контекст миров: природного - физического и биологического и «трансцендентного» - телического.

Смерть Парсонса последовала в 1979 году в возрасте 77 лет. В огромном творческом наследии ученого обращает на себя внимание общирное количество работ написанных в соавторстве. Эта примечательная особенность: ни у Дюркгейма, ни у Вебера, ни у Парето, ни у Сорокина, ни у других сопоставимых по значимости с Парсонсом авторов нет такого количество работ в соавторстве (или вообще нет). Неудивительно поэтому огромное влияние Парсонса на ближний круг - ученых с ним общавшихся. Впрочем, судьба творческого теоретического наследия сложнее - оно было подвергнуто как критике, особенно острой со стороны Р. Миллза, либо было полностью отвергнуто (слова Бурдьё о «треугольнике Парсонс - Мертон - Лазарсфельд», в котором, по его словам не ощущалось движения реальной жизни), так и получила дань восхищения. С нашей точки зрения, наследие ученого должно рассматриваться не с точки зрения априорной установки, а исходя из внутренней логики его содержания. В противном случае нет никакой гарантии от скатывания к субъективной критике, в основе которой лежит занятая a priori позиция. Не допустимо считать, что какая-то теоретическая позиция является единственно верной, поскольку, как показывает развитие науки, пока ни одной безусловно верной научной позиции еще не было выработано. Мнение адептов той или иной «школы», конечно, не совпадает с таким заявлением, но вряд ли претензии на истину в последней инстанции можно считать научно продуктивными.


Жигулин Вячеслав Сергеевич







Интересное:


Подростковое материнство - одна из причин социального сиротства: психосоциальный анализ
Национальная катастрофа в оценке Питирима Александровича Сорокина
Антиглобализм как социокультурный феномен
Категория «социальная трансформация», ее содержание и методологический смысл
Формирование теории социальной системы Т. Парсонса.
Вернуться к списку публикаций