2013-06-16 14:17:01
ГлавнаяСоциология — Развитие понятийного аппарата социологии управления



Развитие понятийного аппарата социологии управления


Функциональная специфика социологии управления в многообразии управленческих форм

Функция (от лат. - исполнение, совершение) есть роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении того или иного процесса. Функция (лат. functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. Функции самого процесса управления и их использования в социологии управления совпадают не во всем.

Функционально управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы союзы и т.д.), предприятия, ассоциации.

В современной России сложилось некоторое многообразие, являющееся разновидностями общественной и частной форм управления.

В Бюджетном кодексе РФ, принятом в 2000 г., получила юридическое оформление «трехсекторная модель» российской экономики, предусматривающая наличие государственного, муниципального и частного секторов (в статьях 178 и 192 закреплено понятие муниципального сектора), предполагающих соответствующие формы управления.

Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Под муниципальным сектором имеется в виду - совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления.

К частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Государственный и муниципальный секторы в совокупности образуют общественный сектор страны.

В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования многие государственные предприятия претерпевают значительную реформацию и изменяют свою организационно-правовую форму, превращаясь в акционерные общества открытого или закрытого типа и товарищества (партнерства). Современное крупное промышленное предприятие представляет собой сложную производственную социально-экономическую систему, которой присущи все характеристики системы: вход, выход, процесс, цель, обратная связь и т.д. Предприятие приобретает у поставщиков ресурсы (топливо, энергию, оборудование, материалы, комплектующие изделия), осуществляет благодаря трудовой деятельности коллектива производственный процесс, получает готовую продукцию и поставляет ее потребителям.

Кроме поставщиков и потребителей внешней средой по отношению к предприятию являются вышестоящая организация (различные органы, министерства), банк, через который осуществляются все финансовые операции с поставщиками и потребителями.

Промышленное предприятие, как и всякая сложная система, состоит из комплекса более простых систем, выполняющих определенные функции. В производственно-техническом отношении предприятие представляет собой технико-технологический комплекс, систему рабочих машин и механизмов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг), технологией ее изготовления и объемами выпуска.

Организационно предприятие представляет собой первичное звено промышленности, производственную единицу народного хозяйства с определенной внутренней структурой, внешней средой, закономерностями функционирования и развития. Организационная система предприятия включает его производственную и организационную структуру управления предприятием и цехами, а также связи между производством и управлением, между предприятием и внешними организациями.

В социальном отношении предприятие выступает в качестве социальной подсистемы общества, именно на нем осуществляется взаимодействие общественных, коллективных и личных интересов, складываются отношения дружеской взаимопомощи.

Организация предприятия - это процесс создания структуры, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. Это то, что многие ошибочно принимают за весь организационный процесс. Второй аспект основан на взаимоотношениях полномочий, которые связывают высшее производство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Одной из разновидностей форм управления являются холдинг-компании. Они создаются с целью владения контрольным пакетом ценных бумаг, главным образом, промышленных компаний. Контролируя компанию, которая имеет участие в ряде других компаний и кредитно-финансовых учреждений, можно полностью или частично контролировать всю цепь этих компаний. Система участия, как правило, скрепляется личной, или персональной унией. Личная уния проявляется в том, что одни и те же лица занимают руководящие посты (председателей и членов правления, директоров и управляющих) в различных компаниях и банках. В современных российских условиях, личная уния является одним из главных путей сращивания банковского капитала и промышленного.

Одна из форм управления является фирма (предприятие). Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. В отличии от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма - их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, внутри фирмы - прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Определяющая роль в общественном разделении труда в наше время постепенно переходит от государственных организаций к частным организациям, наиболее распространенными из которых являются корпорации. На Западе известны два их вида: - концерн, «корпорация» в узком смысле слова, холдинг и т.д. - совокупность лиц, объединившихся для достижения какой- либо цели и образующих самостоятельный субъект права (юридическое лицо), - гильдия, «цех» - объединение по профессиональному признаку.

На сегодняшний день наиболее распространенным типом являются два типа предприятий - это государственные предприятия и предприятия- корпорации. Корпорация - это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Достаточно большая корпорация - иерархически организованный пространственно распределенный субъект социального пространства с явно выраженной хозяйственно-экономической или профессиональной составляющей деятельности.

Муниципальное управление в современной России осуществляет свои первые шаги. Традиции, складывавшиеся в конце прошлого - начале нынешнего века, прерваны революцией 1917 г. и последующим уничтожением муниципальной школы, проявившей себя в первое послереволюционное десятилетие.

Советская система организации территориального управления не предполагала необходимости муниципального управления, поскольку в ее рамках органы территориального управления были прямым продолжением государственной системы. Изменение общественно-политических и законодательных условий в конце 80-х - первой половине 90-х годов заложило основы для формирования новой системы организации власти и управления на местном уровне. Но скорость и характер этих изменений не были и не могли быть обеспечены столь же быстрыми и радикальными изменениями в управлении. До сих пор ощущается отсутствие профессионализма работников органов местного самоуправления. Советская система подготовки кадров для территориального управления была разрушена, но новой школы, соответствующей сегодняшним реалиям и задачам, еще пока не сформировалось. Одновременно достаточно заметно изменился качественный состав работников органов муниципального управления: за период реформ в них пришло много людей, в профессиональном плане не подготовленных и часто не имевших никакого управленческого опыта. В силу этих обстоятельств, персональный состав органов муниципального управления очень неоднороден. В них работают специалисты, представляющие различные управленческие формации.

Проведенные инициативные социологические исследования позволяют выделить следующие наиболее крупные типы управленцев в Волгоградской администрации:

- специалисты, пришедшие из органов советского территориального управления, воспроизводящие профессиональные принципы и нормы советской школы государственного управления, в частности губернатор области Максюта Николай Кириллович; поз.1

- специалисты, пришедшие работать в органы муниципального управления за время реформ, осваивавшие и развивавшие муниципальное управление как новую сферу деятельности; об их работе нельзя говорить как о сложившейся системе принципов и норм, характерных для профессиональной школы, их опыт - это, в большей степени, опыт переходного периода, опыт освоения новых задач и методов работы; поз.2

- специалисты, профессионально подготовленные и получившие опыт управленческой работы в других сферах управления: пришедшие из производства, из государственных органов управления, имеющие опыт работы в бизнес-структурах и т.п. и воспроизводящие опыт, нормы и навыки управления, существующие в этих сферах, приспосабливая (или не приспосабливая) их к задачам муниципального управления; поз. 3.

- специалисты, обучавшиеся менеджменту в США; поз.4

- специалисты, получившие образование в Волгоградской академии государственной службы - поз.5

- сотрудники, не имеющего отчетливого профессионального интереса, попавшие в органы муниципального управления не по профессиональным или гражданским основаниям: пришедшие на «теплые места», престижную работу, не нашедшие себя в других сферах деятельности; поз.6


Волгоградская областная администрация

Губернатор, первые замы, замы

90%

Поз.1

10%

Поз.3

Руководители комитетов и управлений

40%

Поз.1

40%

Поз.3

15%

Поз.2

1 %

Поз.4

3%

Поз.5

1 %

Поз.6


Волгоградская городская администрация

Мэр, первые замы, замы

90%

Поз.3

9%

Поз.2

1 %

Поз.1

Руководители департаментов и комитетов

1 %

Поз.1

9%

Поз.2

70%

Поз.3

5%

Поз.4

5%

Поз.5

10%

Поз.6


Под объектом исследования понимается действительно существующий объект (органической или неорганической природы), достаточно обособленный для его условного выделения из общей картины мироздания и рассмотрения в качестве самостоятельной системы.

Объектом социологии управления, в какой бы форме и на каком бы уровне он не выступал (будь то предприятие, организация, учреждение или общество в целом), реально и фактически являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами (положительными, отрицательными, индифферентными).

Социологический анализ ситуации в г. Волгограде, позволил выявить следующие проблемы объекта управления, связанные с материальными ресурсами:

- наличие на территории города нескольких управляемых объектов, часть из которых имеет федеральное подчинение, часть - муниципальное;

- пересечение и дублирование целей, задач и функций у этих управления объектами;

- столкновение интересов субъектов при управлении на территории города и муниципального образования;

- разные источники финансирования объектов и разная расстановка приоритетов финансирования.

В процессе управления эти противоречия должны быть максимально преодолены, В обществе осуществляется управление не только коллективами людей, но и природными процессами, например экологическими, а также технологией производства, размещением хозяйственных зон и т.д. Управление последними опосредствовано управленческими взаимодействиями между людьми:

- во-первых, объект должен иметь определенные границы, которые объективно не могут быть произвольными, а должны выделять некоторую целостность;

- во-вторых, объект должен быть наблюдаем, стороны объекта надо «видеть» регулярно и достоверно;

- в-третьих, должна иметься возможность воздействия на объект при соответствующей реакции, - гарантированным образом.

Особую форму составляет типологии организаций и особенности соответствующих систем управления проектами. Известны различные виды структуры организаций: «шахтная», линейно-штабная, дивизионная (продуктовая), ориентированная на потребителя, региональная, матричная, бригадная (командная), сетевая. Они в различной степени благоприятны для организации работ в проектной идеологии. «Шахтная» приспособлена для этого в наименьшей степени, матричная, бригадная и сетевая - в наибольшей. Только в сетевой структуре реализуется возможность «ткать» групповой проект из индивидуальных проектов сотрудников. При этом энергетические затраты, обусловленные подавлением излишней инициативы сотрудников, минимальны.

Наряду с традиционными, появились совершенно различные по своему содержанию виды проектирования:

- проектирование как процесс разработки не отдельных предметов, а целых систем (аэропорты, транспорт, супермаркеты, радиопрограммы, программы обучения, банковские системы, компьютеры);

- проектирование как соучастие, как включение общества в процесс принятия решения;

- проектирование как творчество, потенциально присущее каждому;

- проектирование как учебная дисциплина, синтезирующая искусство и науку и, возможно, идущая дальше, чем то и другое порознь;

- проектирование без объекта как процесс или образ самой жизни.

Ранее перечисленные формы управления напрямую связаны с экономическими процессами, обеспечивая их адекватным пониманием способов эффективности, оптимальности, социологическими методами обосновывая вероятность социальных последствий.

К примеру, в сфере политики «административный ресурс управления» имеет специфические технологии и методы управления. Социология управления - единственное средство - идентифицировать форму управления социально-политическими процессами.

В социологии управления О.С. Анисимов определяет управленческую функцию как «...функциональная характеристика деятельности управленца в системах деятельности и в универсуме деятельности в целом. Она выделяется в практике взаимодействия людей, связанной с достижением совместно принятой и реализуемой цели. Вычленение этой функции предопределяется логикой разделения усилий, где критерием служит различие между действием и анализом действий, выработкой коррекций способа действия. Вместе с практическим выделением аналитического, а затем и корректировочного звена появляется потребность осознания перспективности сохранения выделения и способов бытия в этом звене распределенной деятельности. Анализ реального опыта должен быть концептуализирован и вместе с обобщением выявляется исходная абстракция, где разделение действия и анализа действия носит всеобщий характер, превращается в функциональную характеристику аналитического звена. В функциональном анализе всегда выявляется и выясняется, что должен сделать деятель в кооперации для своего партнера и что должен сделать партнер для него. Абстрактная характеристика обязанностей выступает как функциональная характеристика бытия «для-иного», отражающаяся в определении обязанностей по способу бытия. Управленческая функция состоит в построении такой деятельности исполнителя (исполнителей), чтобы можно было гарантировать приемлемую для заказчика реализацию содержания заказа».

Категории «структура управления» и «функция управления» взаимообусловлены, но, как отмечает А.И. Пригожин, необходимо создавать структуру под функции, а не наоборот. Издержки предыдущего опыта господства структуры над функцией, как управленческий инстинкт у многих руководителей сохраняется. «Политическим функциям действовавшая в СССР отраслевая оргструктура горкома и райкомов совершенно не соответствовала, а выстроенный под нее аппарат был не в состоянии решать политические задачи, ему под силу были только контрольно-хозяйственные функции.

К сожалению, такое господство структуры над функцией характерно и для новой России. Здесь, как и во всем мире, эта разновидность организационной патологии тоже встречается нередко, особенно в крупных организациях. Иногда они и крупными становятся именно таким патологическим способом. Итак, функция первична по отношению к структуре. Последняя вообще нужна только в той мере и в том виде, в каких она наилучшим образом обеспечивает выполнение функции. Согласно социологии управления, функция определяет структуру, а не наоборот».

Основное звено в структуре управления - выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания объекта управления принцип оптимальности теряет свою эффективность.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Социологическая концепция Т. Парсонса и формирование теории действия.
Учет психосоциальных особенностей неработающих женщин пенсионного возраста в подготовке специалистов по социальной работе
О некоторых методологических вопросах исследования современного российского общества
Психосоциальные аспекты работы психолога с родителями детей и подростков, демонстрирующих симптомы посттравматического стрессового расстройства
Социокультурный контекст процесса глобализации
Вернуться к списку публикаций