2011-06-07 09:00:08
ГлавнаяФилософия — Рыночный фундаментализм и экологическая ситуация



Рыночный фундаментализм и экологическая ситуация


Дальнейшее распространение подобной экономоцентричной идеологии привело к усилению напряженности в мире, поскольку это способствовало разрушению природных и духовных оснований человека. Подчеркивая это обстоятельство, А. Кинг и Б. Шнайдер пишут: «В обществах Запада с их неумеренным потребительством и лозунгами типа «я есть то, чем я владею» или «я есть то, что я делаю», более фундаментальные проблемы, такие, как религия, национальность, традиционные ценности и верования, отступают на второй план. Подобная ситуация ведет к развитию чрезмерного индивидуализма, эгоизма, а также к непрекращающимся поискам того, что могло бы отвлечь внимание или развлечь, будь то телевидение или наркотики».

Новая геополитическая ситуация, сложившаяся в мире после распада СССР и ухода с исторической арены социалистической системы, предоставила индустриально-развитым странам мира во главе с США возможность формировать контуры современной цивилизации. Лидирующая роль США в современном мире позволила некоторым исследователям трактовать глобализацию как американизацию. И для такой трактовки происходящего есть определенные основания, если под глобализацией понимать управляемую, организуемую часть динамики современных мировых процессов. Поэтому в более строгом смысле глобализация сегодня предстает не столько как вестернизация, сколько как американизация.

Неолиберальная рыночная трактовка капитализма, выступающая ядром глобализационного процесса, как американизации, имеет ту особенность, что она исходит из приоритетности финансовой сферы над производством и распределением. Попытка реализовать эту модель в глобальном масштабе может привести к системному кризису. Как отметил Дж. Сорос «На практике интернационализация финансовой системы и расширение операций многонациональных корпораций способны решить немало проблем экономически менее развитых стран... Но за все придется платить свою цену. Страны периферии будут переживать нарастающую маргинализацию, что может оказаться политически неприемлемым, если это не будет компенсированно видимым повышением уровня жизни населения. Однако во многих странах мира ничего подобного сегодня не наблюдается». Не наблюдается в силу того, что «целью корпораций является получение прибыли, а не распространение в мировом масштабе выгод, связанных с их деятельностью. С учетом более высокого риска корпорации требуют большей прибыльности при осуществлении операций в экономически менее развитых странах». Известный американский финансист справедливо обращает внимание на такие моменты, как роль валютных режимов, и пишет, что «Режим свободного «плавания» валютных курсов также сопряжен с высокими издержками: он делает крайне рискованными заимствования в иностранной валюте и обусловливает уязвимость национальной валюты перед спекулятивными атаками. В отсутствие иных альтернатив правительства могут оказаться вынужденными ввести контроль за движением капиталов. В результате страны, заинтересованные в поддержании открытости своих финансовых рынков, становятся еще более уязвимыми, что, в конечном счете, может привести к системному кризису».

В целом, не анализируя эту сложную проблему, имеющую самостоятельное значение, в полном объеме, отметим важность различения форм бытия капитализма в разных социокультурных традициях, поскольку это обстоятельство может приобрести новое звучание в контексте глобализации, как американизации. Уникальным в определенном плане является феномен японского капитализма. Как отмечают американские социальные психологи Л. Росс и Р. Нисбетт: «Одна из ... наиболее примечательных и своевременных историй связана с внедрением капитализма в традиционную японскую культуру в 1870-е гг. В это время Япония была волевым решением открыта для торговли с Западом... В течение последующих пятидесяти лет японцы показали себя мастерами капиталистических способов производства и распределения. Они построили динамичную и преуспевающую экономику, ориентированную на высокую производительность труда и экспорт продуктов производства, достигшую пика в период перед второй мировой войной, а после произведенных войной разрушений выстроили ее заново, подняв на еще большую высоту». При этом «больше всего впечатляет то, что им удалось изменить саму суть капитализма не только в своей стране, но постепенно и во всем мире. Подобное изменение природы капитализма подразумевает отношения большего сотрудничества между трудом и капиталом...». Вопрос о качественных трансформациях капитализма примечателен тем, что он актуализирует вопрос о влиянии социокультурных традиций, ментальности, ценностных предпочтений того или иного народа на восприятие и реализацию на практике принципов капитализма.

Капитализм как цивилизационное явление имеет не только достижения, которые преимущественно связаны со стимулированием экономической инициативы личности и тех сфер человеческой деятельности, которые «обслуживают» эту экономическую деятельность. Глобализируя принципы капитализма, не следует забывать, что капитализм имеет не только достоинства, но и коренные недостатки, которые проистекают из указанной экономикоцентричной установки. И если сегодня некоторые из большого числа капиталистических стран экономически и технологически стали лидерами цивилизации, то философ и социальный мыслитель, размышляющий о сценариях будущего с учетом тех фундаментальных глобальных проблем, с которыми встретилась современная цивилизация, не имеет оснований превращать индустриально развитую капиталистическую часть цивилизации, внесшую наибольший вклад в наступление системного глобального кризиса, в эталон будущего для человечества.

Это первое принципиальное обстоятельство, с которым необходимо считаться, обсуждая вопрос о глобальном мире на базе капиталистической системы. Принципиальность этого фактора связана с фундаментальностью глобальных проблем вообще и экологической проблемы в особенности. Разрушение природных оснований цивилизации, которое продолжается и в начале третьего тысячелетия, требует большого внимания, чем это имеет место в современном мире и одна из причин подобной ситуации - глобализация, как американизация.

Второе обстоятельство, заслуживающее внимания, - отрицательное отношение многих народов и стран к капитализму. Последнее обстоятельство специально проанализировано в монографии президента Института свободы и демократии Эрнандо де Сото «Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире». По мнению Эрнандо де Сото «За пределами стран Запада капитализм пребывает в кризисе не потому, что проваливается процесс международной глобализации, а потому что развивающиеся и бывшие социалистические страны не смогли «глобализировать» капитал внутри своих стран. Большинство населения этих стран рассматривают капитализм как частный клуб, как дискриминационную систему, которая выгодна лишь Западу и местным элитам, устроившимся под стеклянным колпаком несправедливого закона». Между тем Эрнандо де Сото справедливо доказывает, что «Глобализация не может свестись к установлению взаимосвязей между стеклянными потолками, прикрывающими привилегированные меньшинства стран третьего мира. Такое существовало и прежде». С этим связано то, что «за пределами Запада капитализм воспринимается все более враждебно, как режим апартеида, закрытый для большинства населения. Даже местные национальные элиты начинают понимать, что им никогда не получить достойного места в мировой капиталистической игре, если они вечно будут зависеть от личности иностранного капитала». Все это приводит к тому, что «за пределами Запада сторонники капитализма находятся на оборонительных позициях. Всего десятилетие назад они были на подъеме, но сейчас их все в большей степени воспринимают как поборников нищеты и несправедливости для большинства населения».

Третье обстоятельство, с которым необходимо считаться - кризис основных социальных институтов США, в частности, потеря веры в действенность демократических институтов. Вот что, например, пишет современный публицист о демократии в США: «В США создана тотальная система контроля, опирающаяся на самые мощные в мире компьютерные технологии. Пресловутый девятизначный номер так называемого социального страхования, введенный в компьютер супермаркета, в считанные секунды доложит оператору не только кредитную историю его (номера) обладателя, но и все мельчайшие подробности - вплоть до деталей семейной жизни и проблем подросткового периода в пору полового созревания». Данное обстоятельство отмечают и известные отечественные ученые С.П. Капица, С.П. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий. В работе «Синергетика и прогнозы будущего» они пишут: «современные компьютерные сети, которыми пользуются супермаркеты, банки, клиники, создают идеальную основу для тотального контроля над личностью. Какая уж тут демократия, когда исчерпывающая информация о каждом может быть получена другими без его ведома». И для подобного рода беспокойства о судьбах демократии имеются определенные основания. Между тем, США - своеобразная вершина современной цивилизации в технологическом, экономическом отношении. Влияние этой страны в мире велико. И тем велика ответственность, которая берет на себя лидерство США в глобализирующемся мире.

Сегодня политика США в вопросах глобализации способствует воссозданию атмосферы, казалось бы, ушедшей в историю, а именно: атмосферу холодной войны, которая на новом витке цивилизационного развития, не менее опасна для будущего мира, чем в период «блокового мышления». Подобная политика опасна не только для других стран, вовлеченных в процесс глобализации, но и для самих США. Проблемы, которые актуализируются усиливающимся процессом глобализации, как «макдоналдизации» и американизации, настолько сложны и непредсказуемы, что они способны ввести всю современную цивилизацию в непредсказуемое состояние. Анализируя характер встающих вопросов, следует считаться с особенностями современного мира, его нестабильностью, актуализацией в мире проблемы терроризма, наличием в нем огромного арсенала оружия, в том числе и ядерного, химического, бактериологического, усиливающимся противостоянием индустриально-развитых стран и остального мира. Без систематического учета этих факторов глобализация сама становится фундаментальной проблемой для современного человечества, поскольку открытые границы - это открытость и к тем проблемам, которые встали перед миром из-за ценностей индустриализма и постиндустриализма.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории)
Мифы русской идеи
Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители
Этико-аксиологические корни экологического кризиса
Насилие как зло и грех
Вернуться к списку публикаций