2011-06-06 09:00:44
ГлавнаяФилософия — Глобализация в контексте концепции устойчивого развития



Глобализация в контексте концепции устойчивого развития


По данным генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора 20 процентов населения мира, проживающих в индустриально-развитых странах планеты, потребляют 80 процентов его ресурсов. Дальнейшее продолжение подобной политики приведет не только к углублению экологической ситуации в мире, но и обострению отношений между этими мирами. Вот почему эколого-демографические глобальные проблемы тесно связаны с решением социальных вопросов и попытки построить глобальный мир без учета этих факторов не могут быть продуктивными.

Известный американский политолог Зб. Бжезинский в работе под симптоматичным названием «Вне контроля (мировой беспорядок на пороге XXI века», считает, что индустриально-развитые страны должны искать новые идеи, поскольку со временем либерализм, как мировоззренческая парадигма и образ мыслей, становится все менее привлекательным. По мнению американского футуролога «глобальное неравенство явно становится ключевой проблемой политики в XXI веке».

Следует отметить выступления на эту тему не только политологов и философов, но и представителей церкви, которые внимательно следят за динамикой мировых процессов и высказываются по этим проблемам. Показательна в этом отношении деятельность папы Иоанна Павла II, который предостерегает в своих выступлениях от глобализации и абсолютизации капиталистической модели организации производства. Папа Иоанн II в энциклике «Сотый год (1991) отметил: «Нельзя согласиться с утверждением, что потерпевший поражение так называемый «реальный социализм» должен уступить место только капиталистической модели организации производства. Нужно сломать барьеры и монополии, которые удерживают множество народов на задворках развития, обеспечить всем людям и нациям элементарные условия участия в нем». Ситуация между тем усугубляется тем, что индустриально-развитые страны мира, функционирующие в рамках капиталистической модели производства, предопределяют логику мировых процессов и не готовы чаще всего поставить под сомнение базисные институты капитализма при анализе того, что происходит в мире и каковы причины экологического и ему подобных кризисов. И это объяснимо, поскольку лидеры капитализма могут поставить под вопрос частные моменты, но не исходные основания капиталистической системы. Капитализм в главном, решающем пока не имеет альтернатив, и пока он доминирует в мире, трудно надеяться на реализацию иных альтернативных программ, направленных на решение глобальных проблем. Между тем как отметил экономический советник Международного банка реконструкции и развития Серафи Эль-Салаб «если мы всерьез думаем о спасении нашей планеты, то мы должны стремиться в первую очередь к тому, чтобы бедность и неравенство в доходах, которые являются во многом причиной экономических бедствий, уменьшились». Без этого трудно надеяться на реализацию концепций «устойчивого развития» и решение все углубляющихся глобальных проблем.

Современный капитализм, разумеется, адаптировался к информационной модели общества. Он отличается от капитализма не только классического, который был объектом анализа К. Маркса, но и недавнего прошлого, например, первой половины XX в. Вместе с тем по своей сути этот капитализм «присваивающий», живущий не только за счет своего богатства, своих ресурсов, но и ресурсов всей планеты. До тех пор пока общество будет жить по этой программе, а другие страны будут стремиться «догнать и перегнать» эти страны, трудно надеяться на решение глобальных проблем.

Поэтому необходима «смена шкалы ценностей, смена менталитета. Другими словами - смена цивилизационных парадигм». Без этого нельзя перейти к информационному обществу. Вот почему представляется обоснованным вывод Н.Н. Моисеева о том, что «если человечеству суждено выжить, то принципу сиюминутного успеха и стандартам современной рыночной экономики придется уступить место представлению о том, что наши потомки должны иметь возможность столь же полного использования ресурсов, как и люди нашего времени».

В этих условиях принципиально важно искать новые, более эффективные пути взаимодействия человека и природы, чтобы в дальнейшем направить усилия не на покорение природы, - такая установка исчерпала себя и привела на грань катастрофы, - а на взаимодействие человека с природой, исходя из парадигмы, что не природа нуждается в человеке, а человек не может жить без природы, вне природы. Поэтому человек из существа присваивающего должен превратиться в существо приспосабливающееся. Для этого нужны новые ценностные установки, новая этика взаимоотношения не только человека с природой, но и со всем остальным миром. Ведь экологические проблемы - часть глобальных проблем, пространство и влияние которых расширяется из года в год.

Вместе с тем при всей сложности экологической ситуации планеты есть еще ресурсы, чтобы остановить процесс деградации природных систем. В частности, существенным фактором стабилизации биосферы выступают территории до сих пор оставшиеся вне прямой хозяйственно-производственной деятельности человека. Такие территории имеются в Канаде (640,6 млн. га, что составляет 65%), Алжире (153,6 млн. га - 64%), России (700-800 млн. га - 41-47%), Австралии (251,6 млн. га - 33%), Бразилии (237,3 млн. га - 28%), Китае (182,2 млн. га - 20%) и важно в дальнейшем не вовлекать их в сферу активной хозяйственной деятельности.

Таким образом, у человечества есть еще определенные ресурсы для осознания ошибочности стратегий своего развития и начать более разумное отношение к происходящим глобальным процессам. В этой ситуации возрастает роль философии как средства целостного видения мира. Философия должна помочь не только увидеть за повседневным, сиюминутным более глубинные смыслы, но и помочь увидеть за информационным потоком подлинную реальность. Слова, цифры, схемы, научные законы, многочисленные абстракции создают видимость знания мира, поскольку мы привыкаем к этим словам, цифрам, схемам, абстракциям, законам. Между тем они, во-первых, зачастую закрывают от нас подлинную глубинную реальность, во-вторых, они интерпретированы соответствующим образом, служат средством достижения определенных конкретных целей. Взятые в отрыве от определенного контекста любые слова, тексты, цифры, схемы, абстракции, утверждения могут быть использованы и зачастую используются для манипуляции сознанием. Этот аспект проблемы актуализируется в период всеобщей информатизации всех сфер жизни человека и общества и формирования информационной цивилизации. Информатизация в современных условиях легко может стать орудием манипуляции сознания как отдельных людей, так и целых народов, поскольку в процессе использования тех или иных идей в современной технологии информация кодируется, ей придается необходимая для этого форма, что позволяет повлиять на кодируемый текст соответствующим образом.

В ситуации, когда человечество впервые становится некоей целостностью, живущей по своим собственным законам, меняется роль человека в культуре, статус отдельных государств в системе целого, роль духовного начала. В новых условиях человечество выступает не столько как совокупность отдельных этносов, народов, культур, традиций, сколько как сложная нелинейная система, обладающая новым качеством. Задача философии - помочь в осознании места человека в этой системе, найти новые смыслы и формы рациональности, способные решить глобальные проблемы, не противопоставляя процесс глобализации тем общепланетарным явлениям, которые оказывают влияние на современные цивилизационные трансформации. Важно считаться с тем, что чрезвычайно опасны попытки использования глобализации для того, чтобы локализовать глобальные проблемы, перенеся их в другие страны.

Глобализация - открытый, формирующийся процесс. Дальнейшее направление развития данного процесса, его содержательное и культурное наполнение зависит от мирового сообщества, отношения различных государств к глобализации в области информации, экономики, финансов, технологий. Именно мировое сообщество может помешать трактовке глобализации как стандартизации и унификации в духе вестернизации. Важно считаться с процессом глобализации как объективной исторической тенденцией, учитывая факт, отмеченной B.C. Малаховым: «глобализация - отнюдь не однонаправленный и не безальтернативный процесс».

Современная социальная реальность многослойна и открыта. Она творится различными государствами, преследующими свои национальные геополитические и экономические интересы. Естественно, это находит отражение и в процессе глобализации, который многомерен и не имеет единого абсолютно правильного пути развития. Важно то, как трактуют различные государства открывающиеся в результате глобализации возможности, насколько они учитывают взаимозависимость различных стран в экологическом, демографическом и т.д. аспектах. Глобализация станет позитивным фактором мирового процесса только в том случае, если человечество сможет использовать новые открывающиеся перспективы в области образования, науки, информации для решения экологической проблемы.

Экологическая ситуация - одна из самых трудных для радикального изменения в лучшую сторону, поскольку экономико-хозяйственная, технологическая, энергетическая, сельскохозяйственная политика абсолютного большинства стран мира в той или иной степени идет вразрез с потребностями экологии. Человек своей деятельностью приближает свой конец и это обстоятельство в общепланетарном масштабе существенно не изменился и после Рио-92 и принятия концепции устойчивого развития. В конце XX в. как никогда ранее человечество нуждается в реально работающих идеях в области сохранения окружающей среды.

Что же касается судеб национальных культурных традиций в процессе глобализации, то не стоит считать обязательным унифицирующее и стандартизирующее влияние глобальных трансформаций на динамику социокультурных и религиозных процессов. Можно предположить, что в результате глобализации большинство национальных культур сохранятся, изменив соответственно новым условиям формы своего бытия. Исчезнут те конкретные национальные и религиозные формы, которые будут мешать вхождению этих культур и религии в глобальный мир. Тем самым культурные и религиозные традиции сохранят свое влияние на социальные и индивидуальные ценности, но примут новые формы, отвечающие интересам глобализирующегося мира.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Глобализация и динамика цивилизационных процессов
Монархические идеи в России во второй половине XVII - первой трети XIX веков.
Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова
«Целостная личность» и «органический социум» как взаимосвязанные социально-философские категории
Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии
Вернуться к списку публикаций