2011-06-06 09:00:44
ГлавнаяФилософия — Глобализация в контексте концепции устойчивого развития



Глобализация в контексте концепции устойчивого развития


Не менее сложной и трудной для решения глобальной проблемой является демографическая проблема. При этом, если мировое сообщество в целом познала принципиальную значимость проблемы взаимоотношения человека и природы, о чем свидетельствуют встречи лидеров ведущих стран планеты в г. Стокгольме (1972 г.) и Рио-де-Жанейро (1992 г.) и выработка концепции устойчивого развития, то по проблемам роста народонаселения нет единой политики у ведущих стран мира. Человечество пока не имеет единых рецептов решения данной все более обостряющейся проблемы. Проблема осложняется принципиальным отличием видения демографической ситуации в разных странах, из-за различий в подходах мировых религий к вопросу о росте народонаселения на планете. По данным Доклада Независимой комиссии по проблемам народонаселения и качества жизни в 1825 г. на планете проживало около 1 млрд. человек. Затем за 100 лет с 1825 по 1925 гг. население планеты выросло до двух миллиардов человек. Следующий миллиард прибавился уже за 30 лет, а следующий миллиард - за 15 лет. Таким образом, за последние сто лет население планеты выросло до шести миллиардов человек.

Тем самым в конце второго тысячелетия стало очевидным, что одной из самых сложных глобальных проблем, тесно связанно с экологической ситуацией в мире, является демографическая проблема. Вот что пишут, например, Л.Р. Эрмих и А.Г. Арлих в работе «Демографический взрыв», вышедшей в 1990 г.: «В настоящее время население Земли определяется цифрой 5,3 млрд. и продолжает увеличиваться. За те шесть секунд, которые вы потратите на почтение этой фразы, оно станет на восемнадцать человек больше. Каждый час появляется еще 11 тыс. ртов, требующих пищи, а в годовом исчислении это означает прибавку более 95 млн. едоков. В то же время, по сравнению с 1968 г., количество плодородной почвы сократилось во всем мире на сотни миллиардов тонн, а необходимый для выращивания урожая влаги стало меньше на сотни тысяч миллиардов галлонов».

Стремительный рост народонаселения в мире «питает» экологическую проблему, поскольку все новые и новые страны, втягиваясь во всемирный экономический, технологический и социальный процесс, усугубляют эколого-демографическую ситуацию в мире. Это создает напряженность в мире, которая усиливается борьбой различных стран за энергетические ресурсы, поскольку наряду с экологическим и демографическим кризисом имеет место и энергетический кризис. Страны, которые олицетворяют дух формирующейся постиндустриальной цивилизации, - США, страны Западной Европой, Япония, больше всего потребляют энергии и защищают свои интересы в энергоемких регионах всеми возможными средствами. Это осложняет международные отношения и обостряет общую геополитическую ситуацию в мире. Борьба за энергию - характернейшая черта конца второго тысячелетия. И это не случайно, поскольку социокультурные трансформации в мире сопровождаются колоссальным ростом энерговооруженности. Отмечая это обстоятельство В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин и Б.В. Баев в недавно вышедшей монографии «Закат цивилизации или движение к ноосфере. Экология с разных сторон» пишут: «Если население Земли за последние 140 лет выросло в 4 раза, то его энергетический потенциал примерно в 1000 раз. Уже в настоящее время начинает сказываться ограниченность таких энергоносителей как нефть, газ, каменный уголь». Ситуация осложняется тем, что ряд широко используемых энергоресурсов, в частности, уголь, нефть, природный газ не возобновляются.

Принципиально важной и дискуссионно в экологическом отношении является проблема ядерной энергетики. По мнению С.К. Шардыко «проблемы радикального повышения надежности и эффективности АЭС, их радиационной безопасности принципиально решаемы лишь на концептуальном уровне - выбором новой концепции атомной энергетики». Экологическая ситуация в мире усугубляемая радиоактивным загрязнением планеты, опасностью нового Чернобыля, что актуализирует вопрос о более адекватной современным реалиям концепции энергетики.

Указанные глобальные проблемы - лишь небольшая часть спектра глобальных проблем, влияние которых со временем быстро растет. Но и отмеченные глобальные проблемы свидетельствуют о возрастании их роли, единстве локального, регионального и глобального аспектов развития цивилизации, необходимость поиска их совместных решений.

В осознании специфики этих проблем и путей их решения концептуально значима не только роль науки и экологоориентированной технологии, но и образования. При этом как отметил П. Кеннеди, «усиление роли образования неразрывно связано с еще более серьезной проблемой, а именно положением женщин как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах. В первом случае данные, связывающие подчиненное положение женщин с демографическим взрывом, крайней нищетой и экономической отсталостью, видимо, говорят сами за себя». Таким образом, если «мир должен развиваться в направлении улучшения демографического баланса - уменьшения уровня рождаемости в бедных странах и его увеличения в богатых, - то африканским и ближневосточным обществам следовало бы скорее всего обратить внимание на подъем образовательного уровня у женщин хотя бы до уровня кореянок, а странам вроде Японии, Португалии, Испании и Италии взять на вооружение скандинавский опыт».

В целом тема «образование и глобальные проблемы» - самостоятельная и малоизученная проблема. Особенно явной является связь между уровнем образования, положением женщины в обществе и происходящими в социуме демографическими проблемами. Для того чтобы представить себе роль демографического фактора в глобально-экологической ситуации достаточно отметить, что человечество за всю историю своего существования достигло численности примерно в один миллиард до XIX в. И затем процесс роста народонаселения шел все убыстряющимися темпами. Это наглядно видно из того, что два миллиарда населения достигло через одно столетие, а еще через полстолетия население планеты достигло 3 млрд. И после этого через каждый 13 лет население стало расти на 1 млрд. и к 1987 г. население Земли достигло 5 млрд. и сегодня население планеты перешагнуло за 6 млрд. Исследователи уже подсчитали, что, если и дальше продолжится столь интенсивное развитие населения, то миллиардный рост будет происходить не через 13 лет, а быстрее и к 2022 г. достигнет 8 млрд.

При этом познанию масштабности этой проблемы мешает не только социально-экономическая ситуация в мире, но и сложившиеся социокультурные традиции, особенно религиозные. К тому же демографическое давление на окружающую среду сильнее в экономически менее развитых странах, что ведет к напряженности и нестабильности.

Следующая особенность глобализирующейся постиндустриальной цивилизации - возрастание сферы искусственного, роли чисел, формализмов, техники. Сегодня искусственное все больше вытесняет естественное. Компьютеры, Интернет, виртуальное, телевизор, техника в быту не только помогает человеку, но и стремится заменить его во многих областях. Сколь далеко это пойдет и каковы последствия подобного процесса трудно предсказать. Время покажет возможно ли возвращение человека к себе, возрождение искренности в межчеловеческих отношениях и по отношению к природе, возвращение мира естественных, обычных человеческих чувств. Видимо, для этого человек должен перестать спешить. Он должен изменить свои ценностные, установки, не подменяя полноту бытия погоней за прибылью, выгодой, собственностью. Только радикально переосмыслив вопрос о том зачем он пришел в этот мир, человек может перестать все рационализировать, подчинив рационализацию, «иметь» более высокому смыслу, научиться сочетать «мыслить» и чувствовать, верить, любить, сострадать и т.д. Тем самым он должен подчинить «иметь», чтобы «быть», а не наоборот.

Самодовлеющее значение рационализма в современной западной культуре связано с его экономической эффективностью. Именно соединение научного разума с экономико-хозяйственной деятельностью привело к поддержке науки со стороны государства, по сути к слиянию рационального и государственного и образованию государственного рационализма. Процесс проникновения научных методов исследования сущего во все сферы общественного организма продолжается несмотря на критику рационализма со стороны отдельных философов и философских школ. И связана подобная тенденция именно с эффективностью вообще и в первую очередь экономической эффективностью рационализации различных процессов.

Однако, - и это принципиально для наших рассуждений, - именно подобная логика привела современную цивилизацию к системному кризису, что особенно видно на эколого-глобальных проблемах, что ставит вопрос о границах этой рациональности.

Культура, ориентированная скорее на действие, чем на размышление, оставляет в стороне, не замечает те философские концепции и интуитивные прозрения, которые принципиально расходятся с основной практической интенцией эпохи. Вот почему индустриальная цивилизация проигнорировала многие критические замечания, высказанные в ее адрес мыслителями других мировоззренческих ориентации (Ф. Ницше, Н.А. Бердяевым, Л.И. Шестовым, А. Швейцером, Э. Фроммом, М. Хоркхаймером, Т. Адорно и другими), обеспокоенными направлением развития этой цивилизации. Отказываясь от обсуждения глубинных метафизических вопросов, философия сделала шаг на пути самоупразднения, ибо считала несуществующими те проблемы, которыми она занималась до позитивизма. Подчинив себя науке, философия не полностью растворилась в научном познании, она расширила предмет науки и нашла новую нишу, лежащую на стыке традиционной науки и философии. Тем самым были получены интересные результаты в области логики функционирования научного знания и анализа языка науки. Однако следует специально отметить, что ни постпозитивизм ни аналитическая философия не смогли осмыслить глубинные социальные и экзистенциальные проблемы эпохи.

В структуре современных общепланетарных проблем имеется проблема, без решения которой невозможно воплощение в реальность многочисленных сценариев. Речь идет о возрастании разрыва между «золотым миллиардом» или «Севером» и менее индустриально развитыми странами или «Югом». В наиболее развитых странах, к которым по одним данным относят 29 государств, а по другим 33 государства, проживает около 1 млрд. человек, а в других 142 странах проживает более 5 млрд. человек, что составляет 77% всего населения планеты. Вот почему принципиально важной во многих отношениях глобальной проблемой является усиливающийся разрыв между индустриально-развитыми странами мира и остальной частью мира. Эта проблема оказывает влияние на социальные, экологические, демографические и иные процессы, происходящие на планете, усиливая напряженность между «Севером» и «Югом», индустриально и технологическими развитыми странами и теми странами, которые зависят от этих стран во многих областях, особенно в области науки и технологии. По мнению С.П. Капицы, С.П. Курдюмова и Г.Г. Малинецкого «взгляды многих специалистов, занимающихся глобальными проблемами, на этот вопрос (на вопрос «быть или не быть» человечеству) часто оказываются близки или совпадают. Большинство из них на первое место ставят проблему неравенства в потреблении ресурсов Земли».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Эмпириомонизм как философское основание тектологии А.А. Богданова
Всеобщая организационная наука как праксеологический итог развития философских воззрений А.А. Богданова
Природа морали и её основания в этических учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма
Ценности капитализма и процесс глобализации
Социальная философия как интегратор социогуманитарных наук в системно-целостном изучении личности
Вернуться к списку публикаций