2011-06-06 09:00:44
ГлавнаяФилософия — Глобализация в контексте концепции устойчивого развития



Глобализация в контексте концепции устойчивого развития


В период противостояния двух мировых систем капиталистической и социалистической человечество впервые непосредственно столкнулось с общей для них угрозой - глобальными проблемами вообще и опасностью самоуничтожения человечества из-за ядерной войны, в особенности. Глобализация в ее современной трактовке увеличивает общепланетарную напряженность, поскольку сама становится одной из глобальных проблем. При этом ситуация осложняется тем, что человечество, став на путь интенсивной глобализации, все меньше внимания уделяет традиционным глобальным проблемам, которые продолжают углубляться. Примечательно в этой связи отношение современной, особенно индустриальной цивилизации к экологическому кризису в мире. Если в течение нескольких десятилетий ведущие страны мира активно обсуждали данную проблему, о чем свидетельствует конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой была принята концепция устойчивого развития, внесшая свой вклад в осознание экологической опасности, то встреча в Иоганнесбурге не стала столь же социально-значимым событием. Индустриально-развитые страны, занятые формированием нового контура глобального мира, уделяют все меньше внимания динамике экологических процессов в мире.

Экологическая проблема показывает, что индустриальная цивилизация, несмотря на значительные достижения в самых разных областях человеческой деятельности, не только не может остановить ухудшение состояния окружающей среды, но сама вносит значительный вклад в разрушение природных оснований бытия человека. Деятельность технологически вооруженного человека оказывается опасным для будущего цивилизации. Ушедший XX в. показал реальные масштабы разрушения окружающей среды планеты, который может закончится катастрофически для всего человечества. Впервые не отдельный человек, а человеческий род Homo sapiens оказался под угрозой. Основная причина усиливающего свое влияние экологического кризиса - Человек, его действия, игнорирование им законов развития биосферы.

Человек своей хозяйственно-экономической деятельностью подчинил себе природу, так изменил состав воды, воздуха, почвы и других составляющих природной среды, что это стало угрожать его здоровью и в целом будущему. Рост производства, инициируемый конкуренцией и возрастающими потребностями современного человека, приводит к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Следствием этого стали изменение климата, разрушение озонового слоя планеты, эрозия и загрязнение почвы, рек, морей и океанов, исчезновение многих видов растений и животных. Все это приводит к нарушению биологического равновесия, все более приближает экологическую катастрофу. Исследователи считают, что человечество подошло к критической черте, за которой может последовать экоцид.

Между тем экологическая проблема при всей ее принципиальной важности не исчерпывает поле кризисных ситуаций современной цивилизации. Необходимость поиска нового типа цивилизационного развития диктуется и другими глобальными проблемами, в частности, все возрастающим разрывом между богатыми странами, где «качество жизни» людей в несколько раз превышает «качество жизни» в бедных странах. Такой фактор усиливает экологическую напряженность, поскольку указанная разница находит отражение и в «давлении» человека на природную среду. Последнее сказалось в том, что к 1990 г., например, средний американец в течение жизни наносил вдвое больший ущерб природе, чем швед, втрое - чем итальянец, в 13 раз - чем бразилец, в 35 раз - чем индиец и в 280 раз - чем житель Чада и Гаити.

Большинство исследователей, которые занимаются изучением природы экологического риска исходят из того, что экологические риски возрастают и человечество еще не имеет четких моделей решения проблем взаимоотношения человека и природы. Действия современного человека в области экономики, технологии, хозяйственной сфере и т.д. усиливают экологический риск, поскольку они не считаются с возможностями удовлетворения природой все возрастающих потребностей современного человека. Расширение сферы экологического риска связано также с принципами экономической деятельности, основанными на получении прибыли и конкуренции. Почти тридцать лет назад, исследования, проведенные в Массачусетсом технологическом институте США под руководством Д. Медоуз показали, что «если человечество не изменит параметров современного развития, опирающегося на безграничную индустриализацию и постоянный экономический рост, то перед ним открывается перспектива глобальной катастрофы».

Риск глобальной катастрофы с момента публикаций результатов этих исследований стал более велик, поскольку во всемирном масштабе продолжается действие тех факторов, которые ведут к разрушению природных оснований человеческого бытия, а именно индустриализация и экономический рост без учета возможностей природы. Естественно с переходом ряда ведущих индустриально-развитых стран мира на постиндустриальный этап своего развития антропогенная нагрузка на природу в этих странах несколько уменьшилась, но это радикально не влияет на динамику экологических процессов в мире. Общепланетарная напряженность обостряется в связи с тем, что глобализация происходит в условиях обострения таких общепланетарных проблем, как экологическая, демографическая, энергетическая и т.д. Динамика мировых процессов такова, что цивилизация вступает в новый постиндустриальный этап своего развития, не решив многие проблемы прошлого, в частности, не преодолены противостояние «Восток-Запад», «Север-Юг», индустриальные страны и «третий мир» и т.д. Прав в этой связи А.И. Уткин, который специально отмечает, что «если экономическая глобализация не будет сопровождаться культурной глобализацией, вырвавшиеся демоны собственного исторического опыта, религиозных воззрений, ментальных кодов, языков, воспоминаний об униженной гордости остановят благодушие глобалистов». Подобная постановка вопроса актуализирует вопрос о сущности культурной глобализации, ее идеалов, фундаментальных ценностей, возможности учета в процессе глобализации разных по своей направленности идей, воззрений, ментальности. Все это значительно осложняет общую динамику глобальных трансформаций, накладывая свой отпечаток на процессы глобализации.

При этом особый интерес представляют такие принципиально значимые для социальной философии, политической и социологической мысли, проблемы, как судьба современных ценностных установок, будущее тех социокультурных традиций, чьи парадигмальные установки трудно совместимы с техногенной цивилизацией западного типа. Предлагаемые различными философами, политологами и социологами сценарии разрешения встающих при глобализации проблем охватывают значительный спектр возможных решений, начиная от неминуемого столкновения цивилизаций (С. Хантингтон), и, кончая вялотекущим противостоянием различных цивилизаций в условиях многополярности (К. Уолц). Однако примечательно то обстоятельство, что почти все наиболее заслуживающие внимания сценарии развития начавшихся глобальных трансформаций включают в себя неизбежность явного или неявного противостояния ведущих стран мира за мировые ресурсы, геополитическое влияние и экономическое доминирование. Между тем подобный ход событий неприемлем для человечества, поскольку наряду с глобализацией происходит углубление таких общепланетарных проблем как неуправляемый рост народонаселения, разрушение окружающей среды, уменьшение невосполняемых природных ресурсов и т.д. В концепции устойчивого развития человечества, принятая мировым сообществом на Конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г., учитывая эти обстоятельства, содержался призыв к мировому сообществу изменить свое поведение, свой образ жизни, чтобы человечество могло выжить и будущее могло состояться. Ведь будущее не предопределено. Оно открыто и будет таким, как его сделают участвующие в этом процессе цивилизаций. Вот почему необходим поиск новых более адекватных реалиям начала XXI в. ценностей, способных помочь выжить.

В этой связи актуализируется роль образования и воспитания в культуре, как механизмов формирования экологоориентированного отношения человека к миру. По-новому встает вопрос о духовности и гуманизме, поскольку одна из причин глобально-экологического кризиса - превращение природы в товар. Поэтому среди мер необходимых для уменьшения антропогенной нагрузки на окружающую среду важное место принадлежит новой системе образования вообще и экологическому образованию в особенности. Гармонизация отношения человека с природой требует гармонизации внутреннего мира самого человека, поскольку источником экологического кризиса выступает деятельность человека.

Экономизм, технократизм, редукционизм, как базовые ценности техногенной цивилизации не могут и дальше служить идеологией глобализирующегося общества, если общество хочет справиться с глобальными проблемами. Экономизм, потребительское отношение к миру принципиально расходятся с экологическим императивом и должны быть заменены, если человечество хочет справиться с кризисной ситуацией. Глобализация мирохозяйственных, экологических, технологических, информационных связей актуализирует вопрос о ценностно-мировоззренческих основаниях будущего, поскольку прежняя система ценностей и стимулов - технократизм, экономизм, утилитаризм, выгода, прибыль стратегически исчерпали себя.

Политики, которые осознали возможные последствия сегодняшней стратегии человечества, специально отмечают необходимость радикальных изменений в самых разных сферах человеческой деятельности, если человек хочет выжить. Так, бывший премьер-министр Норвегии Тру Харлем Брундлант в своем выступлении на известной Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечала: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетворить свои основные потребности, наши собственные дети и внуки, и сама планета Земля требуют революции. Она грядет». По ее мнению «мы должны добиться соответствия деятельности и численности человечества с законами природы».

Анализируя динамику социальных процессов, следует считаться с тем обстоятельством, что экономическая активность общества с 1990 г. выросла в двадцать раз. Парадоксально при этом и то, что значительно увеличилось число голодных и неграмотных. В наши дни в мире голодающих и недоедающих больше, чем когда-либо ранее. Такое имеет место в мире, где растут темпы исчезновения лесов, образования пустынь, где каждый год 2,4 млн. акров плодородной почвы превращается в пустыню, вырубается 4,5 млн. акров леса. Темпы разрушения природных систем, необходимых для нормальной жизни человека, столь стремительны, что природа не успевает регенерировать. Вот почему капиталистическая система по отношению к экологическому кризису не рациональна, она своей деятельностью подрывает основания своего будущего.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Глобализация и динамика цивилизационных процессов
Ориентация на целостную личность как исходная установка «нового ценностного мышления» К. Гюнцля
Конвергенция природных и человеческих ценностей как аксиологическое ядро экологической этики
Теоретические источники экологической этики
Личность Владимира Соловьёва и её влияние на становление философии всеединства
Вернуться к списку публикаций