2011-06-03 09:00:39
ГлавнаяФилософия — Целостность глобализационного процесса



Целостность глобализационного процесса


Современный «рыночный фундаментализм, определяя рациональное поведение как стремление к личной выгоде, по сути дела, подчиняет мотиву погони за прибылью все прочие соображения. Тем самым рыночный фундаментализм, отрицая ценностный плюрализм, нарушает коренной принцип открытого общества». В подобном обществе «мотив погони за прибылью затмевает внутренний свет», позволяющий отличать правильное от неправильного, а «целесообразность берет верх над моральными принципами». Тем самым глобализация сверху формирует мир, в котором нравственные ценности, моральные принципы являются второстепенными, если вообще они оказывают влияние на мир личности. Это говорит о перерождении культуры, начале господства эгоистично системы ценностей.

Если глобализация утвердиться в духе бездушной, аморальной системы, то это опасно для будущего, поскольку «отчаянные попытки интеграции всех со всеми и любой ценой могут в результате привести к сумятице и нанести вред». Это предупреждение чешского президента В. Гавела актуально в мире, где «золотой миллиард», составляющий примерно 1/6 населения планеты, стремится всеми средствами в том числе и военными заставить принять новые правила игры остальное человечество. Между тем в этом мире существует огромное многообразие культур и попытки ее унификации могут привести к необратимым негативным последствиям, дискредитировать естественные процессы интеграции, не говоря уже об усилении международной напряженности и опасности военного самоуничтожения человечества.

«Попытки интеграции всех со всеми и любой ценой» (Гавел) напоминает недавнее стремление СССР и других социалистических стран построить социализм и в Африке и в Азии, независимо от того, насколько эти страны объективно готовы к подобным политическим и социально-экономическим экспериментам. «Блоковое мышление» приводило к игнорированию законов общественного развития, попыткам искусственного ускорения исторического процесса, что в конечном итоге вело к дискредитации идей социализма. Историческая практика показала ошибочность недооценки объективных факторов цивилизационного развития.

Этот негативный опыт вполне применим и к оценке тех процессов, которые происходят сегодня в мире, «искусственного построения глобального капитализма» во всем мире во главе с США, естественно, с необходимыми в данном случае, оговорками. Универсализация определенных моделей цивилизационного развития тогда будет успешной, когда она учитывает логику исторического процесса, не навязывая искусственно всем ту или иную модель социально-экономического развития, исходя из геополитических интересов.

Вынуждая другие страны к интенсификации эксплуатации природных ресурсов индустриально-развитый мир усиливает планетарную неустойчивость и международную напряженность, поскольку растут экономические разногласия между «Севером» и «Югом», ухудшается качество и количество национальных природных ресурсов, продолжается разрушение окружающей среды, что находит выражение в истощении озонового слоя земли, увеличении количества кислотных дождей, уничтожении лесов, опустынивании, уменьшении запасов чистой воды. К этой экологически безрадостной ситуации следует добавить обострение в таких сложных и экзистенциально значимых областях, как этническая, религиозная сферы. Подобная трансформация политических, экологических, социокультурных процессов имеет своим главным источником прагматико-мировоззренческие установки индустриально-развитых стран мира, которые исходя из своих узкоэкономических интересов, пытаются всеми средствами внедрить неолиберальные ценности рынка, основанные на приоритете идей экономизма и технократизма. В этой связи следует согласиться с руководителем Программы защиты окружающей среды Тихоокеанского института по изучению развития, охраны окружающей среды и безопасности при Университете Беркли П. Глика, который, анализируя динамику современных общепланетарных процессов, отмечает взаимосвязь экономических, политических и экологических процессов. Согласно П. Глику «Не может считаться «безопасным» мир, в котором миллиарды людей живут в нищете и еле-еле сводят концы с концами, в то время как немногие другие пускают на ветер драгоценные и невосполнимые ресурсы, в котором борьба за самые элементарные условия человеческого существования становится доминирующим фактором жизни, в котором необходимые для жизни элементы глобальной окружающей среды деградируют и разрушаются. Если мы хотим построить новый безопасный мир в XXI столетии, мы должны думать по-новому».

«Думать по-новому» - означает думать и действовать так, чтобы миллиарды людей не боролись за физическое выживание и борьба за «самые элементарные условия человеческого существования» не были доминирующими, и, наконец, следует думать и действовать так чтобы окружающая среда не разрушалась и индустриально развитые страны не пускали «на ветер драгоценные и невосполнимые ресурсы». Отвечает ли этим требованиям глобализирующийся сверху капитализм? Очевидно, что нет.

Вот почему современный этап развития цивилизации представляет собой один из принципиальных моментов человеческой истории, поскольку цивилизация столкнулась с неразрешимыми в ее рамках противоречиям и она переживает своеобразную точку бифуркации. Глобальные проблемы - это принципиальное испытание современной цивилизации, от исхода которого зависит будущее не отдельных стран и даже регионов, а всей человеческой цивилизации.

Вместе с тем, сложность проблемы в том, что, как показывает историческая практика, не всякое испытание учит человека, способствует совершенствованию человека и культуры. Не всякое испытание порождает глубокую этическую и философскую мысль, заставляет людей думать и что не менее важно, жить по-другому. Если бы было наоборот, то человечество совершенствовалось бы не только в технологическом и научно-рациональном плане, как это имеет место в действительности, но и в гуманитарно-экзистенциальном и ценностно-философском отношении. Между тем, как показывает социальная практика, человек в последние столетия, особенно после того как была открыта наука в новоевропейском смысле стал знать и уметь гораздо больше, чем в предшествующий период истории, но это не привело к соответствующему росту нравственности, духовности и мудрости. Об этом свидетельствуют не только две мировые войны с многомиллионными жертвами, появление в центре Европы фашизма, а в СССР Гулага, но и разрушение природной среды и многочисленные кризисы общепланетарного характера. И поскольку все эти кризисы вызваны действиями человека, то это позволяет сделать вывод о том, что рост научного знания и технологической оснащенности значительно опережает рост нравственности общества.

Глобализация все настойчивее вторгается в жизнь разных стран и народов, когда их жизненный уровень оказывается связанным с курсом доллара на мировых биржах. События в определенной части планеты, например, в Юго-Восточной Азии, непосредственно сказывается на доходах жителей многих стран мира, наличие или отсутствие связи с мировой паутиной (Интернетом) характеризует не только уровень информированности о происходящих в мире событиях, но в определенной мере и мировоззрение человека и т.д. Конкретными механизмами глобализации выступают все более расширяющиеся международные контакты в области экономики, финансов, технологии, на базе возрастающих взаимодействий бирж, компаний, финансовых рынков.

Для того чтобы эти процессы не привели к усилению международной напряженности и дальнейшему ухудшению экологического состояния планеты, принципиальное значение имеет целевые установки экономики, которая является ведущей силой цивилизационных трансформаций в мире.

Жизнь многоаспектна. Ее проявления в сфере духа, экономических отношений, познавательной деятельности в идеале должны взаимодополняться, обогащая друг друга. Преувеличение роли одной из этих сфер человеческой деятельности, в ущерб другим - а ими не исчерпывается жизнь человека, - деформирует общественные отношения и личность. В тех же случаях, когда подобная деформация, а именно это имеет место при капитализме, - стремится стать универсальной стратегией человеческой жизни, то она начинает угрожать самому существованию не только отдельных стран, но и всего человечества. Сегодня индустриальная цивилизация, движимая экономическими интересами, стала лидирующей социокультурной силой в мире. Она пытается всеми силами глобализировать свои представления о процессах, которые происходят в мире. Как отметил А.И. Неклесса «порожденный веком Просвещения привычный образ прогресса, осуществляемого человечеством на основе коллегиального согласия относительно целей и ценностей общественного развития, оказался в настоящее время существенно поколебим. В социальном универсуме и сознании людей вместо идеалов гражданского общества и рационально-созидательных форм поведения утверждается примат анонимных, стихийных сил, существующих и действующих независимо от человеческой воли, творящих вне рамок осознания намерений общества принципиально непостижимую, спонтанную версию реальности. Уходящая куда-то в бесконечность «темная» мировая конструкция создает между тем свою систему социальной регуляции основанную на скрупулезной денежно-финансовой фиксации поведения индивида и соответствующей формализации жизни. Новый социальные проект обладает и собственным мировоззренческим комплексом, и даже отчасти метафизикой -развившейся из идолопоклонства «священной корове» экономического либерализма, «невидимой руке рынка». В приведенной цитате А.И. Неклесса отмечены ряд принципиальных для происходящих в современном мире социально-политических и геостратегических трансформаций положений, а именно действие анонимных, стихийных сил, которые не контролируется реально участниками мирового процесса, что ставит вопрос о новом статусе демократии в мире, рост роли денежно-финансовой системы, которая во многом оказывается виртуальной, и, наконец, обеспеченность нового мирового проекта собственным мировоззрением, что говорит о целостности процесса. Вместе с тем при подобной характеристике глобальных трансформаций вне контекста анализа остается проблема управляемости сверху процессов глобализации, различия между естественными интеграционными процессами и навязыванием неолиберальных моделей другим странам. Между тем стоит прислушаться к различным предостережениям по поводу глобализации, особенно в финансовой сфере. В частности, заслуживает внимания мысли нью-йоркского банкира Ф. Рохатина о том, что «смертоносный потенциал, заложенный в сочетании новых финансовых инструментов и высокотехнологических методов торговли, может способствовать началу разрушительной цепной реакции. Сегодня мировые финансовые рынки опаснее для стабильности, нежели атомное оружие».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Глобализация и критика прогрессистской модели цивилизационного развития
Динамика базовых структур социума и процесс глобализации
Религия и экологическая этика
Теоретические источники экологической этики
Мифы русской идеи
Вернуться к списку публикаций