2011-06-03 09:00:39
ГлавнаяФилософия — Целостность глобализационного процесса



Целостность глобализационного процесса


Углубление мирохозяйственных связей приводит к осознанию зависимости функционирующих экономических и политических систем от таких глобальных факторов, как сырьевые и людские ресурсы, экологической ситуации в тех или иных регионах мира, политической стабильности, уровня технологического развития. Осознается, что экономическое развитие индустриальных стран находится в прямой зависимости от сырьевых возможностей промышленно-развитых стран, но и стран-импортеров. В новых условиях, когда усиливается процесс глобализации, экономика промышленно-развитых стран для своего оптимального функционирования нуждается в новых рынках сбыта, едином торговом и финансовом пространстве.

Анализ динамики глобальных трансформаций с позиций системно-синергетической парадигмы показывает возрастание ответственности у человека за происходящее, поскольку глобальные проблемы - следствие его выбора, выработанных культурой форм рациональности, отношения к природе и другим системам. Возрастание ответственности связано с усложнением систем, с которыми человек имеет дело. Между тем, чем сложней система, с которой имеет дело человек, тем возрастает вероятность выхода ее из состояния равновесия, устойчивости, тем больше внимания требует взаимодействие с этой системой. В условиях же противоборства различных геостратегических сил, подобная вероятность растет.

При анализе логики и причин глобализации следует считаться с тем, что глобализация - явление новое. Данный процесс больше обсуждается учеными, политиками, философами, не стал еще фактом широкого общественного интереса. Разумеется, при этом речь идет не только и не столько о глобальных экологических процессах, сколько о глобальной ситуации как новой реальности, глобализации как новом социокультурном феномене. Поэтому до сих пор недостаточно осознана суть и возможные последствия этого, не имеющего прецедента факта. Проблема еще в том, что трансформация сложных систем происходит такими темпами, что человек зачастую не только не успевает адаптироваться к меняющимся условиям, но и осознать во всей полноте их глубину и масштабность.

Наконец, технологическая интенсификация происходит на фоне стагнации моральных императивов. Однако такая амбивалентность происходящего не всегда осознается, поскольку интенсификация новейшей информационной технологии воспринимается как свидетельство полноты бытия, моральная санкция технологически ориентированного разума.

Капиталистические производственные отношения сегодня эффективно функционируют во многих регионах мира. Капитализм научился экономическими средствами решать возникающие проблемы. Все это, а также рационализация всего сущего, послужили основанием для вывода о том, что капиталистическое производство - воплощение идеалов научной рациональности. Эта мысль тем более представляется обоснованной, что ведущие теоретики науки управления Тейлор, Файоль и другие, приложили много сил для того, чтобы рационализировать не только все этапы производственной деятельности, но и взаимоотношения между работодателями-капиталистами и производителями.

Между тем капиталистические отношения в их классическом виде не только рациональны, но и содержат в себе элементы иррационального. И речь идет не только о кризисе перепроизводства, но и других труднообъяснимых в рамках рационализма процессах, которые сопровождают капитализм. Капитализм научился решать рационально встающие перед ним проблемы, создав сперва всеобщий капиталистический рынок, а затем глобализировав капиталистические формы рыночных, товарно-денежных отношений. В этой связи можно отметить, что современный этап глобализации мирохозяйственных, экономических, финансовых, информационных и т.д. связей -естественное следствие предшествующего развития и, видимо, естественный способ рационального решения проблем, встающих на пути капиталистической системы хозяйствования.

Анализ природы кризиса современной цивилизации, его сущностных характеристик актуализирует вопрос о том, насколько самодостаточны ценности капитализма, как системы, которая оказалась в конце XX в. наиболее жизнеспособной. Капитализм и его способность разрешить вставшие проблемы оценивается различными исследователями по-разному, в зависимости от исходных посылок. Так, американский исследователь А. Макхиджани, критически характеризуя современную капиталистическую экономическую систему, отмечает, что

«1. Несмотря на тот факт, что мы живем в нескольких минутах от тотального ядерного уничтожения, правительства продолжают тратить триллионы долларов в год на разработку, испытание и производство ядерного оружия.

2. От 12-15 миллионов детей ежегодно умирают от недоедания и легко излечимых болезней. Чтобы избежать этого, потребовалось бы столько же средств, сколько тратится на вооружение в течение одной-двух недель...

3. Мы разрушаем Землю и обрекаем будущие поколения на гибель самой сутью тех средств, которыми оперирует современная экономическая система. В настоящий момент мы установили приоритет потребления перед заботой о сохранении природных ресурсов для будущих поколений.

4. Экономическая система принимает в расчет лишь то, что имеет денежное выражение, и поэтому такие проблемы, как воспитание детей и охрана окружающей среды, в этот расчет не входят...».

Кроме этого А. Макхиджани обращает внимание и на такие особенности капиталистической экономической системы, как сложности, связанные с поиском работы, отчуждение сообщества производителей от сообщества потребителей, зависимость безопасности и качество продукта от приносимой им прибыли, трудности, связанные с перемещением людей вслед за перемещением ресурсов и капиталом и др.

Между тем, по мнению других исследователей, социально-экономические и геополитические трансформации показали преимущество именно капиталистической системы хозяйствования, поскольку «возведение принципов действия городского рынка до уровня ключевой экономической концепции - одно из самых продуктивных достижений в истории цивилизации». Таким образом, «эффективность капитализма объясняется именно тем, что он использует в конкуренции беспощадные силы жадности и стремление к обогащению, чтобы получить максимальную прибыль». Подобная установка привела не только к созданию эффективной инновационной экономической системы, но одновременно к экологическому кризису, который, в конечном итоге, является выражением кризиса современного человека. Естественно, речь идет о кризисе индустриального человека, руководствующегося, в первую очередь, стремлением к выгоде и прибыли.

Подобные ценностно-мировоззренческие представления стали не только экономическими, но и философско-аксиологическими основаниями западного индустриального общества. Современный капитализм, стараясь глобализировать свои представления о будущем, пытается универсализировать именно подобные ценностные представления.

Вместе с тем, глобальные проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, заставляет западных политологов, экономистов, социологов, философов искать новую модель капитализма, создать новый образ капитализма, более отвечающий современным реалиям. Это видно и по цитированной статье Ч. Хэнди, который отмечает, что «философия рынка, который обеспечивает высокое качество хлеба при низкой цене и является основным принципом капитализма, уже подает тревожные сигналы», поскольку оказывается, что существуют вещи, которые «важнее денег». Ч. Хэнди предлагает пересмотреть основы капитализма, соблюдая осторожность. При этом Ч. Хэнди не одинок. Мысль о том, чтобы реформировать капитализм, придав ему более человеческий образ, встречается у многих авторов.

Человечество, по мнению многих известных исследователей, находится в своеобразной точке бифуркаций. Цивилизация находится в состоянии поиска нового аттрактора. Сложившаяся реальность свидетельствует о том, что традиционный капитализм встретился с проблемами, которые неразрешимы или трудноразрешимы в рамках функционирующих структур. Об этом говорят ряд факторов. Приведем некоторые из них. Наиболее глубоким и очевидным является глобальный экологический кризис, в основе которого, в первую очередь, лежат современные методы хозяйственной деятельности человека. Экологический кризис сделал явным стратегическую уязвимость экономической модели как социализма, так и капитализма.

Не анализируя вклад капитализма в возникновение других общепланетарных проблем, таких как энергетический или антропологический кризис, отметим, что по мнению ряда исследователей, классическому капитализму присущи черты, которые мешают ему адаптироваться к изменяющейся реальности. По мнению Л. Typoy «в некотором глубоком смысле капиталистические ценности тоже враждебны капитализму. Капитализм преуспеет или потерпит поражение в зависимости от своих инвестиций, но он проповедует теологию потребления. Для экономического прогресса необходимы хорошая материальная инфраструктура (дороги, аэропорты, вода, канализация, электричество и т.д.) и хорошая социальная инфраструктура (общественная безопасность, возможности образования, научные исследования и разработки), но теология капитализма не требует этих инвестиций».

Далее, капиталистическая система по своей сути мыслит тактически, а не стратегически. Капитализм живет сегодняшним днем, не строит проекты о будущем. Он вообще не думает о будущем. Потому он стратегически слеп, хотя тактически очень зорок. Разумеется, это упрощение и идеализация ситуаций, но это такая идеализация, которая имеет значительные основания и характеризует сущность происходящего. На самом деле именно стратегическая слепота капитализма, его сосредоточенность на настоящем - одна из причин системного кризиса индустриальной цивилизации в конце XX в. Направленность на получение тактических геостратегических преимуществ привела к тому, что капитализм не извлек нужных уроков из конца «двоевластия» и победы над социализмом. Ведущие капиталистические страны продолжают прежнюю экономическую, геополитическую стратегию, не размышляя над теми последствиями, к которым может привести подобная установка.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Динамика базовых структур социума и процесс глобализации
Складывание теории русского самодержавия во второй трети XIX - начале XX веков.
О русской идее в прошлом и настоящем
Основные идеи философии всеединства Вл. Соловьёва
Проблема человека в философии
Вернуться к списку публикаций