2011-06-03 09:00:39
ГлавнаяФилософия — Целостность глобализационного процесса



Целостность глобализационного процесса


Глобализация привела в движение все базовые структуры и ценности современной цивилизации. Меняется не только геополитическая конфигурация, но и социокультурная значимость силы, роли государства, других социальных институтов. Так, длительное время национальные технологии, экономики, хозяйственные структуры были самодостаточны. Каждый народ надеялся на себя, в том числе на свою силу, численность и оснащенность армий, природные ресурсы.

Сегодняшний процесс глобализации ведущих сфер мирохозяйственной деятельности человека: экономики, информации, технологии, в области финансов, науки, свидетельствует о качественно новом этапе мирового развития. Столь значительные трансформации, меняющие облик мира, показывают, что не отдельные страны, а человечество переходит на новый этап своего развития. Сегодня страны делятся не столько по идеологическим параметрам, сколько по отношению к информационной технологии. В современном мире сосуществуют страны инновационные и традиционные. Инновационные страны предзадают направление мирового развития. Инновации не только привели к значительным успехам в самых разных областях, экономике, технологии, науке, но и поставили новые, не имеющие аналога в прошлом. Это обстоятельство привело к новой критической точке, где возможны радикальные трансформации, последствия которых непредсказуемы. Ситуация опасна тем, что в новых условиях становится все более сложным, нестабильным и возможности прогнозирования будущего затрудняются, поскольку законы функционирования глобальной, нелинейной системы исключают такие возможности.

При этом успехи индустриальных стран пытаются повторить другие страны и уже не отдельные страны, а человечество в целом стремится стать инновационным. В этой новой ситуации все приходит в движение, становится нестабильным, неустойчивым. У всех появляется свой шанс. Но наибольший шанс у тех, кто знает законы развития глобальных систем, и знает, где и как надо воздействовать на нестабильную систему, чтобы перевести ее в нужное состояние. Специфически национальные системы хозяйствования, информационные и технологические структуры, не связанные с общеглобальными процессами имеют ограниченную применимость. Формируется не только новая система мирохозяйственных связей, но новая культура, которая будет оказывать все большее влияние на происходящие во всех сферах процессы. Ситуация становится все более сложной, из-за разноуровневости мирохозяйственных, информационных, технологических и т.д. связей в различных регионах, что делает социальную реальность все более противоречивой и одновременно динамично-эволюционной.

Глобализация приводит к возрастанию взаимозависимости различных государств в самых разных областях деятельности, усилению системных эффектов. К сожалению, до сих пор многие государства не учитывают глобальные трансформации или пытаются использовать эти изменения в узконациональных интересах. Как справедливо отмечают И.И. Мазур и О.И. Молдаванов «в большинстве случаев масштабы использования природных ресурсов продиктованы исключительно соображениями замкнутых (в границах отдельно взятого государства) экономических интересов». Между тем «такой узкорациональный принцип потребления природных ресурсов порождает глобальный экологический иррационализм (выраженный в планетарном масштабе)». Глобальный экологический иррационализм выражается в том, что «бессистемное неуправляемое ресурсопотребление неизбежно приводит к экономической диспропорции и экологической и политической дестабилизации в мире».

Ситуация осложняется тем, что до сих пор отсутствуют общеобязательные международные нормы по защите окружающей среды. Во многих случаях сказывается приоритет национальных экономических интересов над глобальными. Последнее приводит к локальной или региональной трактовке экологической безопасности. Между тем природа - единая система и успешное решение локальных и региональных экологических проблем предполагает учет взаимозависимости природных систем различных государств. Поэтому стремление к поддержанию определенного жизненного уровня населения должно дополняться учетом возможностей природы реализовать эти стремления.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об ограниченных возможностях рационального контроля и управления сложными системами в условиях разнонаправленности интересов. Возникает своего рода методологический парадокс: из рационализации всего сущего возникает эффективно функционирующая капиталистическая система, которая приводит к таким рационально необъяснимым результатам как разрушение природных оснований социума. Затем капитализм ведет к не имеющему прецедента росту динамизма всех сфер бытия общества, который достигает опасного состояния, поскольку рациональный подход не справляется со всеми проблемами и приходится признать наличие элементов неконтролируемых элементов в структуре взаимодействия человека и природы. Наиболее явным свидетельством такой ситуации является столкновение человека с глобальными проблемами, решение которых невозможно без учета особенностей функционирования сложных, открытых, эволюционирующих, нелинейных систем, каким является система «человек - природа» или «общество - природа», рационализм, основанный на линейном мышлении, не может объяснить поведение таких систем.

Между тем, согласно известного отечественного математика А.А. Самарского «основные процессы в природе и обществе, живой и неживой материи - нелинейные». Нелинейный характер протекания глобальных процессов делает невозможным прогнозирование будущего путем простой экстраполяции настоящего. Из этого известного тезиса следует наличие различных путей эволюционного развития сложных систем. Таким образом, социум функционирует по другим менее предсказуемым законам. В подобных системах действуют иные, нежели в линейной динамике законы, когда незначительные воздействия могут при определенных условиях привести к непредсказуемым последствиям. Нелинейность растет, так как усиливается расширение сфер взаимодействия стран, экономик, культур. Если до недавнего времени в силу специфики предмета в той или иной мере всегда имело место взаимодействие в области науки, технологии и отдельных сфер культуры, то в XX в. усилились интеграционные процессы в области экономики, торговли, финансов, обмена информацией. В XXI в. эта тенденция значительно усилился.

Современный мир экономически полицентричен, хотя политически стремится к моноцентризму, поскольку США стараются и во многом действительно являются единственной глобальной мировой сверхдержавой. Такое положение оказывает существенное влияние на ход всех мировых процессов, поскольку сверхдержава и некоторые страны, которые выступают лидерами регионов, пока имеют определенную возможность влиять на направление и логику глобальных трансформаций. При этом остальные страны вынуждены пользоваться технологией, информацией, социальными моделями, разработанными в ведущих странах. Тем самым не только развивающиеся страны нуждаются в лидере, но и лидеры нуждаются в других странах как источнике сырья, рынке товаров и т.д. В экономическом плане существуют вертикальные связи между Севером и Югом Европы, США и Латинской Америкой, Японией и другими странами Юго-Восточной Азии и т.д. И поскольку центр определяет характер финансовых потоков, информационное обеспечение мировых событий, то у него есть возможность влиять на направление развития экономики и технологии в других странах. Монополия в области производства и интерпретации информации позволяет странам-лидерам обосновать эффективность, необходимость, даже единственность выбранного направления развития экономики.

Следствия подобного монополизма неясны, но очевидно, что складывается новая геополитическая ситуация и появляется опасность потери суверенитета теми странами, которые не могут повлиять на глобализационные процессы и не имеют альтернатив. Начавшаяся в мире информатизация по своей сущности амбивалентна, как все, что создано человеком. Информатизация, все более широкое внедрение компьютерной техники в различные сферы, не только расширяет возможности человека и мир культуры, но и ставит новые трудноразрешимые проблемы перед человеком. При этом речь идет об отставании многих стран в области использования компьютерной технологии, возможности контролирования одних стран другими с помощью новой техники и т.д. Поэтому, с одной стороны, информатизация - необходимая ступень развития общества, поскольку без нее нельзя решать вопросы развития экономики, технологии, познания законов таких сложных систем как «человек и природа», «человек - общество» и т.д., исследовать закономерности функционирования «социальных организмов» различной степени сложности. С другой, - эта же информатизация может вести к еще большей дегуманизации общественных отношений, поскольку увеличивается сфера искусственного в мире, исследователь еще больше, чем раньше отходит от природы и начинает «жить» в сфере формальных систем.

Поэтому следует считаться с двойственным, противоречивым характером любого достижения науки. Как отметили С.П. Капица, С.П. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий: «ученые снабдили политиков оружием, способным многократно уничтожить все живое на планете, однако не выяснили, как от него избавиться и что следует делать дальше. Они дали новые источники энергии и проблему уничтожения радиоактивных отходов вкупе с вполне реальной угрозой ядерного терроризма. Они подарили миру антибиотики, спасли миллионы жизней, но тем самым ускорили естественный отбор в мире микроорганизмов. И это привело к появлению штаммов, устойчивых по всем созданным препаратам. Этот список можно продолжить. Медаль почему-то всегда имеет оборотную сторону». Подобное наблюдение естественно относится и к такому процессу как информатизация, который ставит сложнейшие проблемы перед современной цивилизацией. Между тем большинство работ, посвященных новой информационной цивилизации, отмечают только позитивные аспекты этого процесса, лишь вскользь упоминая о сложных проблемах, которые встают перед человеком в результате тотальной компьютеризации, интернетизации и информатизации.

Динамика глобальных трансформаций усложняется конфронтационностью социокультурных традиций, - напряженностью между индустриально-развитыми странами мира и странами, которые называются развивающимися. Указанная конфронтационность проявляется в форме межконфессиональных противоречий, столкновений в области религиозных ценностей, обострений межнациональных отношений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Целостность глобализационного процесса
Природа морали и её основания в этических учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма
Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории)
Насилие как зло и грех
Экзистенциальная метафизика человека в философии Н.А. Бердяева
Вернуться к списку публикаций