2011-05-30 15:00:00
ГлавнаяФилософия — Глобализация и динамика цивилизационных процессов



Глобализация и динамика цивилизационных процессов


Понимание сущности религии и Бога - важная характеристика уровня культуры общества и личности. Какова личность, как она осознает себя, смысл своего предназначения - таково и его представление о религии и Боге. Преследование религии может привести и в определенной степени привело к моральной пропасти, насаждению новых, преходящих иллюзий, разочарование в которых приводит к губительным последствиям для общества. Ведь религия выполняет чрезвычайно важную интегративную функцию, способствуя единению большого числа людей, имеющих различные, порой несовместимые представления о социальных и иных процессах. Вот почему невозможно решить глобально-экологические проблемы без использования религии, как фактора культуры.

Устранив Бога из мира личности, культура отнимает у человека единственную возможность удовлетворения экзистенциальной потребности каждого из нас в противостоянии смерти. Вот почему в центре любой духовно-ориентированной образовательной системы должна стоять гуманитарная, а не функционально-прагматическая личность. В этой связи экологическое образование - необходимая ступень формирования целостной личности. Поэтому речь должна идти не только и не столько о возвращении к природе, сколько о возвращении к целостному человеку.

Образование - способ ориентировки человека в сложном, противоречивом и нелинейном мире. Образованный человек, зная законы самоорганизации, участвует в происходящих в мире процессах, вооруженный этим знанием, что позволяет ему вести себя соответствующим образом. Как отметил Л. Фарре «Современным утонченным способом порабощения человек противопоставляет высокую культуру и образование, которое делают его более осторожным». В общефилософском плане целостность предполагает сочетание в себе конечного и бесконечного, умения осваивать универсальные достижения культуры и выражать их индивидуально. Целостность предполагает, с одной стороны, осознание границ индивидуального «Я», а с другой, - стремление выйти за пределы этих границ. Поэтому единственная возможность формирования целостной личности - стремление и преодолению собственной ограниченности, конечности, желания выйти в мир свободы и ответственности. Целостность есть условие самостоятельности, возможности быть не только не столько как все, сколько как «Я», автономно. Поэтому образование - одно из обязательных условий целостности. Образование как принципиально важная часть поля культуры дает возможность не только иметь, но и «быть», но от характера образования, контекста образования зависит направляет ли образование к расширению этого мира или человек довольствуется тем, что знает.

В этой связи необходимы радикальные изменения в российском общественном сознании, особенно отношении государства к образованию вообще и гуманитарному образованию в особенности. При этом ошибочно думать, что об образовательных ценностях можно начать думать после того как будут решены экономические и политические проблемы. В поднятии авторитета образования должны быть заинтересованы все политики, которые не на словах, а на деле думают о будущем, поскольку вклад в образование - это вклад в будущее страны. Поэтому отношение к образованию, школе, учителям - своеобразный тест, позволяющий проверять действительное отношение политиков и политических партий к будущему страны. Ведь восстановление экономики, промышленного потенциала страны, решение экологических проблем невозможно без подготовленных специалистов, не говоря о других аспектах проблемы. Наконец, постановка и решение экологических проблем не должны быть средством достижения политических целей. Экологическое состояние природы - всеобщая проблема и должна быть всеобщей заботой. Эта установка, реализованная в учебном процессе, означает, что формирование экологической культуры, не только и не столько задача лишь естественных или общественных наук. Экология по своему предмету и своему статусу не является естественной или общественной наукой в их традиционном смысле. Экология одновременно и сфера науки и сфера экономической, политической и других сфер человеческой деятельности, требующая усилия всех кто думает о будущем страны. Вот почему в нынешних условиях воссоздание страны и формирование экологического сознания - двуединая задача. Образование сможет помочь понять сложного мира, где действуют новые формы цивилизационных связей и адаптироваться к миру. Для этого сама образовательная система должна наполниться новым содержанием, стать экологически ориентированной и более духовной, преодолеть сциентистскую направленность. Важно помнить, что человек не только существо рациональное, действующее, но и духовное. Именно это обстоятельство остается в тени в современной цивилизации, которая обращает внимание на прагматико-утилитарные способности человека.

Между тем человека делает человеком не только «Я мыслю», «Я знаю», «Я умею», не технологические достижения сами по себе и не знание законов микро- и мегамира, при всей их принципиальной значимости для современного человека, а умение действовать, поступать как люди, понимать других, умение сострадать, любить, быть ответственным за будущее. В этой связи до сих пор актуальной остается глубокая по смыслу метафора отечественного философа B.C. Соловьева «Мне стыдно, следовательно, я существую». Там где моральные ценности становятся второстепенными, там подлинно человеческого становится меньше. Разумеется, моральные ценности проявляются по-разному в различных социокультурных традициях. К тому же эти ценности эволюционируют. Но моральные ценности при всем их многообразии, различных толкованиях, эволюции, содержат некие абсолюты, сознательное игнорирование которых, не менее опасно для культуры, как и сознательное нарушение законов.

Происходящее в конце второго тысячелетия маргинализация моральных ценностей - часть общеглобального кризиса, переживаемого человечеством. Индустриально-развитые страны современной цивилизации, живущие по принципу приоритета полезности и рациональности, и не думают о моральных аспектах своего поведения. Они видят в технологическом превосходстве оправдание утилитарно-прагматической трактовки морали и человека. При этом сказанное нельзя трактовать как призыв к нравоучительству. Нельзя стать моральным, отвергая право других жить по собственным правилам. Для будущего опасно противопоставление знания, рациональности и добродетели, игнорирование не только правовых, но и нравственных обязанностей народов, цивилизаций, конкретных людей по отношению друг к другу. И, если человечество хочет выжить, найти выход из глобального кризиса, то оно должно найти гармонию между нравственными ценностями и стремлением к успеху. С этим связана актуализация проблемы единства научного знания и ценностей, истины и добродетели, природной и моральной необходимости. Пока же имеет место преобладание практически-утилитарного, приоритет научного знания, права над остальными ценностями. Прогресс связывается с развитием научного знания, технологии, форм организации производства и т.д., но не с развитием таких человеческих качеств, как совесть, сострадание, забота, ответственное отношение к природе и т.д.

Между тем философия победы, вытекающая из всеобщности конкурентной борьбы, опасна для будущего человека, как вида. Именно подобная ценностно-мировоззренческая установка является причиной таких глобальных проблем, как экологическая, демографическая, энергетическая и другие. Корень всех этих проблем - человек, ставший на путь покорения природы и других. В человеке возможно всегда были заложены стремления к экспансии, подчинению других. Но они не могли проявиться в столь разрушительной форме в течение длительного времени, поскольку человек не был «геологоразмерным», жил не столько расчетом, но и чувствами, он был вписан в природную среду, был его естественной частью. На этом этапе человек больше приспосабливался к природе, нежели приспосабливал ее к себе. На этом первом мифологическом этапе развития культуры человек не выделял себя из природы, одушевлял все сущее и его потребности «вписывались» в естественные процессы. На последующем этапе развития истории человек не только выделился из природы, но и стал преобразовывать природу и себя по определенной программе. С этого времени начинается новый этап в развитии человека как вида, который думает об удовлетворении своих все более возрастающих потребностей, приспосабливая к себе Природу. С этого времени человек выступает активным субъектом исторического процесса, тогда как природа становится пассивным объектом. Начинается этап покорения природы, который и привел к утверждениям типа «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник».

Подобная трансформация внутреннего мира человека, как и последовавшие за этим социальные изменения не вызывали особых тревог у человечества примерно до XVII-XVIII вв., когда появляются капитализм, индустриальная технология и наука. Возможности, которые появились у человека после формирования науки и превращения ее во влиятельную социальную силу, радикально изменили человека, его психологию и общество. Человек и общество стали качественно другими, они не только стали верить в себя, в свои силы, но и стали самоуверенными. Человеку стало казаться, что он всесилен. Поистине правым оказался Ф.М. Достоевский, отметивший, что если Бога нет, то человеку, кажется, что все дозволено. Человек начинает менять мир: природу, социальные отношения, образовательные и познавательные системы по своему усмотрению, без соотнесения их с более высокими целями, чем повседневные потребности, среди которых в западноевропейской шкале ценностей ведущее место начинает занимать стремление к выгоде, богатству. Как отметил С.Н. Булгаков в XX в. человек «понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство, а мощь человечества как богатство преимущественно в экономическом смысле слова». Тем самым сформировался экономический человек, во многом предопределивший последующие процессы, которые актуализировали глобальные проблемы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Понятие личности, ее структура и интегративное качество в трактовке А. Баама
Теоретические источники экологической этики
Социальная философия как интегратор социогуманитарных наук в системно-целостном изучении личности
Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова
Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева
Вернуться к списку публикаций