2011-05-30 15:00:00
ГлавнаяФилософия — Глобализация и динамика цивилизационных процессов



Глобализация и динамика цивилизационных процессов


В сложившейся ситуации актуализируется вопрос о том, хватит ли у человечества воли к жизни? Обострение экологической и демографической ситуации, равно как и углубление и расширение сферы влияния других глобальных проблем автоматически не ведет к адекватной, равной возрастающим угрозам реакции. Человечество продолжает жить по старым стереотипам, воюя друг с другом, разрушая природные основания своего бытия и т.д., и т.п.

Глобальные проблемы ставят под вопрос не отдельные элементы функционирующей экономической, политической, технологической, социокультурной системы, а основания этой системы, ее исходные ценностные представления, заставляя задуматься над тем выбором, которую сделала современная индустриальная цивилизация в эпоху Просвещения, а возможно и раньше. Речь идет о мировоззренческих постулатах современного человека, наиболее четко выраженного Ф. Бэконом и Р. Декартом в имеющих глубокий смысл метафорах «Знание - сила», «Я мыслю, следовательно, я существую», дополненного и развитого в области социальной мысли «Левиафаном» Т. Гоббса и либерализмом Дж. Локка. Если из первых двух ценностно-мировоззренческих и методологических установок во многом выросли наука и функционирующая в индустриально-развитой части мира форма рациональности, то Т. Гоббс и Дж. Локк способствовали становлению современного гражданского общества и утверждению самоценности индивида. Тем самым наука и формирующиеся социальные отношения оказались взаимодополнительными, стимулировали развитие друг друга. Последствия такого процесса известны.

Никогда еще человечество не стояло перед такими трудноразрешимыми глобальными проблемами как в конце XX в. Никогда ведущие философы самых разных ценностно-мировоззренческих ориентации не были столь единодушны в том, что необходимы радикальные меры вплоть до отказа от прежних стереотипов, основанных на всемогуществе человека, неизбежности прогресса, неограниченных ресурсах природы.

И вместе с тем философы никогда не были столь бессильны изменить или радикально повлиять на ход событий, поскольку многие из них, утверждая примат научного разума над всеми остальными формами бытия человека, способствовали наступлению индустриальной цивилизации, которую теперь пытаются остановить. Бессилие мысли связано также с всесилием технологического разума, эффективно решающего многие частные задачи, и, помогающего определять основное направление исторического развития. Экономические, геополитические, информационно-технологические преимущества сложившейся системы ценностей столь значительны, что даже призывы всего мирового сообщества по проблемам экологии в Рио-де-Жанейро в 1992 г. не привели к радикальным переменам в поведении человечества. Успехи в области экономики, технологии как мере эффективности функционирующих социально-политических структур только тогда оправданы, когда они не подрывают природные и социально-антропологические основания бытия самих этих структур.

Между тем динамика современных индустриальных структур свидетельствует о стратегической уязвимости всей функционирующей системы межчеловеческих, межцивилизационных отношений. Об этом говорят углубляющиеся экологические, энергетические, демографические глобальные проблемы. Ситуация осложняется тем, что факторы обусловившие появление глобальных проблем не исчезли, наоборот, количество этих факторов растет и это приводит, во-первых, к углублению этих проблем, и, во-вторых, появлению новых глобальных проблем.

Концептуально-исторический анализ сложившейся ситуации показывает возможность появления новых глобальных проблем. Как показывает практика, число глобальных проблем открыто. К сожалению, чем больше мир становится сложным и взаимозависимым, тем больше становится глобальных проблем. И это естественно, поскольку глобализируются локальные связи и ценности, что приводит не только к комфорту, благополучию и обогащению культур, но и новым проблемам, в том числе и трудноразрешимым и имеющим общепланетарный характер.

Некоторые авторы относят к ним не только наркоманию и алкоголизм, но и СПИД. И это неслучайно, поскольку в мире официально болеют этой болезнью 30 млн. человек. Считается, что их число на несколько миллионов больше, но они незарегистрированы. И можно было бы считать подобную проблему в общепланетарном масштабе не столь угрожающей, если бы не темпы распространения болезни, особенно в слаборазвитых и развивающихся странах.

Вместе с индустриальной цивилизацией культура сформировала индустриального человека, преклоняющегося перед технологией, рассматривающего себя как часть этой технологии.

Необходимость дальнейшего философского анализа природы глобальных проблем, специфики их влияния на различные социокультурные традиции связана с тем, что в социально-политической и философско-методологической литературе имеет место не только разброс в трактовке природы и сути отдельных глобальных проблем, таких как соотношение природы и общества, рост народонаселения и т.д., но и существенные концептуальные различия в предлагаемых сценариях решения. И это объяснимо, поскольку речь идет о новых, малоизученных сложнейших процессах, касающихся будущего цивилизации.

В этой связи представляет интерес возможные пути решения глобальных проблем. Обозначим их, не занимаясь систематическим рассмотрением существа предлагаемых решений:

1) изменение вектора и характера экономической деятельности современного общества, особенно ее индустриально развитой части;

2) пересмотр взаимоотношений между Севером и Югом, странами, живущими в индустриально-развитых странах мира («золотым миллиардом») и остальной его частью, так называемыми развивающимися странами;

3) найти способ регулировать рост народонаселения, учитывая опасность бесконтрольного роста количества людей на планете, ведущего к усилению напряженности, борьбе за природные ресурсы, сфер влияния, «блоковому» мышлению;

4) прекращение траты огромной части материальных, финансовых, интеллектуальных сил человечества на разрушительные цели - вооружение, изобретение все новых, все более совершенных форм уничтожения людей;

5) научиться соотносить свои потребности с возможностями планеты; уметь формировать разумные, то есть, эколого- и глобально-оправданные потребности, учитывающие ограниченность природных ресурсов.

Для этого необходимы следующие меры:

1) информатизация общества, которая будет способствовать формированию новой более экологоориентированной культуры, менее зависимой от природных ресурсов, вещества и энергии;

2) принятие новых законов по охране окружающей среды; законов, учитывающих особенности тех или иных стран и регионов, но имеющих приоритетный характер по отношению к законам, действующим в отдельных странах;

3) открытие новых форм энергии, что может привести к уменьшению энергетической напряженности. Это может уменьшит стратегическое противостояние различных геополитических структур из-за нефти, газа и других источников энергии;

4) сближения культурных традиций Востока и Запада, освоение индустриальной цивилизацией более экзистенциально-ориентированного восточного мировосприятия и уменьшение роли в культуре прагматико-технологического стиля западного человека;

5) формирование нового гуманизма, учитывающего уроки прошлого и реалии настоящего;

6) изменение положения мужчины и женщины в культуре и переосмысление ценностей структуры социума, созданного мужчинами в первую очередь для мужчин, что может привести к изменению соотношения эмоционального и рационального в культуре, росту роли этического и эстетического в обществе.

Принципиально важно считаться с теми проблемами, которые встают перед многими народами, которые должны провести не только технологическую или даже экономическую и политическую, но и культурную модернизацию. Мир может и должен принять новейшую информационную технологию, поскольку без этого невозможно разрешить многочисленные проблемы, особенно экологического и экономического свойства, но он не обязан принять идеи культурной модернизации, если ядром подобной модернизации будет выступать западная модель постановки и решения всех проблем и тем самым перенесение западных, а в современных условиях, американских стандартов жизни в иную социокультурную среду, например, такие регионы, как Россия или Индия.

Следует считаться с тем, что ценностно-мировоззренческая и ментальная неповторимость - основа культурной, экономической, политической, военной и в целом национальной независимости таких влиятельных стран, как Индия, Китай, Россия и т.д. Тот факт, что эти страны еще не достигли того уровня информационно-технологического и экономического развития, которого достигли ведущие страны формирующейся постиндустриальной цивилизации, еще не означает, что такая ситуация сохранится надолго. И подобную ситуацию не стоит считать полностью негативной, поскольку при повторении ими западных моделей поведения, значительно увеличилось бы экологическое, энергетическое, промышленное давление на окружающую среду.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Философия всеединства Вл. Соловьева как открытая система
Эмпириомонизм как философское основание тектологии А.А. Богданова
Всеобщая организационная наука как праксеологический итог развития философских воззрений А.А. Богданова
Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии
Ориентация на целостную личность как исходная установка «нового ценностного мышления» К. Гюнцля
Вернуться к списку публикаций