2011-05-30 15:00:00
ГлавнаяФилософия — Глобализация и динамика цивилизационных процессов



Глобализация и динамика цивилизационных процессов


Усиливающийся процесс глобализации приводит к возрастанию роль аксиологического компонента в развитии цивилизации. Все больше число философских школ подчеркивают необходимость более внимательного отношения к экзистенциальным и гуманитарным ценностям. Постепенно проходит всеобщее увлечение естественными и техническими науками. Согласно ряду авторитетных мыслителей XXI в. будет веком гуманитарных ценностей или его не будет вовсе. Смысл этого тезиса сводится к необходимости более целостного отношения к миру.

Социально-мировоззренческая значимость аксиологической компоненты проистекает из того, что ядром ценностного мира может выступать как экономика, как это имело место в европейской традиции на протяжении всей ее истории, начиная с Нового времени, так и религия в средние века. В различных социокультурных традициях определяющим может быть не только вера, но и научное знание. В обществе знания, каким стало западноевропейское общество в эпоху индустриализма, люди науки приобретает высокий социальный статус. Ученые, инженерно-техническая интеллигенция становятся влиятельной социальной силой. Между тем знание законов функционирования тех или иных природных систем не ведет к знанию многообразия бытия, социальной жизни в ее различных измерениях. Вот почему известный немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Макс Борн с беспокойством писал: «Настоящие ученые составляют, как всегда, ничтожное меньшинство; однако внушительные успехи техники поставили их на ключевые позиции в обществе. Они прекрасно сознают явное преимущество своего образа мышления, но плохо видят его принципиальную ограниченность. Их политические и этические суждения поэтому зачастую примитивны и опасны».

Во второй половине XX в. все больше осознается уязвимость сциентизма и технократизма. Падает интерес к неопозитивистским философским концепциям. Этому способствовало осознание опасности дальнейшего следования узкоиндустриальной парадигме, направленной на подчинение природы и всего, что необходимо для функционирования сложившегося общества потребления. Приходится обращать все большее внимание на экологические, демографические, энергетические и им подобные вопросы. Мир начинает жить в условиях действия глобальных проблем. В это ситуации важно не только осознание приоритетности экологической проблемы, но и воля государств, политиков, способных мобилизовать интеллектуальные и материальные ресурсы современной цивилизации не на противостояние различных геополитических сил, а на решение общепланетарной задачи по сохранению окружающей среды. По отношению к этой проблеме все остальные и национальные и геополитические проблемы носят частный и подчиненный характер. В политике, экономике стратегически важно руководствоваться экологическим императивом, поскольку, как отметил Н.Н. Моисеев «Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение и биологический вид Homo sapiens может исчезнуть с лица Земли».

Вот почему, когда человечество столкнулось в общепланетарными проблемами, не имеющими аналога в прошлом, оно вынуждено задуматься над своими ценностными основаниями. Это приводит к тому, что человечество все больше осознает ценностно-мировоззренческую уязвимость исходных постулатов индустриальной западной цивилизации. Начавшийся переход к постиндустриальному обществу радикально, качественно не меняет базисные принципы функционирующей цивилизации, хотя и вносит в нее ряд важных корректив. Постиндустриализм еще более ускоряет темпы социально-технологической, не меняя фундаментальные целевые установки индустриального общества. Между тем общепризнанна необходимость качественно новой модели взаимоотношения человека и природы, технологически развитых и развивающихся стран, культурных традиций для выхода из стратегического тупика. Это обстоятельство принимается как данность исследователями самых разных философских ориентации. В футурологической работе П. Кеннеди «Вступая в XXI век» доказывается, что индустриализм, как исходная цель, поставил «под угрозу само существование человечества». По мнению Дж. Сороса «рыночный фундаментализм сделал систему мирового капитализма ненадежной».

За всеми этими оценками, число которых можно увеличить, стоит беспокойство сложившейся ситуацией, особенно стоящими за ней глобальными проблемами. Тем более, что согласно отдельным прогнозам «проблемы современных обществ не случайны и не обратимы, современность переживает заключительную фазу «одряхления». Подобная позиция разделяется многими художниками, писателями, философами, религиозными деятелями, которые фиксируют упадок общей человеческой культуры, насаждение массовой культуры, глобализацию утилитарно-прагматического отношения ко всему, что происходит в жизни. Так, наиболее проницательные представители гуманитарной интеллигенции отмечают падение нравственности. Вот например, диагноз, поставленный XX в. Фазилем Искандером: «Я считаю, что цивилизация зашла в тупик. И не только наша, а вообще - в мировом масштабе. И если гуманитарная интеллигенция, люди гуманитарной идеи не будут прямым образом влиять на власть, нас всех ждет катастрофа. Происходит одичание человечества, которое маскируется колоссальными техническими достижениями».

Между тем в обществе падает роль гуманитарной культуры. Примечательны в этой связи процессы, происходящие в России, где свобода слова, в условиях отсутствия гражданского общества, обернулась вседозволенностью. Стремясь всеми средствами выжить, наука и образовательная система, основной упор делают на решения сиюминутных тактических задач, готовят огромное число юристов и экономистов об уровне знания которых трудно говорить, забывая о гуманитарной составляющей образования. Отсюда гонения на философию, культурологию и другие «невыгодные» специальности. Не только в России, но и в мире в целом падает авторитет книги, поэзии, серьезной классической литературы, философии. Как отмечает один из ведущих философов XX в. М. Хайдеггер «люди уже не думают, они «занимаются философией». В соревновании таких занятий философии публично щеголяют в виде броских «измов» и стараются перещеголять друг друга. Господство подобных клише не случайно, Оно опирается, особенно в Новое время, на своеобразную диктатуру общественного мнения». Отмеченное господство общественного мнения, в формировании которого большой вклад вносят средства массовой информации, приводит к возрастанию роли «массового человека». Все эти процессы привели к возникновению глобальных проблем, влияние которых растет со временем очень быстро.

Из многочисленных характеристик того, что произошло с человеком и человеческим обществом, приведем мысли, высказанные совершенно различными по мировосприятию людьми, а именно Э. Фроммом - одним из классиков западной философской культуры XX в. и отечественным физиологом Е.А. Аркиным в начале XX в. в работе «Мозг и душа». По мнению Э. Фромма человек «развил свой ум до того, что справляется с загадками природы, и уже освободился от слепой власти природных сил. Но в момент его величайшего триумфа на пороге нового мира он подпал под власть созданных им же самим вещей и организаций. Он изобрел новый метод производства вещей и превратил производство и распределение в нового идола. Он поклоняется делу рук своих, а себя низвел до положения прислужника вещей. Он поминает всуе такие слова, как Бог, свобода, человечность, социализм; он гордится своей мощью, воплощенной в бомбах и машинах, чтобы замаскировать свое человеческое банкротство; он хвастается своей разрушительной мощью, чтобы спрятать человеческую несостоятельность».

Согласно Е.А. Аркину, человеческой жизнью стал руководить «всесильный принцип выгоды и пользы», который проникает «во все поры нашего духовного существования», окрашивая «особым цветом всю нашу жизнь, все наши стремления и помыслы». Е.А. Аркин пишет: «В погоне за выгодой: за выгодным занятием, выгодным браком, выгодной службой, выгодными знакомствами - мы проводим все наши дни, и к ней мы подготавливаем наших детей с колыбели. Этот принцип, как всемогущее божество, безраздельно властвует над нашей жизнью, и, повинуясь ему, мы подавляем свою личность и влачим всевозможные цепи - семейные, общественные, государственные». В начале XX в., когда Е.А. Аркин писал эти строки, то он надеялся, что человек сможет освободиться от этого всемогущего божества и начнет поклоняться богиням истины и красоты. Надежды не оправдались. Поклонение выгоде, пользе продолжает господствовать в культуре. Тем самым этот принцип оказался очень живуч и стремится, адаптируясь к изменяющимся условиям, стать универсальным принципом. Разумеется, само поклонение выгоде приняло иные формы, оно стало более цивилизованным, получило юридическое оправдание.

«Нецивилизованным» этот принцип себя проявляет в слаборазвитых и развивающихся странах, где борьба за прибыль идет не на жизнь, а на смерть.

Между тем именно экономоцентризм, ставший ядром индустриальной цивилизации, формирует тот тип личности, который вызвал к жизни глобальные проблемы. Экономический человек рассматривает весь мир как большой рынок, где в конечном итоге, все покупается и продается. Естественно, многое происходит не так схематично и примитивно, но в конечном итоге ведущей силой индустриального, равно как и постиндустриального общества, выступает прибыль.

Анализ произошедших в культуре радикальных трансформаций показывает, что утверждение человеком себя в мире было связано не только и не столько с развитием «своей биологии», силы, сколько с развитием интеллекта, формированием «второй природы», искусственной среды более адаптированной к потребностям человека. Разумеется, и сила совершенствовалась в процессе развития интеллектуальных способностей человека, но этот процесс был частью более общего процесса приспособления человеком к себе мира. Главное, что происходило в интересующем нас отношении, состоит в том, что в принципиальном плане не столько человек приспосабливается к объективной реальности, сколько он приспосабливал к себе эту реальность. Она принимала те формы, которые были необходимы человеку для своей самореализации. Происходило расширение смыслового пространства, уменьшение роли естественных факторов, возрастание технологической вооруженности человека. Все это вело к возрастанию ценности человеческой жизни. Указанные процессы были взаимосвязаны друг с другом и стимулировали друг друга.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Научная концепция времени - поиск методологии
Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева
Конвергенция природных и человеческих ценностей как аксиологическое ядро экологической этики
Эмпириомонизм как философское основание тектологии А.А. Богданова
Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова
Вернуться к списку публикаций