2011-05-26 09:00:09
ГлавнаяФилософия — Глобализация как теоретико-методологическая проблема и процесс



Глобализация как теоретико-методологическая проблема и процесс


Глобализация предстает как многоплановое явление, в котором пересекаются объективное и субъективное, цели и интересы. Глобализация - одновременно результат и открытый формирующийся процесс, поскольку она суть противоречивая реальность и проблема. Далее, глобализация - вызов для современной цивилизации, так как она, с одной стороны, не случайна, коренится в интенциях новоевропейской истории, но, с другой стороны, - та конкретная форма, которую принимает глобализация в современном мире, как-то американизация или шире вестернизация, во многом случайна. Глобализация, на наш взгляд, в дальнейшем получит более полное развитие и станет более разнообразной по форме и глубокой, по сути. Глобализация находится на этапе становления, сегодня она только стремится воплотиться в новую форму и может в дальнейшем принять другое, более отвечающее интересам всех народов, содержание. Многоплановость глобализации делает ее предметом не только научно-теоретических споров, но и идеологических противостояний. И как всякое сложное противоречивое, становящееся явление, глобализация, с одной стороны, открывает для одних определенные новые возможности, а для других - представляет собой угрозу. В этой связи мы согласны с М.А. Пешковым в том, что «глобалистика невозможна без своей метатеории и даже метафизики». Конечно, глобалистика, как новая сфера частнонаучного знания, может функционировать и без метатеории и метафизики, но М.А. Пешков прав в том, что предмет глобалистики столь специфичен - анализ особенностей возникновения и функционирования глобальных проблем, в том числе и процесса глобализации, как новой глобальной проблемы, - что глобалистика в большей мере, чем многие традиционные частнонаучные сферы знания, для успешного решения встающих в этой области проблем нуждается в своей метатеории и метафизике. Такое суждение основывается на учете особенностей предметно-проблемного поля новой сферы знания, ее связи с широким кругом вопросов, носящих теоретико-методологический характер. Глобальный характер действий человека и общества, нестабильность таких сложно-эволюционирующих теоретических конструктов, как «мировая система», «человек - природа», «природа - общество», исследуемые в рамках глобалистики, делают необходимым обращение к суждениям метатеоретического и метафизического характера.

Проблемы, которые порождает процесс глобализации, многообразны и они не могут быть осознаны и решены только на эмпирическом уровне. Принципиально важны проблемы общецивилизационного характера, поскольку само вступление социума в эпоху глобализации свидетельствует во многом об исчерпанности предшествующих форм социального развития. Подобные вопросы, как и вопросы природы и сущности глобализации, лежат в сфере философского знания, хотя несомненен и тот факт, что они имеют экономическую, политическую, технологическую и т.д. аспекты.

Вместе с тем, следует отметить, что нас в первую очередь интересует не столько история, сколько теория и философские проблемы глобализации, ее влияние на человека и ход мировой истории. При этом особый интерес представляет не только глобализация вообще как социокультурный феномен, а специфика современной глобализации, которая набирает силу и все больше становится влиятельным фактором цивилизационного развития. Нынешний этап глобализации не имеет прямых аналогов в истории, поскольку в конце XX и начале XXI вв. вопрос ставится совершенно иным образом, чем в прежние исторические периоды, когда чаще всего с помощью силы пытались подчинить другие страны, включив их территории в свою империю. В конце XX и начале XXI вв. чаще всего не ставится вопрос о формальной ликвидации самостоятельности других государств в процессе глобализации, но существенно меняется проблема их статуса и возможностей. Не ставится вопрос и о включении тех или иных территорий в часть лояльных господствующих супердержавам стран. Речь идет об экономическом подчинении, когда ведущие страны и THK получают доступ к природным ресурсам этих стран. Потому в новых условиях важен общий геостратегический контекст, в котором должны действовать новые правила, выработанные для мира индустриально-развитыми странами и транснациональными компаниями. Принципиальными остаются экономические интересы, которые являются явной или неявной целью глобализации.

Потому важно разобраться в том, насколько позитивные возможности глобализации преобладают над негативными и не несет ли глобализация в ее нынешней трактовке общую угрозу для будущего всей цивилизации? Последний вопрос не является риторическим, если вспомнить, что современный мир встретился с многочисленными глобальными проблемами, которые не решены и до сих пор нет эффективных методов их решения. Глобализация, как попытка придать общепланетарный характер локальным неолиберально-рыночным ценностям, выступает как новый фактор мировой истории. Характерно, что при этом лидеры глобализации не только не стремятся решить такие общеизвестные проблемы общепланетарного свойства, как разрушение природной среды, глобальное потепление климата, разрушение озонового слоя и т.д., но и сами их действия вносят вклад в дестабилизацию мира. В подобной ситуации сам процесс глобализации становится новой своеобразной глобальной проблемой, увеличивая число фундаментальных угроз-вызовов будущему современной цивилизации. Это заставляет задуматься над поиском новых альтернативных вариантов цивилизационного развития, способных уменьшит, во-первых, антропогенную нагрузку на природную среду; во-вторых, ослабить общую международную напряженность и, наконец, остановить процесс усиления разрыва между индустриально-развитыми странами мира («золотым миллиардом») и остальной частью человечества. Вот почему нельзя строить новую глобальную структуру мира без учета этих фундаментальных проблем. Предлагаемые модели глобализации, не решающие эти проблемы, - а ими не исчерпывается спектр глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - опасны для будущего человечества, поскольку они усугубляют положение современной цивилизации. С этим связана опасность идеологизации и политизации процесса глобализации, трактовки глобализации только как расширения сферы рыночного фундаментализма.

Анализируя закономерности становления глобального мира, следует считаться с тем, что усиление взаимосвязи и взаимозависимости различных стран - одна из важных особенностей цивилизационного развития. Пытаться противостоять этому интеграционному процессу, видимо, не только непродуктивно, но и опасно. Расширяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость различных стран и народов - естественный закон социально-исторического развития. Темпы этого процесса в разные исторические эпохи разные. Но инвариантным является возрастание, особенно по мере расширения средств коммуникации и осознания выгод, связанных с сотрудничеством различных стран и социокультурных традиций этой взаимозависимости и сфер взаимодействия. Рассмотрим кратко суть этого интеграционного процесса.

Взаимосвязь различных стран особенно отчетливо проявляется в сфере экономики. Наука и, основанная на ее практическом применении технология, с самого начала возникают и функционируют как наднациональные формы постижения законов развития сперва природных, а затем и социо-гуманитарных систем. В дальнейшем экономика, наука, технология начинают все сильнее взаимодействовать друг с другом, способствуя развитию производства и улучшению качества жизни. Если посмотреть на этот процесс взаимодействия науки, экономики и технологии, опосредствованного политическими и ценностно-мировоззренческими отношениями изнутри, то все эти специфические формы постижения человеком окружающего мира и его практического использования, предстают как различные стороны самореализации человеком себя, отражающие определенный уровень развития человека и общества. Поэтому, хотя экономика, политика, наука, технология и т.д. имеют свою специфику, свои законы развития, но они в конечном итоге образуют определенную целостность и функционируют как развивающаяся, целостная система, противоречивое единство разнородных явлений, которые взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. С цивилизационной точки зрения такие частные проявления социальной целостности, как единство науки и технологии - суть важный, но все-таки отдельный аспект общественного развития, как целостного потока социальных событий.

Поскольку современный этап глобализации опирается на новейшую информационную технологию, то необходимо помнить те базовые структуры, которые сделали технологически возможным становление новой глобальной информационной цивилизации, а именно, роль науки и технологии. Возникшая в XVII в. наука постепенно становится влиятельной социокультурной силой, осознается правомерность претензии науки на достижение объективного знания.

Однако до конца XVIII в. наука не была общепризнанной социально-значимой, самодостаточной ценностью. Применения науки в технологии были эпизодическими. С конца XVIII и первой половины XIX в. ситуация радикально меняется. К. Маркс, отмечая это обстоятельство, писал: «научный фактор впервые сознательно и широко развивается, применяется и вызывается в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия». Впервые в эти годы встает вопрос об использовании науки для индустриальной трансформации общества, усиливается зависимость между производством и наукой. Именно в этот период происходит превращение науки в непосредственную производительную силу, формирование особого типа социального развития, получившего позже название научно-технического прогресса. Концептуально важно, что подобное изменение статуса науки в социуме оказало влияние на все процессы, которые происходили в культуре. Появляется потребность в более глубоком философско-методологическом изучении природы научного знания, его эвристических возможностей, связи с технологией и социальными процессами. С систематическим обсуждением вопроса о роли Разума в познании природы и человека связано формирование рационалистической культуры, которая принимает различные формы в различных регионах мира. Но главное при анализе процесса глобализации в том, что все эти формы подводили цивилизацию к большей взаимозависимости и сделали возможным постановку вопроса о формировании глобального мира в его современной трактовке. Это очень важное обстоятельство, поскольку те страны, которые не прошли эту рационалистическую школу, не могут автоматически следовать новым правила, которые предлагаются западными, индустриально-развитыми странами.

Глобализация в самом общем виде представляет собой процесс стирания границ во всех сферах межгосударственных отношений. Но стирание границ, в первую очередь, по существу означает значительное уменьшение роли, статуса национальных государств, формирование которых в свое время означал значительный шаг в мировой истории. Логика глобализации, в конечном итоге, может привести к признанию устаревшим само представление о государстве, как отражении национальных интересов. По мнению ряда авторов по глобализации национальное государство не соответствует потребностям глобализирующегося мира, поскольку оно отражает интересы «части», «отдельного», а не целого, общего. Это принципиальный момент в сложившейся ситуации, поскольку государство - ядро современной социальной структуры общества. Ведь, при допущении об упразднении функции национальных государств, встают сложные вопросы о том, как это глобальное целое будет относиться к тем частям, из которых оно состоит? Способно ли будет это целое отразить многообразие потребностей всех частей, которые вошли в это целое? Но на этом вопросы не кончаются, поскольку системообразующим принципом функционирования этого целого должна быть конкуренция за экономические интересы при нехватке энергетических и иных ресурсов. Это только часть тех вопросов концептуального характера, которые встают при осмыслении логики взаимоотношения начавшегося процесса глобализации и судьбы национальных государств. Чтобы представить себе насколько фундаментальны сформулированные выше вопросы, следует считаться с рядом следующих взаимосвязанных факторов. Во-первых, с тем, что государственные образования, как необходимые звенья цивилизационного развития, выполняли и до сих пор во многом выполняют функцию защиты национальных интересов в мировом сообществе государств, и именно с помощью государства проводятся в жизнь идеи демократии и защиты прав человека в конкретных странах. Именно государства берут на себя такие важные для оптимального функционирования общества как забота о благосостоянии всех членов общества, в том числе и тех, кто по различным причинам не может материально обеспечить себя. Во-вторых, в условиях углубляющегося экологического кризиса человечества возрастает такая функция государства, как природоохранная деятельность. Интенсификация добычи природных ресурсов без достаточной заботы о сохранении экологически безопасной среды проживания ведет к разрушению природных оснований бытия человека. Между тем индустриально-развитые страны мира и транснациональные компании ведут по отношению к остальной части планеты именно такую политику. Именно энергетические ресурсы - нефть, газ - в первую очередь волнуют индустриально-развитые страны мира. Потому в условиях глобализации актуализируется природоохранная функция национальных государств. В этой связи неясно, кто будет защищать интересы людей в вопросах экологии, если THK будут заинтересованы в первую очередь в интенсификации добычи природных ресурсов. Это не менее важный вопрос в условиях усиливающегося энергетического кризиса и борьбы за природные ресурсы. Отмеченные факторы - лишь часть актуализирующихся проблем.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Насилие как зло и грех
Философия всеединства Вл. Соловьева как открытая система
Проблема обоснования морали в философии
Эпоха просвещения и формирование философии «морального чувства»
Традиции школы всеединства в России
Вернуться к списку публикаций