2011-04-05 09:00:00
ГлавнаяФилософия — Понятие личности, ее структура и интегративное качество в трактовке А. Баама



Понятие личности, ее структура и интегративное качество в трактовке А. Баама


В настоящей статье мы предполагаем сопоставить представления о целостной личности, сложившиеся в русской и европейской философии с современным американским «органицизмом».

«Ведущие принципы» организмической теории состоят в следующем. Понятие системы как целого выдвигается на передний план, в противоположность аналитической и суммативной точкам зрения. Динамическая концепция жизни противопоставляется статической и машинной концепциям. Организму присуща вместе с тем некоторая первичная эндогенная активность, это понятие противопоставляется понятию первичной реактивности организма (т.е. способности лишь реагировать на внешние стимулы). Наряду с этими положениями значительное место отводится также разработке понятия уровней организации систем.

Таким образом, «органицизм» представляет собой «философско-методологическую общенаучную концепцию, кладущую в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма».

Однако представитель современного американского «органицизма» А. Баам (1907-1996) решает эти проблемы по-новому. В своих работах он пытается преодолеть односторонность современных философских течений (ведантизм, нейтральный монизм, спиритуализм, эманационизм, эмерджентизм, материализм, креационизм и дуализм) не отрицая, но, объединяя их в целостную совокупность, с тем, чтобы выйти на более высокий уровень миропонимания - так называемый гемисферный или планетарный. Таким образом, «органицизм» как философская доктрина является своеобразной попыткой синтеза основных философских направлений в единое целое - Мировую Философию (World Philosophy), исключающую все негативные стороны этих теорий и образующую особое новое и универсальное направление.

Такое объединяющее начало, считает А. Баам, заложено в самом слове «органицизм», образованного от прилагательного «органический». «Органичность» означает «взаимосвязь частей в целом», или точнее относительную «взаимозависимость целого и его частей». И далее поясняя, он пишет, что две вещи или события являются «взаимозависимыми», если они, и «частично зависимы», и «частично независимы» друг от друга. Кроме того к исходным принципам его концепции относятся также: «интегративная совместимость», «единство индивидуального и социального блага», «полисубстанциальная сущность» личности и общества.

Свой принцип «органичности» А. Баам выводит за пределы одной лишь биологии и распространяет на все сферы жизни человека и общества, включая и сферу нравственности. Это, по нашему мнению, способствует более полному и глубокому осознанию сущности этих явлений и открывает новые перспективы развития человековедения.

И это, прежде всего, находит свое отражение в определении понятия личности. Личность, по Бааму, есть явление органичное. То есть, с одной стороны, - нечто простое (единое) - уникальное и интегративное, с другой, сложное в своих многоуровневых взаимосвязях «Я».

Понятие индивидуально-личностного «Я» достаточно часто используется и современными философами и психологами (А.Г. Спиркин, В.М. Новиков, Е.А. Побединская, Л.В. Скворцов и др.). Что же касается концепции американского мыслителя, то он выделяет несколько «Я» - компонентов, определяющих неповторимость и оригинальность личности как социального, так и индивидуально-самобытного (физического и духовного) существа в процессе ее исторического развития:

1. Физическое «Я»;

2. Социальное «Я»;

3. «Я» - Интерес;

4. «Я» как Ценность;

5. «Я» - Совершенствование;

6. «Я» - Долженствование;

7. «Я» как Агент;

8. «Я» как Свободное;

9. «Я» как Независимое;

10. «Я» как Собственник;

11. «Я» как Справедливое;

12. «Я» как Совестливое;

13. «Я» как Способное к Умственной Деятельности;

14. «Я» как Органическое.

Столь подробное деление структуры «Я» на составляющие, представленные в виде основных аспектов жизнедеятельности личности, позволяют, на наш взгляд, более глубоко проникнуть в ее сущность и выгодно отличают вариант А. Баама от принятого в отечественной традиции трехчастного разделения на биологический, социальный и духовный элементы.

Данные компоненты содержательно можно классифицировать на шесть подсистем. Первая подсистема - это индивидуально выраженные природные задатки человека, благодаря которым он способен стать личностью (Физическое «Я»). Вторая - социально-психологические свойства. К ним принадлежат:

1) стремление и умение выбирать наибольшее социальное благо («Я» - Долженствование);

2) осознание личной свободы и самостоятельность в действиях («Я» как Свободное);

3) способность к самоконтролю и подчинению своих страстей разумной воле («Я» как Независимое);

4) постоянное стремление к самосовершенствованию («Я» - Совершенствование).

Третья подсистема - индивидуальные социальные черты, которые составляют ядро личности. К ним относятся:

1) овладение социальными ролями и моделями поведения (Социальное «Я»);

2) понимание личных интересов и желаний («Я» - Интерес);

3) осознание своей самоценности и личного достоинства, наличие ясных ценностных ориентации («Я» как Ценность).

Четвертая подсистема - высокие нравственные качества. Это:

1) социальная активность и ответственность за свои поступки («Я» как Агент);

2) восприятие социальной справедливости и честное выполнение долга перед другими людьми («Я» как Справедливое);

3) обладание совестью и способностью к оценке своих поступков через призму «высших ценностей» («Я» как Совестливое).

Пятая подсистема - индивидуальный уровень интеллектуального развития, образованности, а также специальных знаний и навыков. Сюда входят:

1) высокая образованность и развитие умственных способностей («Я» как Способное к Умственной Деятельности);

2) умение распоряжаться собственностью («Я» как Собственник).

Шестая подсистема показывает уровень гармоничности развития («Я» как Органическое). Она выражается «органическим» сочетанием всех названных личностных свойств. Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, американский философ выделяет так называемую «физическую личность» или «физическое «Я». Это тело человека, представляющее собой самый устойчивый конституент личности. Он основывается на телесных свойствах и самоощущениях индивида, образуя его уникальность как природного существа. Аналогичную точку зрения высказывает отечественный философ Л.В. Жаров. Тело для него «не только первый «предмет» для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека...».

Данный подход спорный и дискуссионный. Так, многие авторы выделяют в человеке две подсистемы: организм и личность. Здесь личность противопоставляется биологическому организму как особая социально-духовная целостность. Она включает в себя лишь отдельные элементы биологического, такие как природные задатки человека стать личностью (Д.Е. Фролов, Е.Н. Песоцкая и др.).

Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Однако американского философа интересует не столько тело само по себе, сколько его органическая взаимозависимость с другими, образующими «Я», элементами. Они, по-нашему мнению, относятся больше к духовно-экономической сфере жизни личности, но тем не менее, по признанию многих ученых, входят в ее физическую составляющую (А.Г. Спиркин, У. Джеймс).

Дело в том, что А. Баам не сводит физическое «Я» индивида только к телесной конституции, а понимает его гораздо шире. Так же, как Л.В. Жаров и А.Г. Спиркин он включает в него и то, что принадлежит человеку, что его окружает и является его собственностью. «Это относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда...». В определенном смысле можно согласиться с мнением У. Джеймса, который считает, что трудно провести черту между тем, что человек называет самим собой и своим.

Следует отметить, что процесс идентификации не всегда имеет место. Человек может и противопоставлять себя своему физическому «Я», как одной из составляющих его личностную сущность. Например, противопоставление души и тела как высшей и низменной составляющей человеческой природы.

Таким образом, границы физической личности шире границ тела человека и включают его отношения с внешним, в том числе и предметным, миром в той степени, в какой он (индивид) идентифицирует или противопоставляет себя ему.

Другим основополагающим моментом в формировании личности является социальный аспект (см. схему 1).


Схема 1

Человек в системе социального знания (социализация личности)

Человек в системе социального знания (социализация личности)


← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Русская монархическая идея XI - первой половины XVII веков.
Всеобщая организационная наука как праксеологический итог развития философских воззрений А.А. Богданова
Природа морали и её основания в этических учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма
О русской идее в прошлом и настоящем
Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории)
Вернуться к списку публикаций