2011-03-31 09:00:00
ГлавнаяФилософия — Понимание целостной личности в философии русского космизма



Понимание целостной личности в философии русского космизма


В отличие от имперсонализма B.C. Соловьева, Н.А. Бердяев утверждает примат личности и ее свободы над бытием. «Свобода есть, прежде всего, свобода личности». Обретение подлинной свободы возможно только в процессе непрестанного ее отстаивания. Борьба за нее понималась философом «как борьба личности против власти общества».

При этом Бердяев вовсе не трактует личную свободу в духе крайнего индивидуализма: «Свобода не есть индивидуализм. Это предрассудок ... Свобода не есть самозамыкание и изоляция, свобода есть размыкание и творчество ...».

И хотя свобода - это величайшая ценность, она не может существовать без ответственности. Только ответственный - свободен и только свободный - ответствен. Похожая мысль провозглашается и в экзистенциализме. По словам Ж.-П. Сартра, «если существование предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование».

В духе взаимосвязи с ответственностью трактовал это понятие и Л.Н. Толстой. «Он считал свободу выражением устремленности человека к Богу-добру, его автономности, сознательности и ответственности в принятии и осуществлении решений на этом пути».

Однако Н.А. Бердяев идет дальше в понимании взаимосвязи свободы и ответственности. Абсолютизируя персоналистический характер этих понятий, он, вместе с тем, распространяет их на общество в целом. «Человек, - пишет он, - не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение для вечной жизни». Становясь лично независимым, человек вольно или невольно возлагает на себя еще и весь груз социальной ответственности.

Таким образом, интегративным качеством целостной личности, по Н.А. Бердяеву, является стремление к свободе, направленной на слияние с Высшим Абсолютом (Богом) и неразрывно связанной с ответственностью человека не только за самого себя и свои поступки, но и за всех людей.

Изложенные нами выше подходы находятся в рамках общепланетарного мышления (религиозный космизм). Однако в недрах философии уже в конце XIX века начал формироваться иной взгляд на пути развития личности и современного общества, выходящий за пределы планетарного мышления и призывающий решать стоящие перед человечеством задачи с научных позиций «космического измерения человеческого бытия». Наиболее ярко эта тенденция представлена в работах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского (естественнонаучный космизм).

Центральная идея данного космоцентрического подхода - единство человека с космосом (планетное целое), космическая природа человека и космический масштаб его деятельности. Эта идея детально разработана в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. В современной литературе высказывается мнение о том, что «место Федорова в истории русской мысли во многом определяется тем, что он предпринял одну из наиболее смелых попыток объединить два направления философского поиска ...: антропологическое (человекоцентристское) и «бытийно-космическое».

Он верил, что для труда человеческого не существует границ. Не только на Земле будет трудиться человек, но и на бесчисленных мирах вне ее. Население планеты постоянно умножается, земные ресурсы истощаются, придет время ослабления деятельности Солнца. Человеку непременно придется заняться «отысканием новых землиц». Человек у Федорова «получает невиданно широкое поле для своей самореализации, становится гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний распространяется не только на отношение человека к человеку, но на всю область отношений человека к природе, приобретая онтологический статус».

«Будучи глубоким противником пассивности и примиренчества в отношении к злу (к смерти), Федоров всей силой обрушивается на эту пассивность. Он считает всякий amor fati «вершиной безнравственности» и, противопоставляя этой amor fati «величайшую, безусловную ненависть к Року» - odium fati, Федоров зовет к борьбе со смертью».

Для него «человеческая личность высшая ценность и, следовательно, такая же ценность - ее бесконечная, преображенная жизнь, причем развитое нравственное чувство личности требует спасения буквально всех погибших, возвращения всех утраченных. Философ призывал не потерять ни единого из малых сил, чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без изъятия всеобщим и личным творчеством и трудом».

Идея обожения человека сближает позицию Федорова со взглядами B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. Как и они, автор «Философии общего дела» основывает свое положение на религиозном мировоззрении. Однако, в отличие от них, его утверждение о всемогуществе человека идет вразрез с представлениями о всемогуществе Бога. Отдельный индивид у Федорова становится активным творцом истории, отнимая эту роль у Божества. И хотя сам мыслитель «постоянно настаивает на религиозном характере своей философии, его религиозная терминология - только форма философских размышлений». «Слово Божие» в его представлении есть сам мир. Оно выступает связующей нитью всего со всем.

«Во всех религиях Федорова не устраивает отрыв от жизни, бездеятельность, подмена богодеяния «богоговорением», небратские отношения духовенства, вера в Царство Божие лишь внутри нас. Его размышления концентрируются вокруг проекта воскрешения предков, «отцов». Именно осознание необходимости этого как первичного нравственного долга живых поколений перед умершими предками на основе включения всех в «общее дело» является главным интегративным качеством, по Н.Ф. Федорову. Только двигаясь в этом направлении личность способна обрести и сохранить свою целостность, преодолев «небратство» живущих.

Предполагалось также превращение Земли в космический корабль («земноход») и заселение человеком всей природы. В последующем эти идеи оказали огромное влияние на философские размышления К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского (за рубежом - П. Тейяра де Шардена).

Одним из вариантов активно-эволюционного осмысления мира стала теория ноосферы. Ее главным основоположником и разработчиком является В.И. Вернадский.

Он определяет человека как «животное общественное, гетеротрофное» и наделяет его разумом, проявляющимся как устремленная и организованная воля. Разум же всего человечества представляет собой мощную геологическую силу, способную оказывать влияние планетарного масштаба и образует ноосферу. Возникновение этой силы объясняется единством существования совокупности природных организмов («живого вещества») в течение длительного времени, частью которого является так же и человечество. Однако благодаря своему интеллекту люди становятся единственными в своем роде агентами, деятельность которых приобрела глобальный характер.

Но «человек в своих антропологических, социальных, исторических гранях - существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в стремлении превозмочь собственную природу. Так и создание человека - ноосфера есть и еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность, и вместе с тем высший идеал такого становления».

С появлением человека как Homo sapiens faber, по Бергсону, возникла возможность разумного управления ходом эволюции в направлении ко все большей целостности. Чтобы стать полноценной личностью ему необходимо стать «существом социально автотрофным», главным интегрирующим качеством в котором будет выступать творческое самосозидание. Вместе с тем возникла реальная угроза самоубийства человечества, а с ним и жизни вообще. По словам К. Ясперса, с созданием атомной бомбы конец света стал вполне реальным. Это налагает на него огромную ответственность, поскольку делает его непосредственным участником процессов космического уровня.

Такого рода идеи близки всей активно-эволюционной космической мысли XX века: и B.C. Соловьеву, и Н.А. Бердяеву, и К.Э Циолковскому. Признавая ответственность человека как существа разумного, они провозглашают идею космичности всех явлений и общества в целом. Поскольку человек не может в земных условиях обрести абсолют, то этот идеал выводится за пределы обыденного существования. Им признается Бог или преображенный человек, поднявшийся до богочеловеческого единства.

Достижение такого идеала возможно лишь на пути обретения более высокого онтологического статуса. Так, К.Э. Циолковский считает выход человека в космос неизбежным. Это сильнее всего сближает его с Н.Ф. Федоровым.

Однако в отличие от Федорова, он свою точку зрения обосновывает с материалистических позиций.

В представлениях «калужского мечтателя» жизнь в космосе существует в самых разнообразных формах и на различных ступенях развития. Вселенная является единым материальным телом, по которому беспрестанно перемещаются атомы. Эти атомы и есть «первобытные граждане» или примитивные «я». Здесь мы сталкиваемся в построениях мыслителя с «панпсихизмом». Настоящая, блаженная жизнь этих частиц, по Циолковскому, начинается в мозгу высших существ космоса. Гарантией достижения совершенства для мозговых атомов становится уничтожение низших форм жизни в пределах Вселенной.

Таким образом, целостная личность, по Циолковскому, возникнет в ходе эволюции, образовав некое единое «могущественное существо под управлением своего «президента». Главным интегрирующим качеством такой личности будет стремление к большему совершенству в масштабах космоса.

Подобная нечувствительность к проблеме конкретной личности, самоценности ее жизни и свободе резко противопоставляет К.Э. Циолковского религиозным космистам. Для Соловьева, Бердяева, Федорова человек - это отправная точка и центр развития космоса. Такое приложение теории «разумного эгоизма» Циолковским к этической стороне его космической утопии основано на признании неуничтожимости жизни в Универсуме и о безграничных возможностях ее трансформации. Однако идея уничтожения низших форм жизни ради достижения призрачных идеалов совершенства является весьма сомнительной. В истории было немало примеров тому, когда провозглашение избранным одного народа или его небольшой части приводило к тотальным репрессиям против всех.

Итак, подведем краткие итоги.

1. Тема человека и личности нашла свое отражение в творчестве известных русских философов-космистов «серебряного века». Общей родовой чертой этого направления в философии является признание необходимости дальнейшего развития человека ко все большей целостности. Утверждается несовершенство и «переходность» современной природы человека, находящейся в глубоком кризисе в результате грехопадения. Вместе с тем провозглашается его огромная роль преобразователя всего мироздания. В религиозной ветви русского космизма (Соловьев, Бердяев, Федоров) торжествует идея творческой сущности человека, в которой заключается главное его призвание. Возникает новый взгляд на личность не только как сознательного субъекта исторического процесса, но и как эволюционирующее, вселенское и универсальное, творчески себя превосходящее существо.

2. Эволюция трактуется как восхождение от низших форм жизни к высшим, духовным. Это осуществимо через увеличение в ней разума и сознательное и активное участие в этом процессе. Выдвигается положение о неизбежности перехода всего человечества на новый этап развития (ноосферы - у Вернадского, Царства Божьего - у религиозных мыслителей).

3. Деятельностным субъектом планетарного и вселенского преобразования выступает не отдельный индивид, а все человечество в совокупности всех поколений, как единый сознательный живой организм. Отсюда важнейшим пунктом активно-эволюционной мысли становится имморталистский (жизнеутверждающий) и воскресительный персонализм.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители
Эпоха просвещения и формирование философии «морального чувства»
Монархические идеи в России во второй половине XVII - первой трети XIX веков.
О русской идее в прошлом и настоящем
Рыночный фундаментализм и экологическая ситуация
Вернуться к списку публикаций