2009-07-09 19:30:18
ГлавнаяФилософия — Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева



Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева


Гуманистические аспекты учения об объективации

В числе тех, кто повлиял на творчество Бердяева, были Ф.В.И. Шеллинг и А. Шопенгауэр. В творчестве этих мыслителей понятие объективации имеет существенное значение. В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг пишет: «Это объективное, которое действует посредством меня, должно быть все-таки Я. Однако, Я - только сознательное, то, другое, напротив, - бессознательное. Значит, бессознательное в моем действовании тождественно сознательному. Однако, в самом свободном действовании это тождество выявлено быть не может ибо оно снимает себя именно ради свободного действования (т.е. объективации того объективного). Следовательно, это тождество должно быть выявлено вне этой объективации».

Итак, объективация объективного есть снятие тождества в процессе свободного действования субъекта. Это свободное действование субъекта, происходящее в результате созерцания субъектом объективного и выражающееся в акте интеллектуальной интуиции, исторически неизбежно и, в конечном итоге, направлено на восстановление изначального тождества, что находит выражение в деятельности художественного гения, и процесс этот имеет, скорее, эстетическое содержание.

Но почему происходит снятие тождества и чем обусловлено свободное действие субъекта, иными словами, что же детерминирует вышеописанный процесс? Шеллинг утверждал, что рационального ответа на этот вопрос дать нельзя, это непостижимая тайна, коренящаяся в изначальной свободе воли. При этом Шеллинг обращался к мистике Я. Бёме, различая в Боге - Ungrund - «безосновность», «бездну», «темную природу», из которой и проявляется иррациональная, бессознательная, свободная воля. Свобода, таким образом, детерминирует все в универсуме и бытие Абсолюта (Бога) в том числе. Эта свободная бессознательная воля предопределяет грехопадение - таинственное, раздвоение Абсолюта, нарушение изначального тождества, проявляющееся в истории природного мира. Объективация есть нарушение тождества, которое постепенно преодолевается в эволюции природы, и высшее выражение эволюции - порождение сознания субъекта «Я», сознающим себя должным актуализировать в бытии собственную практическую волю - нравственно-эстетическое действие, имеющее целью самое себя, что и происходит в искусстве. Именно эстетическое есть воплощение принципа совершенного единства, нарушенного изначально бессознательной волей, и это тоже объективация, но уже иного рода, как освобождение от субъективного, а, значит, и от относительного.

Шеллинг не говорит об объективации как непосредственном и наиболее существенном проявлении греха. Наиболее существенное проявление греха - раздвоение Абсолюта и нарушение тем самым изначального тождества. Сфера объективированного скорее означает реальное: реально-вещное, реально-объектное, чем греховнее, и посему подлежащее исправлению: «Ибо именно та изначальная основа гармонии между субъективным и объективным, которая в своем изначальном тождестве могла быть дана лишь посредством интеллектуального созерцания, полностью выводится в произведении искусства из субъективного и становится совершенно объективной».

Или ещё один пассаж: «Луциан... И сами по себе вечные вещи так же проникают в объективное и временное познание, в котором они определяются временем, только посредством того, что бесконечное мышление становится самому себе объектом в конечном. Бруно. Однако эта объективация бесконечного мышления и есть именно то, что мы только что назвали единством конечного и бесконечного? Луциан. Необходимо, ибо то, что мы полагаем в конечное познание или в вещи, и то, что мы полагаем в бесконечное понятие познания, - одно и то же, лишь рассмотренное с разных сторон, в одном случае объективно другом - субъективно. Бруно. На этом одновременно субъективном и объективном, бесконечном и конечном бытии основано Я. Луциан. Разумеется.».

Таким образом, у Шеллинга объективация означает, с одной стороны, процесс превращения в объекты, овеществления, сопровождающий нарушение принципа изначального тождества: «...объективное осуществляется только посредством снятия тождества и посредством разделения, которое бесконечно. Это объективное может быть объяснимо только исходя из того, что оно есть нечто изначально положенное в гармонии, которая разделяется в свободном действовании для являемости». С другой стороны, объективация есть процесс обратный овеществлению, процесс обретения подлинного состояния тождества водящим субъектом в результате интеллектуальной интуиции и означает следующее: «Я, осуществляя деятельность,...должно начинать сознательно (субъективно) и кончать бессознательно, или объективно; Я сознательно в своем продуцировании и бессознательно по отношению к продукту». Следовательно, объективация - это и разделение тождества на объекты, и восстановление тождества деятельностью «Я»; объективация - синоним реального, а не греховного, и означает превращение в объективное.

У Шопенгауэра объективация - это всеобщий принцип бытия, результат действия метафизической воли как вещи-в-себе, «которая как таковая никогда не бывает объектом (потому что всякий объект есть лишь её проявление, а уже не она сама)». «Множественность вещей в пространстве и времени, составляющих вместе объективность воли, не распространяется потому на «неё самое». Существующие ступени объективации воли от наиболее общих, примитивных проявлений природного мира до деятельности человека. Преодоление объективации для Шопенгауэра совершенно не актуально. Суть его основной работы «Мир как воля и представление» такова: мир - есть объект, то есть созерцание того, кто созерцает. Преодоление объективации означаю бы таким образом, утерю непосредственного ощущения бытия.

Идеи Шеллинга и Шопенгауэра об объективации, безусловно, имели значение для Бердяева, однако воспринял он их совершенно своеобразно.

Следует упомянуть и о разработке проблемы объективации Н. Гартманом. В работе «Дух и реальность» Бердяев писал о своем отношении к раскрытию понятий объективного и объективированного Н. Гартманом, и вряд ли можно сказать, что мысли Н. Гартмана оказали существенное влияние на русского мыслителя. (Отношение Бердяева к Н. Гартману и его идеям об объективации рассматривается в данной главе). Бердяев и Н. Гартман - современники, бердяевская концепция объективации складывалась независимо от гартмановской, но мыслям Н. Гартмана он отдает должное, в целом соглашаясь с его постановкой вопроса о соотношении живого и объективированного духа в жизни человека и истории. Работа «Дух и реальность» содержит добавления в связи с учением Н. Гартмана об объективном и объективированном духе. Н. Гартман делает различие не только между объективным и объективированным, но и между объективацией (активным действием) и превращением в объект (пассивным состоянием). Бердяев добавляет: «Я бы сказал, что самая объективация духа есть активность субъективного духа и вызывается отношением личного духа к разорванному состоянию мира, необходимостью установить сообщение с другим, ему чуждым». Бердяев не мыслит формально и отвлеченно. Это добавление - пример того, как русский философ рассматривает философские проблемы и категории в антропологическом и социально-этическом контексте.

Проблема объективации также созвучна вопросу об отчуждении в творчестве К. Маркса.

В работе «Мое философское миросозерцание» Н.А. Бердяев заявляет о своем радикальном антропоцентризме, и учение об объективации отражает важный аспект его размышления о человеке: «В центре моего философского творчества находится проблема человека. Поставить проблему человека - это значит, в то же время, поставить проблему свободы, творчества, личности духа и истории». Однако и проблема человека, и проблема свободы, творчества, истории и т.д. рассматриваются Бердяевым сквозь призму проблемы объективации, которую он считал основной для себя. В этом нет противоречия, ибо объективация характеризует определенное состояние человека и его соотнесенность со свободой, творчеством, историей. «Объективной реальности не существует, это лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир, это лишь состояние подлинного реального мира, которое может быть изменено. Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность». Мир явлений есть порождение объективации. Объективация же совершается субъектом и обозначает его направленность и его состояние. Нет ничего ошибочнее смешения объективации с реальностью..»Объективное» наименее реально, наименее экзистенциально». «Объект меняется, зависит от состояния субъекта, от соотношения феноменального и нуменального в человеке, поверхностного и глубинного».

Объективация, таким образом, означает отчужденность человека от подлинного существования, его неполноценность и удаленность от Истины. Бердяевский антропоцентризм - это размышления именно о фактической не подлинности, пораженности грехом человеческого существования и о потенциальных, человеческих, прежде всего, возможностях преодоления этого состояния объективированности субъекта и мира.

Подобное мировоззрение Бердяев называет «идеализмом свободы», специально оговариваясь, что полагание первичности субъекта над объектом в его философии не следует считать субъективным идеализмом». Для Бердяева эта проблема не столько гносеологическая, сколько онтологическая (хотя Бердяев избегал называть себя онтологом, считая, что бытие есть понятие, а не существование, и реальность бытия есть реальность предиката). Объективация есть признак этого феноменального мира. Она означает определенный принцип человеческого бытия-в-мире и определенный поворот исторической судьбы. «Объективация для меня совсем не означает то, что я познаю предмет познания, а известного рода соотношение в экзистенциальной сфере», в сфере свободных творческих субъектов, в контексте примордиальной свободы. «Перво-жизнь есть творческий акт, свобода, носительницей перво-жизни является личность, субъект, дух, а не «природа», не объект. Объективность есть порабощение духа, есть порождение разорванности, разобщенности и вражды субъектов, личностей, духов-существ». Такое состояние отражает временную невозможность воспользоваться индивидуальной свободой.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26                        




Интересное:


Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева
Учение М.М. Бахтина о «диалогичности мышления» и «ответственной личности» как альтернатива партийно-классовому подходу
Складывание теории русского самодержавия во второй трети XIX - начале XX веков.
Философия всеединства Вл. Соловьева как открытая система
Динамика базовых структур социума и процесс глобализации
Вернуться к списку публикаций