2009-07-09 19:30:18
ГлавнаяФилософия — Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева



Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева


Заключение

Бердяев называл себя верующим человеком. Вся его критика исторического христианства объясняется только одним - искренним желанием исправить «ошибку» христианства, привести церковные каноны в соответствии с изначальной чистотой, до испытания их объективацией. Можно сказать и по-другому, творчество Бердяева, как и творчество других русских мыслителей начала 20 века, отражало попытку модернизировать христианство таким образом, чтобы оно вобрало в себя многие гуманистические идеи. Это, по мнению Бердяева, возможно лишь экспрессивно, на основании личного экзистенциального опыта.

На этой основе Бердяев стремился перейти от исторического христианства к христианству эсхатологическому, «обращенному к свету грядущему». «К свету грядущему», значит, к грядущей эпохе свободного духовного творчества благодатью просветленных личностей сокровенно, интуитивно постигающих Божественную драму и дерзающих дать творческий ответ на зов Божьей любви. Переход к эсхатологическому христианству означает признание того, что Бог человечен и Человек является Его Другим. В свете этой изначальной истины необходимо по-новому взглянуть на мир и человека, вернее, на мир человека, в котором находится и который объемлет Бог. Следует сказать, что эсхатология к гуманизму никакого отношения не имеет, но, возможно, то, что Бердяев так часто обращается к теме мировой эсхатологии, объясняется трагизмом отечественной истории начала XX века.

Философские доктрины часто переживают в истории драматическую судьбу. Декларация тех или иных положений до неузнаваемости искажается тогда, когда их пытаются претворить в жизнь. Причем, происходит это как бы помимо воли людей. Не удалось избежать такой участи и христианству. В историческом христианстве Дух оказался подчинен Кесарю. Христианская церковь оказалась консервативной структурой, сковавшей творчество человека жесткими регламентациями и мелочной опекой. Историческое христианство носит ярко выраженный репрессивный характер и в целом не было рассчитано на людей с высокими духовными притязаниями, но ориентировано на средний уровень. В христианстве также был ослаблен профетический элемент. Такое христианство унижало и искажало облик человека, проведя скорее к атеизму, чем к вере.

Искажению подвергся и гуманизм. Предельными полюсами этого искажения, по мнению Бердяева, явились ницшеанство и марксизм.

Искажения христианства и гуманизма Бердяев пытался преодолеть своей экзистенциально-гуманистической антропологией, являющейся по сути попыткой обновления христианства и обогащение наших представлений о человеке. Утверждение свободы, нравственного достоинства, величин и абсолютной значимости творчества человека - вот основные положения философии Бердяева. Эти же идеалы должно будет утвердить и христианское возрождение, о наступлении которого Бердяев страстно пророчествовал.

Христианское возрождение должно отвергнуть религию «мира», религию послушания и несения бремени последствий греха, а, значит, и объективации, и утвердить в «мире» религию мистической любви как новой, творческой и благодатной жизни в Духе. При этом очевидно, что христианское возрождение должно быть связано с мистическими исканиями и прозрениями, символизирующими освобождение человеческого духа из-под власти церковного официоза. По мнению Бердяева, именно в мистике наиболее полно раскрывается экзистенциальная основа человеческого творчества.

Две церковные традиции - церковь Петра и церковь Иоанна диалектически взаимосвязаны. Историческую церковь Петра, находящуюся в плену объективации, можно воспринимать как диалектический момент приобщения к вечной Божественной благодатной любви. Это приобщение возможно, только если будет совершаться мистерия свободного духовного творчества человека. Однако, историческая диалектика творческого приобщения не имеет характера объективной диалектики Гегеля. Это экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, раскрывающаяся в благодатной любви и в творческих исканиях свободного человеческого духа.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26                        




Интересное:


Религия и экологическая этика
Философская антропология Томаса Манна
Монархические идеи Л.А. Тихомирова
Обоснование морали в британской философии «морального чувства» как объект критической философии И. Канта
Конвергенция природных и человеческих ценностей как аксиологическое ядро экологической этики
Вернуться к списку публикаций