2009-07-09 19:30:18
ГлавнаяФилософия — Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева



Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева


Альберт Швейцер всю свою жизнь посвятил служению тем идеалам, которые проповедовал. Его жизнь была подлинным подвижничеством, бескорыстным служением людям. Он выступал за конкретную этику, любовь к ближнему безо всякой высокопарности. В век всемирных катастроф, кровавых революций и опустошительных войн А.Швейцер внушал людям «благоговение перед жизнью», означающей деятельную любовь, имеющей основание в самой человеческой личности; во внутреннем мире человека содержатся ростки гуманности. «Благоговение перед жизнью» есть трепетное отношение к жизни как к высшей ценности, чему-то священному во всех се проявлениях. «Гуманность побуждает нас в малых и больших делах прислушаться к голосу сердца и следовать его велениям. Мы охотно делали бы лишь то, что видится хорошим и исполнимым нашему здравому смыслу. Но веления сердца выше советов рассудка. Оно требует от нас следовать глубочайшим движениям нашей духовной сущности». Первичность человеческой жизни есть экзистенциальное переживание жизни. Здесь нет места религиозно-догманическому пониманию жизненных приоритетов и нравственности. Человек обладает волей к жизни, но воля Швейцером понимается как гуманистическое устремление к жизни, к служению людям, к деланию добра и осознание человеком своей ответственности за все живое на земле. Свободное созидание гуманистического отношения к жизни в эпоху, когда, казалось бы, для этого не много предпосылок, несомненно, есть то, что возносит человека на громадную высоту и может явиться основой нравственного оздоровления человечества. Швейцер полагал, что подлинным и единственным критерием развития общества и его культуры является степень гуманности, реально присутствующая в жизни и утверждающей ценность добра и уникальность личностного достоинства. Судьба человечества в руках самого человечества, и люди могут противопоставить гуманизм дегуманизации. «Отныне задача каждого из нас достичь совершенной доброты, прийти к согласию со своей сущностью. Доброта должна стать действенной силой истории и провозгласить начало века гуманности.».

Опубликованный в 1933г. «Гуманистический манифест I» утверждал здравый смысл как основу мировоззрения личности. Здравый смысл подразумевал отказ от сверхъестественного как причины и основы жизни, в политической сфере провозглашались принципы демократии и плюрализма, уважения к личности и ее правам. «Гуманистический манифест II» ( 1973г.) появился во время противостояния двух социально-политических систем, когда еще были свежи воспоминания о преступлениях фашизма, колониализма, расизма. Этот документ осуждал тоталитаризм, культивирование любых социальных антагонизмов, он содержал страстный призыв к опоре на общечеловеческие ценности. «Центральной гуманистической ценностью было признано достоинство личности, свобода которой согласована с ответственностью перед обществом. Кроме того, манифест отстаивал ценности демократии, мира, международной безопасности и сотрудничества». Другие важные документы гуманизма XX века: «Декларация светского гуманизма» (1980г.) и «Декларация взаимной зависимости» (1988г.) являются еще и дополнением, опирающимся на осмысление новых исторических реалий конца XX века, знаменитой Всеобщей декларации прав человека. Гуманизм обнаруживает завидный исторический динамизм. Гуманизм оказался доктриной, в рамках которой возможно во имя и во благо свободы человека осмыслить любые исторические реальности, без которой сегодня вряд ли мыслят свое существование даже убежденные критики гуманизма.

Гуманизм освободил, а не унизил человека, низвергнув его с божественной высоты. Можно возразить: гуманизм освободил греховного человека, порочного и заблуждающегося. Но гуманизм освободил и возвеличил в мире, прежде всего, человека, а грех может преодолеть только свободный и ответственный человек. Гуманизм раскрывает и раскрепощает творческие потенции человека. Это необходимое условие для развития, для плодотворной жизни человека; все в конечном итоге зависит от человека.

Свою работу «Смысл и толкование изобразительного искусства» Э. Панофски начинает с описания такой истории: «За девять дней до смерти Иммануила Канта посетил врач. Старый, больной и почти полностью ослепший философ поднялся с кресла и, стоя на дрожащих от слабости ногах, невнятно пробормотал несколько слов. Наконец его верный товарищ догадался, что Кант не хочет садиться до тех пор, пока не усядется посетитель. Врач сел, и только тогда Кант позволил вновь усадить себя в кресло и, собрав остатки сил произнес: «Das Gefuhe fur Humanitat hat mich noch nicht verlassen» - «Чувство гуманности ещё не покинуло меня». Вот это духовное величие свободной личности перед лицом болезни и смерти, перед зияющей бездной «ничто» проповедует гуманизм... «Осознание человеком своей собственной человечности, её ресурсов и возможностей - это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма... Человечность - неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобразовании и борьбе в личности того и другого». И эта проповедь веры в духовное величие личности преисполнена любовью к образу и подобию Божьему, венцу творения - Человеку. Именно такой взгляд на человека и утверждает Н.А. Бердяев в своей философии. Это дает нам основание говорить о сущностной гуманистичности философии Бердяева. Его критика гуманизма - есть критика во имя гуманизма. Экзистенциальная диалектика гуманизма в творчестве Бердяева во всей полноте. Бердяев сердцем переживает трагизм человеческой судьбы. Он полагает, что человек в царственном величии своем может восстать и выйти из любого исторического тупика «по пути обретения новой цельности, свободы и творчества», опираясь на вечное экзистенциальное в себе. Гуманизм, а, значит, и достоинство человека могут быть возрождены лишь из религиозной глубины. По мнению Бердяева, сущность всей жизненной диалектики гуманизма в утверждении того, что человек является личностью «только в том случае, если он есть Свободный дух, отображающий Высшее Бытие философски. Эта точка зрения должна быть названа персонализмом».

В чем же сущность персонализма, в чем его гуманистический потенциал?

В работе «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» Бердяев писал: «Смысл социального уравнения... должен заключаться в выявлении личного неравенства людей, качественного различения, не по положению, а по существу. Так прихожу я к антиерархическому персонализму. Личность не может быть частью какого-либо иерархического целого, она есть микрокосм в потенциальном состоянии» Бердяев ещё и ещё раз подчеркивает всю относительность и условность социальных установлений. Подлинная жизнь, подлинная реальность - в глубинах человеческого духа, в экзистенциальной сфере трансцедентального человека, в Божественном Логосе. Персонализм Бердяева как раз и направлен на выявление и актуализацию человеческой экзистенциальности. Личность безусловно первична по отношению к любой исторической реальности. По существу, выше личности может быть лишь Бог, но в творчестве личность потенциально становится равновеликой Богу. «Личность первичнее бытия. Это есть основа персонализма». Личность признается микрокосмом, личность есть целый универсум и универсум - часть личности. Бердяев утверждает личность как категорию онтологическую, как со-творца со-работника Богу. В человеке, как личности, должен родиться Бог, как ответ на рождение в Боге Человека. «Он (подлинный персонализм) не может признать личностью целость, коллективное единство, в котором нет экзистенционального центра, нет чувствилища к радости и страданию, нет личной судьбы. Вне личности нет в мире абсолютного единства и тоталитарности, которым личность была бы подчинена, вне личности все частично, частичен и самый мир». Словом, человек - личность, это подлинный венец творения, но человек сотворен личностью лишь потенциально, но в творчестве своем человек актуально должен стать личностью. Стать личностью означает интуитивно обнаружить, почувствовать в глубинах собственного духа экзистенциальный центр и проявить экзистенциальность во вне. Проявление экзистенциальности возможно не только в творчестве, но, прежде всего в определении должного отношения к миру, как условия благого творчества.

Горделивое обособление безусловно пагубно, человек должен быть открыл миру и стремится видеть в других индивидуальные проявления экзистенциальности. «Личность предполагает выход из себя к другому и другим, она не имеет воздуха и задыхается, оставаясь замкнутой в себе. Персонализм может быть лишь коммюнотарным». Необходимо творческое взаимодействие экзистенций как непременное условие лого, чтобы человек предстал пред Богом как Личность и Co-творец. Можно сказать, что со-творчество с другими экзистенциями есть условие сотворчества Личности с Богом.

В мире в абсолютном смысле возможно лишь одно равенство - равенство всех людей перед Богом. Социальное равенство в сущности означает власть ложных идей над человеком и ограничение его свободы. Так говорит человек, для которого духовная сфера, точнее сказать - сфера внутренней жизни, является наиболее значимой. С точки зрения религиозной, социальная сфера - вторична, в Евангелии говорится об отдании Богу богово, а Кесарю кесарево, люди должны быть равны перед Богом именно в духовном, а не в социальном смысле. С этой точки зрения идеал социального равенства действительно вторичен и отвлекает людей от внутренней духовности - главного условия преодоления греха. Но нужно разобраться в сущности идеи социального равенства. Появление и теоретическое осмысление этой идеи есть результат долгой и упорной борьбы человека за свободу и справедливость. Социальное равенство мыслилось как естественное проявление высшей справедливости - когда не сила и угнетение властвуют в мире, а честь и достоинство каждого надежно соблюдены и защищены. Социальное равенство - понятие обширное и подразумевает равенство политическое, экономическое, юридическое, культурное. Не будем вдаваться во все слагаемые социального равенства. Абсолютизация этой идеи неизбежно приводил к угнетению прежде всего творческого и активного меньшинства, к власти посредственности. Такое равенство может означать нескончаемую череду приговоров новым и новым Сократам. удушение всего яркого и оригинального. В конце концов идеал уравнительного и враждебного индивидуальности равенства утверждался многими мыслителями-утопистами, например, в знаменитых трудах «Утопия» Т. Мора и «Город солнца» Т. Кампанеллы. Но параллельно, с развитием в Европе утопических идей, формировалась и либеральная традиция, где социальное равенство было осмыслено как равенство прежде всего перед законом.

Наиболее приемлемую для регулирования социальных отношений доктрину Бердяев называет персонализмом и именно в контексте персонализма русский философ размышляет о наиболее важных социальных проблемах.

В персонализме раскрывается гуманистический потенциал экзистенциальной философии Бердяева, и персонализм как раз и можно считать диалектическим преодолением ограниченности гуманизма Нового времени. Персонализм подразумевает идею абсолютной значимости человеческой личности, значимость эта неизмеримо выше государства и общества. Персонализм подразумевает «примат свободы над равенством», но свобода не есть отчуждение личностей друг от друга. Свобода - условие реализации творческих потенций личностей как в историческом времени, в обществе, так и в вечности.

Персонализм Бердяева имеет и экономические аспекты. «Персонализм не допускает превращения личности в вещь и товар», тем самым выступая против дегуманизации общества, против подчинения личности, бездушным, взывающим к низменным эгоистическим инстинктам наживы и потребления, экономическим законам капитализма. Правда, следует оговориться, что критика капитализма имела скорее не социально- политическое, а эмоционально-нравственное обоснование. «В основе лучшего персоналистического общества лежит не идея гражданина и не идея производителя, не идея политическая или экономическая, а духовная идея целостности человека, личности».

В сфере административно-территориального устройства «персонализм требует... децентрализации и федерализма».

В своем персонализме Бердяев стремится учесть положительное в социализме (прежде всего, что касается идей социальной справедливости) и, при всем неприятии буржуазности, предполагает использовать и разумные элементы, целесообразность которых подтверждена временем, присущие капитализму: «Персонализму наиболее благоприятна плюралистическая система хозяйства, то есть соединение экономики национализированной, экономики социализированной и экономики личной, поскольку она не допускает капитализации и эксплуатации».

По сути, персонализм Бердяева предстает перед нами как своеобразный синтез, конвергенция положительных черт различных моделей социально-политических систем с конвергенция положительных черт различных моделей социально-политических систем с ярко выраженной этической гуманистической направленностью и с одной главной целью - создать благоприятные условия для реализации предмирных и трансцендентальных творческих предназначений личности. Но следует отметить и определенную двойственность бердяевской философии. Бердяев стремится утвердить абсолютное величие человека не только в земной истории, но и в небесной истории, однако подлинный абсолют - это Бог, и Бердяев отнюдь не стремится уманить его величие и силу. Русский философ соотносит божественное и человеческое, объясняя это. так сказать, взаимной заинтересованностью: Бог нуждается в человеке, чтобы с его помощью разрешить некую драму божественной жизни, но и человек нуждается в Боге, как в силе, дающей жизнь и утоляющей духовную жажду. Однако само но себе полагание того, что Бог нуждается в человеке, что Бог тоскует и страдает о человеке, не только подразумевают пересмотр традиционных представлений о Боге как Абсолюте, но, и это прежде всего важно для нашей темы, радикально возвеличивает человека до уровня по сути сопоставимого с божественным, являясь главной предпосылкой гуманизма Бердяева.

Подобная философия радикально утверждает величие и достоинство каждой личности. Философия Н.А. Бердяева находится в числе тех творений человеческого духа, которые освобождали и раскрывали перед людьми новые просторы, вдохновляя на самое смелое творчество.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26                        




Интересное:


Рыночный фундаментализм и экологическая ситуация
О русской идее в прошлом и настоящем
Общетеоретические и методологические основы философской антропологии И.А. Ильина
Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории)
Гносеологические и онтологические основания философии Н.А. Бердяева и их специфика
Вернуться к списку публикаций