2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители



Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители


Содержание

  1. Введение
  2. Место немецкой классической философии в истории философской мысли
  3. "Коперниканский переворот" Канта
  4. Человек как «гражданин двух миров»
  5. Природа и свобода
  6. Теоретический и практический разум
  7. Деятельно-творческая основа бытия в философии Й. Г. Фихте
  8. Субъективная диалектика
  9. Философия тождества Ф. В. Й. Шеллинга
  10. Г.В.Ф. Гегель, его философская система и метод
    1. Человек как субъект духовной деятельности, который создает мир культуры
    2. Гегель о закономерностях становления сущности человека
    3. Тождественность бытия и мышления
    4. Диалектика Гегеля
  11. Антропологический материализм Л. Фейербаха
    1. Человек как природное, чувственно-телесное существо
    2. Чувственность и разум
    3. Общение и существование человеческой сущности
    4. Любовь как основа общения, универсальность человека, Л. Фейербах и кризис классической философии
  12. Проникновение идей немецкой классической философии в Украину (П.Лодий, И.Шад, Д.Велланский (Кавунник) и др.)
  13. Заключение
  14. Литература

Заключение

Немецкая философия конца XVIII - первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени - вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоевание - разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок находился в процессе становления. Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми.

Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило политическую дряблость немецкой буржуазии. И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства.

Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой философии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, признанными наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные ученики берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С не меньшим основанием данное определение может быть, распространено на других представителей классической немецкой философии.

Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли влиятельные философские школы неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.


Литература

1. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

2. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

3. Кант И. Пролегомены. М., 1934.

4. Кант И. Соч. в 6 т., Т. П. С.

5. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч.1,2,3. М., Л., 1929

6. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937

7. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

9. Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956

10. Фейербах Л. Избр.филос. произведения: В 2-т Т. 1.,2. М., 1955.

11. Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ., 1998

12. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1995.

13. Солонин Ю.Н. Декарт: образ философа в образе эпохи//Фишер К. Декарт. СПб., 1994.

14. Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней, С-Петербург, 1997г.

15. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 века, Москва, 1989г.

16. Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991г.

17. Каменский З.А.Философские идеи русского просвещения. М., 1971



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Н. А. Бердяев о нации, национальном сознании и государстве
Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители
Основные идеи философии всеединства Вл. Соловьёва
Рыночный фундаментализм и экологическая ситуация
Проблема свободы и ответственности современной целостной личности
Вернуться к списку публикаций