2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Методологическая функция философии в научном познании



Методологическая функция философии в научном познании


Заключение

Методологическая проблематика, возникающая в ходе развития специально-научного познания, требует для своего изучения и разрешения не только тех средств, которыми располагают сами эти науки, но, прежде всего, средств, которые вырабатываются философией и науковедением.

Методология отнюдь не сводится к сумме рецептов для желающих делать научные открытия: она может ориентировать содержательное научное исследование, но никоим образом не может его подменить. Поэтому она не может выступать в виде некоей алгоритмически оформленной технологии научного мышления. Расширяя диапазон средств и методов, доступных научному познанию, методология усиливает его возможности и вместе с тем вскрывает всю сложность, неоднозначность, многообразие путей подлинно творческого научного мышления.

Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.


Литература

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1999. - 576 с.

2. Философская энциклопедия. В 5-и Т. Гл. ред. Ф.В.Константинов. - М.: Советская Энциклопедия, 1960-1970.

3. Проблемы методологии науки. - Новосибирск: Наука, 1985.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: "Прогресс-Традиция", 2000. - 744 с.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. Гносеологический анализ. - М.: Высш. школа, 1985. - 228 с.

6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 390 с.

7. Общественное сознание и его формы. Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М.: 1986. - 367 с.

8. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 296 с.

9. Структура и развитие науки. (Из Бостонских исследований по философии науки). Сборник переводов. – М.: Прогресс, 1978. – 486с.

10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 699с.

11. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. – 300с.

12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986. – 543с.

13. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1983. – 606с.

14. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. – М.: Политиздат, 1983. – 320с.

15. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1974. – 269с.

16. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. – М.: Наука, 1975. – 230с.

17. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

18. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1977.

19. Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996.

20. Цехмистро И.З. Диалектика множественного и единого. - М.: Мысль, 1972. - 275 с.

21. Концепция целостности. Критика буржуазной методологии науки. - Харьков, 1987.

22. Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1983. - 559 с.

23. Вригт фон Г.Х. Логико-философские исследования. - М., 1986.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Природа ценности и ценность природы
Традиции школы всеединства в России
«Целостная личность» и «органический социум» как взаимосвязанные социально-философские категории
Ценности капитализма и процесс глобализации
Мифы русской идеи
Вернуться к списку публикаций