2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Методологическая функция философии в научном познании



Методологическая функция философии в научном познании


Взаимодействие наук

В процессе развития науки происходит всё более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливается «онаучивание» практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение её социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочнение аксиологической (ценностной) суверенности науки.

Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по различным направлениям. Одно из них – это использование одной наукой данных полученных другими науками.

Один из важных путей взаимодействия наук – это взаимообмен методами и приёмами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественного различных явлений реальной действительности.

Какую же роль играет философия во взаимодействии и развитии наук?

В науке всегда существовали, но с особенной силой проявляются сейчас, две противоположные тенденции: специализации и унификации. Науки разрослись и усложнились настолько, что вполне овладеть можно, казалось бы, только ничтожным участком обширного поля науки. Говоря о специализации возникает идея о необходимости организации которая бы как-то согласовывала и увязывала независимую друг от друга работу специалистов.

Но кроме дробления наук на все более и более узкие "ручейки", за последнее столетие возникли науки промежуточные, связывающие науки, раньше всегда отграниченные друг от друга. Бывает и так, что одна наука, работая своими методами, подрывает привычные представления другой науки, работающей тоже своими методами.

Наука не развивается монотонно и структуру имеет не одноэтажную, а многоэтажную. Главная масса научной работы проходит в пределах одного этажа: это работа ценная, эффективная, но проводится она на прочном основании, разработанными уже методами и поэтому доступна планированию; философия здесь нужна лишь для некоторого общего развития, а творческая философская работа отсутствует. Но накапливаются противоречия, заходят в тупики, возникает необходимость пробираться в следующий этаж. Чем многочисленнее тупики, чем труднее пробиваться в следующий этаж, тем радикальнее и глубже оказывается ломка привычных понятий.

Передовые умы начинают понимать, что то, что казалось вечной, абсолютной истиной, не является таковой: требуется основательная философская работа. Поэтому самые крупные научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой привычных философских систем. Но в течение долгого периода истории человечества такие умственные революции приводили к тому, что одну систему "абсолютных" истин сменяла другая система с той же претензией на абсолютность. Конечно, были скептические направления, отрицавшие абсолютные истины, но они большого значения в творческом развитии науки не играли, хотя бесспорно играли роль стимула к пересмотру старых систем.

В противоположность старому пониманию: развитие наук путем постепенного накопления окончательно доказанных истин, новое понимание предполагает перестройку здания науки при каждом новом крупном преобразовании. При этом очень часто мы возвращаемся на повышенном основании к тем положениям, которые были отвергнуты на предыдущем этапе развития науки. Эмиссионная теория света Ньютона была отвергнута волновой теорией и возродилась совсем в иной форме в квантовой теории. При этом диалектика заключается не только в смене воззрений, но и в синтезе воззрений. Современные теории примиряют как будто непримиримые понятия частицы и волны и это примирение получает блестящее практическое применение в электронном микроскопе.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Эмпириомонизм как философское основание тектологии А.А. Богданова
Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева
Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории)
Социальный гуманизм Томаса Манна: взаимосвязь культуры, политики и гуманизма
Традиции школы всеединства в России
Вернуться к списку публикаций