2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии



Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии


Постановка проблемы практики в марксистской философии, в других философских доктринах

Практика – это чувственно-предметная форма жизнедеятельности общественно развитого человека, имеющая своим содержанием освоение природных или социальных сил и выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире. В широком смысле практика выступает как основа познания и всей жизни человеческого общества. Определенность практики как формы деятельности раскрывается в единстве с противоположной формой деятельности – теорией. Будучи целесообразной деятельностью, практика выступает как целостная система операций и раскрывает свое существо в следующих моментах: цель, сама целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практичной деятельности.

Отправным пунктом марксистского учения о человеке является практика, под которой понимается совместная деятельность людей, совокупность всех форм деятельности человека как социального существа. Подчеркивая предметно-деятельную природу человека и человеческий характер самой практики и всей системы общественных отношений, марксизм рассматривает эти отношения как отношения между индивидами.

Концепция деятельности и ее форм, развиваемая Марксом и Энгельсом в классических произведениях, кристаллизовалась по мере становления их экономической, социологической и философской теории. По мере включения их в рабочее движение. Изменение оценки практики, ее существа и роли является предпосылкой и условием того революционного переворота в философии, который был совершен Марксом и Энгельсом. Формулирование диалектико-материалистической концепции практики, начатое ими еще в ранних работах, было завершено в «немецкой идеологии», «Тезисах о Фейербахе» и «Манифесте Коммунистической партии». В «Тезисах о Фейербахе» Маркс определил практику как «человеческую чувственную деятельность», «предметную деятельность», «человечески-чувственную деятельность», выделяя в качестве основного признака практической деятельности непосредственное чувственное изменение предмета во взаимодействии человека и предмета природы. Практика является основанием всех остальных форм жизнедеятельности «… люди никоим образом не начинают с того, что ”стоят в этом теоретическом отношении к предметам внешнего мира”. Как и всякое животное, они начинают с того, чтобы есть, пить и т.д., т.е. не “стоять” в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности».

Крупный вклад в развитие диалектико-материалистической концепции практики внес Ленин. Он подчеркнул, что практика человека и человеческой истории составляет узловой пункт марксистской теории. Включение практики в теорию познания коренным образом изменило философию. Ленин показал, что деятельность человека есть одна из форм объективного процесса: «2 формы объективного процесса: природа (механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека». Специфика второй формы связана с тем, что человек подчиняет своей воле и своим целям не удовлетворяющие его предметы природы. Преобразуя природу, человек создает новую, «очеловеченную» природу, в которой снята определенность естественной природы. «Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность…». Практика и является специфически человеческой, социальной формой освоения и преобразования природы и общественного бытия. Ленину принадлежит тезис о том, что подлинно революционной может быть лишь практика, вооруженная теорией. Практика, воплощающая в себе богатство теоретического развития, может служить критерием объективности нашего знания, показателем того, насколько в теории выявлена мера предмета, вовлеченного в орбиту человеческой деятельности. Ленин показал неразрывную связь науки и практики, познания и материальной деятельности.

Практика как основа жизнедеятельности человека

Способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир, путем активного преобразования объективно существующих предметов и явления внешнего мира и определяется как практика.

С помощью категорий практики выявляются место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с не живой и живой природой, социальной действительностью. Его включенность в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория практики задает исходные ориентиры целостного представления о человеке во всем многообразии, его взаимосвязи с окружающим миром.

Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Практика - это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку». Человек вначале познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определенной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан заново.

Предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственность, практика.

Маркс подчеркивал, что человек включен в материальный мир, что всякая жизнедеятельность человека, в конечном счете, основана на обмене веществом и энергией с природой.

Практика, как специфический человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъектно-объектные отношения);

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъектно-субъектные отношения);

3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.

Практическая деятельность может быть представлена как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными компонентами другой.

Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни).

Производственная практика - это протекающий в системе определенных экономических отношений процесс воздействия па природу, в ходе которого субъект изменяет объект с помощью орудий труда в соответствии со своими целями и закономерностями объекта, а также формирует и развивает свои потребности, знания и навыки.

Социально-преобразующая деятельность - это такой вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общественное бытие и формируется, развивается сам.

Каждый вид практики имеет свою специфику: «обработка природы людьми» осуществляется постольку, поскольку люди включены в производственный процесс. Сферой такой практики является способ производства материальных благ. Социально-историческая практика протекает в надстроечной области и осуществляется людьми постольку, поскольку они являются носителями и субъектами идеологических отношений. Такое «разведение» видов практики ни в какой мере не отменяет ни их единства, ни взаимодействия.

В любой форме практики происходит изменение двух ее взаимодействующих компонентов: субъект преобразует объективный мир, но, что не менее важно, изменяется в ходе деятельности и сам. Субъект переводит в форму предметности свои силы, знания, навыки, замыслы и одновременно «присваивает» себе объект, открывает в нем неизвестные ранее стороны, превращает их в объект познания и преобразования, развивает свои потребности, постоянно совершенствует самого себя. Универсальность человека может быть понята только на основе практического взаимодействия субъекта и объекта, в ходе которого изменяется и объект, и субъект. К. Маркс и Ф. Энгельс, подчеркивая неразрывную связь изменяющихся объективных условий и субъекта деятельности.

Гегель показал культурно-историческую динамику субъекта и объекта, их процесуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Субъект выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности.

Субъект – носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющие качественные особенности объекта. Собственно объект то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.

Попытаемся конкретизировать данные нами определения видов практики, сопоставляя их структурные элементы.

Социально-историческая практика протекает в единстве таких компонентов, как объект преобразования, средства, цель и субъект деятельности.

А теперь что касается средств деятельности. В производстве в качестве средств труда выступает мускульная и нервная сила самого человека, а также орудия, которые он использует при воздействии на объект В процессе социально-исторической практики также используются различные средства: общественные учреждения, институты, организации. Возникая в ходе практики и обслуживая ее, они становятся своеобразными опорными узлами практической деятельности, концентрируя вокруг себя людей, организуя их, поощряя или карая за те или иные действия и направляя тем самым практику по определенному руслу, регулируя и контролируя ее ход и результаты.

Субъект использует необходимые организационные формы в процессе деятельности, и в этом случае они служат средствами практики. Без них субъект бессилен. Развитая практика опирается на силу организации как на свое мощное средство. Организации, учреждения, институты выполняют в социально-исторической практике такую же роль средств воздействия, преобразования объекта, какую орудия труда играют в производственной практике.

Следующим важным структурным элементом социально-исторической практики является цель. Практика всегда целенаправленна, связана с целеполаганием субъекта. В разных видах практики эти цели различны. Цели социально-исторической практики сопоставимы с целями практики производственной. Какой бы непосредственной целью ни руководствовался субъект, включенный в систему определенных производственных отношений, тем не менее экономические формы никогда не могут снять конечной цели и направленности производства. Цель производства - создание предметов, необходимых для жизнедеятельности людей. Социализм позволяет как бы высветить основную конечную цель производства- получение материальных благ для удовлетворения потребностей трудящихся.

В отличие от производственной социально-историческая практика нацелена на изменение общества. Участвуя в политической деятельности, добиваясь реформы или осуществляя революционные преобразования, субъект этого вида практики направляет свою деятельность, энергию, волю, страсть уже не на природные объекты, а на общественную жизнь. Природа не выпадает абсолютно из его поля зрения, но в этом случае требования ее защиты и охраны выступают как моменты борьбы за гуманизм, демократизацию общественных порядков, против угрозы войны и т.д.

Характеризуя объект социально-исторической практики, мы разделили его на непосредственный и конечный. В этой связи представляется обоснованным выделение соответственно конечной (или опосредованной) и непосредственной цели этого вида практики. Социально-историческая деятельность людей, протекающая в надстроечной области, непосредственно нацеленная на изменение политических, юридических и т.п. отношений и учреждений, опосредованно обязательно воздействует на производственные отношения, либо тормозя, либо способствуя их развитию. Поэтому независимо от того, осознается это людьми или нет, их сознательная деятельность в области надстройки в конечном счете связана с изменением их общественного бытия.

В условиях социализма существуют и тесно взаимосвязаны конечная и непосредственная цели социально-исторической практики, но их связь здесь становится принципиально иной. Наличие научной теории общественного развития, социалистические преобразования в экономике, социальных отношениях и надстройке открыли возможность для сознательного, планомерного управления социально-исторической практикой с учетом требований объективных законов и тенденций развития социалистических производственных отношений.

Цель социально-исторической практики воплощается в ее результатах. Результат - своеобразная верхняя точка относительно завершенного цикла практики. В нем находит объективное воплощение человеческая субъективность. Цель, порожденная интересом субъекта, через практику объективируется, угасает в результате. Это становится возможным потому, что сама практика есть процесс объективный, изменяющий мир хотя и с помощью сознания, но вне сознания субъекта.

Результатом социально-исторической практики может быть как укрепление господствующей социальной системы, которую класс, находящийся у власти, отстаивает и защищает в борьбе со своими противниками, так и крутая ломка старой надстройки в ходе революционной практики. Естественно, чем решительнее преобразования, тем значительнее их влияние на конечный объект - экономические отношения.

Рассмотрение объекта, средств и цели социально-исторической практики позволяет дать характеристику ее субъекту, т.е. тем реальным силам, которые участвуют в борьбе за дестабилизацию или стабилизацию системы общественных отношений. Этот субъект представлен такими социальными общностями и организациями, как класс, народные массы, нация, политические партии, общественные организации, трудовые коллективы; субъектом социально-исторической практики является также личность.

Выделенные структурные элементы (субъект, объект, средства, цель, результат) присущи любой форме практической деятельности людей.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Марксизм или постмодернизм – упразднение или возрождение философии
Этико-аксиологические корни экологического кризиса
Понятие личности, ее структура и интегративное качество в трактовке А. Баама
К критике этики дискурса
Мифы русской идеи
Вернуться к списку публикаций