2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии



Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии


Постановка проблемы практики в марксистской философии, в других философских доктринах

Практика – это чувственно-предметная форма жизнедеятельности общественно развитого человека, имеющая своим содержанием освоение природных или социальных сил и выражающая специфику человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире. В широком смысле практика выступает как основа познания и всей жизни человеческого общества. Определенность практики как формы деятельности раскрывается в единстве с противоположной формой деятельности – теорией. Будучи целесообразной деятельностью, практика выступает как целостная система операций и раскрывает свое существо в следующих моментах: цель, сама целесообразная деятельность, предмет, средства, результат практичной деятельности.

Отправным пунктом марксистского учения о человеке является практика, под которой понимается совместная деятельность людей, совокупность всех форм деятельности человека как социального существа. Подчеркивая предметно-деятельную природу человека и человеческий характер самой практики и всей системы общественных отношений, марксизм рассматривает эти отношения как отношения между индивидами.

Концепция деятельности и ее форм, развиваемая Марксом и Энгельсом в классических произведениях, кристаллизовалась по мере становления их экономической, социологической и философской теории. По мере включения их в рабочее движение. Изменение оценки практики, ее существа и роли является предпосылкой и условием того революционного переворота в философии, который был совершен Марксом и Энгельсом. Формулирование диалектико-материалистической концепции практики, начатое ими еще в ранних работах, было завершено в «немецкой идеологии», «Тезисах о Фейербахе» и «Манифесте Коммунистической партии». В «Тезисах о Фейербахе» Маркс определил практику как «человеческую чувственную деятельность», «предметную деятельность», «человечески-чувственную деятельность», выделяя в качестве основного признака практической деятельности непосредственное чувственное изменение предмета во взаимодействии человека и предмета природы. Практика является основанием всех остальных форм жизнедеятельности «… люди никоим образом не начинают с того, что ”стоят в этом теоретическом отношении к предметам внешнего мира”. Как и всякое животное, они начинают с того, чтобы есть, пить и т.д., т.е. не “стоять” в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности».

Крупный вклад в развитие диалектико-материалистической концепции практики внес Ленин. Он подчеркнул, что практика человека и человеческой истории составляет узловой пункт марксистской теории. Включение практики в теорию познания коренным образом изменило философию. Ленин показал, что деятельность человека есть одна из форм объективного процесса: «2 формы объективного процесса: природа (механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека». Специфика второй формы связана с тем, что человек подчиняет своей воле и своим целям не удовлетворяющие его предметы природы. Преобразуя природу, человек создает новую, «очеловеченную» природу, в которой снята определенность естественной природы. «Деятельность человека, составившего себе объективную картину мира, изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность…». Практика и является специфически человеческой, социальной формой освоения и преобразования природы и общественного бытия. Ленину принадлежит тезис о том, что подлинно революционной может быть лишь практика, вооруженная теорией. Практика, воплощающая в себе богатство теоретического развития, может служить критерием объективности нашего знания, показателем того, насколько в теории выявлена мера предмета, вовлеченного в орбиту человеческой деятельности. Ленин показал неразрывную связь науки и практики, познания и материальной деятельности.

Практика как основа жизнедеятельности человека

Способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир, путем активного преобразования объективно существующих предметов и явления внешнего мира и определяется как практика.

С помощью категорий практики выявляются место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с не живой и живой природой, социальной действительностью. Его включенность в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория практики задает исходные ориентиры целостного представления о человеке во всем многообразии, его взаимосвязи с окружающим миром.

Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Практика - это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку». Человек вначале познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определенной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан заново.

Предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственность, практика.

Маркс подчеркивал, что человек включен в материальный мир, что всякая жизнедеятельность человека, в конечном счете, основана на обмене веществом и энергией с природой.

Практика, как специфический человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъектно-объектные отношения);

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъектно-субъектные отношения);

3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.

Практическая деятельность может быть представлена как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными компонентами другой.

Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни).

Производственная практика - это протекающий в системе определенных экономических отношений процесс воздействия па природу, в ходе которого субъект изменяет объект с помощью орудий труда в соответствии со своими целями и закономерностями объекта, а также формирует и развивает свои потребности, знания и навыки.

Социально-преобразующая деятельность - это такой вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общественное бытие и формируется, развивается сам.

Каждый вид практики имеет свою специфику: «обработка природы людьми» осуществляется постольку, поскольку люди включены в производственный процесс. Сферой такой практики является способ производства материальных благ. Социально-историческая практика протекает в надстроечной области и осуществляется людьми постольку, поскольку они являются носителями и субъектами идеологических отношений. Такое «разведение» видов практики ни в какой мере не отменяет ни их единства, ни взаимодействия.

В любой форме практики происходит изменение двух ее взаимодействующих компонентов: субъект преобразует объективный мир, но, что не менее важно, изменяется в ходе деятельности и сам. Субъект переводит в форму предметности свои силы, знания, навыки, замыслы и одновременно «присваивает» себе объект, открывает в нем неизвестные ранее стороны, превращает их в объект познания и преобразования, развивает свои потребности, постоянно совершенствует самого себя. Универсальность человека может быть понята только на основе практического взаимодействия субъекта и объекта, в ходе которого изменяется и объект, и субъект. К. Маркс и Ф. Энгельс, подчеркивая неразрывную связь изменяющихся объективных условий и субъекта деятельности.

Гегель показал культурно-историческую динамику субъекта и объекта, их процесуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Субъект выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности.

Субъект – носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющие качественные особенности объекта. Собственно объект то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.

Попытаемся конкретизировать данные нами определения видов практики, сопоставляя их структурные элементы.

Социально-историческая практика протекает в единстве таких компонентов, как объект преобразования, средства, цель и субъект деятельности.

А теперь что касается средств деятельности. В производстве в качестве средств труда выступает мускульная и нервная сила самого человека, а также орудия, которые он использует при воздействии на объект В процессе социально-исторической практики также используются различные средства: общественные учреждения, институты, организации. Возникая в ходе практики и обслуживая ее, они становятся своеобразными опорными узлами практической деятельности, концентрируя вокруг себя людей, организуя их, поощряя или карая за те или иные действия и направляя тем самым практику по определенному руслу, регулируя и контролируя ее ход и результаты.

Субъект использует необходимые организационные формы в процессе деятельности, и в этом случае они служат средствами практики. Без них субъект бессилен. Развитая практика опирается на силу организации как на свое мощное средство. Организации, учреждения, институты выполняют в социально-исторической практике такую же роль средств воздействия, преобразования объекта, какую орудия труда играют в производственной практике.

Следующим важным структурным элементом социально-исторической практики является цель. Практика всегда целенаправленна, связана с целеполаганием субъекта. В разных видах практики эти цели различны. Цели социально-исторической практики сопоставимы с целями практики производственной. Какой бы непосредственной целью ни руководствовался субъект, включенный в систему определенных производственных отношений, тем не менее экономические формы никогда не могут снять конечной цели и направленности производства. Цель производства - создание предметов, необходимых для жизнедеятельности людей. Социализм позволяет как бы высветить основную конечную цель производства- получение материальных благ для удовлетворения потребностей трудящихся.

В отличие от производственной социально-историческая практика нацелена на изменение общества. Участвуя в политической деятельности, добиваясь реформы или осуществляя революционные преобразования, субъект этого вида практики направляет свою деятельность, энергию, волю, страсть уже не на природные объекты, а на общественную жизнь. Природа не выпадает абсолютно из его поля зрения, но в этом случае требования ее защиты и охраны выступают как моменты борьбы за гуманизм, демократизацию общественных порядков, против угрозы войны и т.д.

Характеризуя объект социально-исторической практики, мы разделили его на непосредственный и конечный. В этой связи представляется обоснованным выделение соответственно конечной (или опосредованной) и непосредственной цели этого вида практики. Социально-историческая деятельность людей, протекающая в надстроечной области, непосредственно нацеленная на изменение политических, юридических и т.п. отношений и учреждений, опосредованно обязательно воздействует на производственные отношения, либо тормозя, либо способствуя их развитию. Поэтому независимо от того, осознается это людьми или нет, их сознательная деятельность в области надстройки в конечном счете связана с изменением их общественного бытия.

В условиях социализма существуют и тесно взаимосвязаны конечная и непосредственная цели социально-исторической практики, но их связь здесь становится принципиально иной. Наличие научной теории общественного развития, социалистические преобразования в экономике, социальных отношениях и надстройке открыли возможность для сознательного, планомерного управления социально-исторической практикой с учетом требований объективных законов и тенденций развития социалистических производственных отношений.

Цель социально-исторической практики воплощается в ее результатах. Результат - своеобразная верхняя точка относительно завершенного цикла практики. В нем находит объективное воплощение человеческая субъективность. Цель, порожденная интересом субъекта, через практику объективируется, угасает в результате. Это становится возможным потому, что сама практика есть процесс объективный, изменяющий мир хотя и с помощью сознания, но вне сознания субъекта.

Результатом социально-исторической практики может быть как укрепление господствующей социальной системы, которую класс, находящийся у власти, отстаивает и защищает в борьбе со своими противниками, так и крутая ломка старой надстройки в ходе революционной практики. Естественно, чем решительнее преобразования, тем значительнее их влияние на конечный объект - экономические отношения.

Рассмотрение объекта, средств и цели социально-исторической практики позволяет дать характеристику ее субъекту, т.е. тем реальным силам, которые участвуют в борьбе за дестабилизацию или стабилизацию системы общественных отношений. Этот субъект представлен такими социальными общностями и организациями, как класс, народные массы, нация, политические партии, общественные организации, трудовые коллективы; субъектом социально-исторической практики является также личность.

Выделенные структурные элементы (субъект, объект, средства, цель, результат) присущи любой форме практической деятельности людей.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Природа морали и её основания в этических учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма
Философия всеединства Вл. Соловьева как открытая система
Ориентация на целостную личность как исходная установка «нового ценностного мышления» К. Гюнцля
Всеобщая организационная наука как праксеологический итог развития философских воззрений А.А. Богданова
Социальная философия как интегратор социогуманитарных наук в системно-целостном изучении личности
Вернуться к списку публикаций