2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии



Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии


Введение

Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Общие философские проблемы человека в известном смысле традиционны: они касаются важных факторов и отношений человеческого бытия. Это проблемы взаимоотношений человека с природой и обществом, его роли и места в историческом развитии и культурном творчестве, его внутренней эмоциональной и духовно-нравственной жизни, его отношения к самому себе и к другим людям. Философия дает не только общетеоретическое объяснение природы человека и его отношений с миром, но и определяет основные принципы деятельности человека в современных конкретно-исторических условиях.

Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. В общечеловеческом учении о бытии важно, прежде всего, ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела. В человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка – существование тела, удовлетворение его совершенно необходимых потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм традиционно придавал большое значение данному факту. Во-первых, потому, что тут находит подтверждение идея о первичности материального по отношению к духовному: чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела.

Во-вторых, для материализма отсюда вытекали важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа. Исходное право связано как раз с сохранением жизни, самосохранением индивидов и выживанием человечества. Оно исходное потому, что без его реализации невозможно развертывание других возможностей, потребностей и прав человека.

В-третьих, из факта существования человека как живого тела, природного организма вытекает его подвластность всем законам жизни, и, прежде всего законам наследственности.

В-четвертых, философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками – тем, что в наше время называют «психикой».

В-пятых, специфика человеческого бытия рассматривается не только в плане объединения тела и духа. Не менее важно для философии то, что существование человека как мыслящей и чувствующей вещи в мире природы было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению.

Вся история человеческого общества, материальной и духовной культуры человека представляет собой процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру, которое выражается в построении новых способов и программ деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Глобализация и проблема войн в современном мире
К критике этики дискурса
Проблема свободы и ответственности современной целостной личности
Природа морали и её основания в этических учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма
Философия всеединства Вл. Соловьева как открытая система
Вернуться к списку публикаций