2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяФилософия — Марксизм или постмодернизм – упразднение или возрождение философии



Марксизм или постмодернизм – упразднение или возрождение философии


Как и предшествующие мировоззрения философия по-своему решала центральный вопрос всякого мировоззрения: отношение человека к миру. В философии этот вопрос принимает форму т.н. основного вопроса философии: отношение мышления к бытию. Неустранимость основного вопроса философии связана с тем, что то или иное его решение (его первой и второй сторон) представляет собой определение исходного онтологического и логического начала (т.н. первоначала или универсального типа связи), которое составляет основу любого мировоззрения.

Так, мифическое мировоззрение усматривает такое первоначало как генетическое (порождающее – Первопредок), а универсальный тип связи, соответственно, как кровнородственную связь. Религиозное мировоззрение указывает на производящее (творящее – Бог) первоначало и духовно-волевой тип универсальной связи, а именно, провидение или промысл божий. Философское мировоззрение характеризуется субстратным, позднее субстанциальным, пребывающим, становящимся первоначалом (материя, сознание, эфир, физический вакуум и др.) и универсальным типом связи в качестве господствующей в мире и в самом обществе безликой, анонимной, абстрактной, всеобщей необходимости – Законе (дхарма, дао, логос и др). Идея безликого закона была почерпнута из стихийно сложившейся социальной практики первых городов-государств, где взаимоотношения индивидов стали регулироваться не обычаем и родовыми привилегиями, а абстрактными и безличными правовыми нормами и имущественным положением.

Философия возникла в VII-VI вв. до н. э. в Индии, Китае и Греции как классовая форма мировоззрения, направленная на защиту и обоснование интересов господствующего класса – рабовладельцев, выражавших в какой-то мере интересы всего свободного населения (демоса) и заинтересованных в развитии товарно-денежных отношений. Крупная земельная аристократия, заинтересованная в сохранении патриархальных, родоплеменных отношений, выступала в указанный период реакционной силой, поддерживающей религиозно-мифические воззрения.

Особенностью философского мировоззрения является абстрактно-понятийная, абстрактно-логическая, теоретическая, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Философия – это абстрактное самосознание; это трансцендентное, абстрактное выражение существующего положения вещей. Маркс отмечал, что с появлением денег над индивидами теперь господствуют абстракции, тогда как раньше они зависели друг от друга. Но абстракция или идея есть здесь не что иное, как теоретическое выражение вещных, материальных, отчужденных отношений, господствующих над индивидами.

Разделение труда в классовом обществе порождает разделение интересов и их столкновение. Философия теоретически выражает противоречия этих интересов, однако абстрактно-односторонне, метафизически. Причина в следующем. В условиях разделения и отчуждения труда человек превращается в частичного человека, а одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Рефлексия мышления о самом себе становится призванием философа и метафизически противопоставляется практике. Эта ограниченность преодолевается поступательным обмирщением философии, т.е. историческим развитием универсально-практического отношения человека к миру, в результате чего осознание практики, предметного мира культуры наполняется мысленно-конкретным, научным содержанием, что необходимо приводит к самоотрицанию философии как абстрактного самосознания, т.е. приводит к теоретической эмансипации общества.

Речь идет о теоретической эмансипации обществ с принципиально развитыми отношениями вещной зависимости. Что такая эмансипация возможна нам демонстрирует Новая и Новейшая история Западной Европы. Так, религиозная революция ("всеобщее священство"), осуществленная М.Лютером и остальными реформаторами, превратила монахов в мирян, превратив мирян в монахов – в протестантизме произошло обмирщение христианской религии (см. работу М.Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" (1905). Однако такое духовное сальто-мортале освободило человека от внешней религиозности, углубив внутреннюю.

Протестантизм не дал правильного решения проблемы теоретической эмансипации, однако правильно поставил ее – правильный метод заключается в обмирщении теории. Так, обмирщение философии, вскрытое Марксом, становится в конечном счете ее самоотрицанием – философия, воплощаясь "мирянами" в практику, перестает быть философией, т.е. идеалистическим, иллюзорным самосознанием. Вся история философии есть история преодоления философии наукой.

Идеализм, иллюзорность проявляется как неосознанный процесс отчуждения, гипостазирования, онтологизации известных философских категорий. Категория, на деле, есть чистое создание мысли и абстракция; категория не является чем-то чувственно существующим, бытийствующим. Хрестоматийным заблуждением философов является их убежденность в чувственном, объективном существовании, бытовании, например, таких "вещей": материя как она есть сама по себе, как таковая – отсюда непрекращающиеся и сегодня поиски materia prima; сознание как оно есть само по себе, как таковое – отсюда непрекращающиеся поиски Мирового разума; движение как оно есть само по себе, как таковое – отсюда возвеличивание, абсолютизация т.н. законов диалектики; пространство как таковое…; время как таковое…; число как таковое…; пустота (ничто) как такововая…; и т.д. и т.п. Философия – это отчуждение, превращение абстракций в самостоятельные силы, якобы господствующие над людьми. Адекватный анализ такого, неосознаваемого философами, отчуждения был дан Энгельсом в небольшой, но содержательной работе "О "механическом" понимании природы" (1885), где разбираются основания идеалистической позиции метафизического материализма ХVIII в.

Философский идеализм, обмирщаясь общественно-исторической практикой, становясь наукой, перестает быть идеализмом, перестает быть философией. И действительно, усваивая материалистическую диалектику, путем преобразования практики, каждый субъект исторического процесса превращается в современного материалиста (до этого он был стихийным материалистом), не нуждающегося больше ни в какой философии-как-метанауке: здесь уже нет необходимости ни в производстве, ни в обмене, ни в распределении, ни в потреблении результатов труда профессиональных философов; здесь уже нет разделения труда, а значит и нет порабощения людей иллюзорными продуктами этого труда, здесь идеалистические абстракции больше не управляют людьми.

Диалектический материализм ответил на вопросы, которые уже были поставлены его предшественниками. Основанием мировоззрения современного материализма становится естествознание, практика. Такое мировоззрение есть обобщение результатов, адекватно абстрагированных из истории познания мира, оно есть конкретное в мышлении (богатое содержанием) высокотеоретическое знание.

Здесь есть одна трудность, о которой стоит упомянуть. Речь идет не об утопичности идеи самоотрицания философии, т.е. исторически закономерной теоретической эмансипации общества, а об утопичности сроков этой эмансипации. Основатели марксизма и их ближайшие последователи категорически полагали, что условия для мировоззренческого переворота уже созрели. Таковы иллюзии всех революционеров, которые считают поставленные ими задачи осуществимыми уже при их жизни. Общественные реалии, однако, опровергают сроки окончательного самоотрицания философии. Идеалистические абстракции продолжают управлять людьми. Теоретическая эмансипация затронула лишь незначительную часть современного общества, но и ею управляют абстракции, прежде всего, деньги как абстрактная стоимость. Коммунизм бродит по миру, но все еще лишь в качестве призрака.

Общество исторически снятого труда, превращеного в самодеятельность, общество без классов, без денег, без философии (без теоретического порабощения) – это социализм, коммунизм. Возможно ли такое общество? Социализм, Коммунизм, Эльдорадо, Рай, Шамбала, Беловодье и т.п. понятия есть абстракции от чистого блага – это идеализм, утопия, религия. Эти понятия сродни понятиям пустоты и вечности: пустота как абстракция от чистой протяженности; вечность (безвременье) как абстракция от чистой длительности. Абстракции оказываются только известным отвлечением от свойств реальных объектов и потому в качестве реальных объектов, онтологически не существуют.

Противоречивые реалии рубежа ХХ-ХХI вв. смущают многие умы. Да, капитализация социализма – исторический факт. Однако встречным курсом идет социализация капитализма, и это тоже исторический факт. Социализм – не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна согласовываться социальная действительность (именно как идеал, как должное потерпел крах "советский социализм"). Социализм – это процесс, это действительное социальное движение, исторически снимающее предшествующие движения (такое движение мы наблюдаем на примере становления постиндустриальных западных обществ).

Резюмируем. Борьба материализма и идеализма является генеральной формой развития философской мысли и в известном смысле движущей силой этого процесса. Борьба здесь не абсолютна – имеет место диалектическое взаимодействие, которое обогащает и углубляет философскую проблематику. Однако на протяжении всей истории философии научным направлением оставался материализм, поскольку он явно связан с естествознанием, практикой и исходит из непредвзятого отношения к миру. Материализм, как правило, составлял теоретическую основу идеологии прогрессивных общественных сил, заинтересованных в адекватном отражении и преобразовании бытия.

В современных условиях глобализации общественных отношений противоречивость тенденций социальной практики отображается диалектической коллизией марксизма и постмодернизма. Онтологический и логический материалистический монизм первого сталкивается с идеалистическо-иррационалистическим плюрализмом второго.

С одной стороны, историческое развитие науки и практики необходимо приводит к поступательному обмирщению философии, которое становится в конечном счете ее самоотрицанием, а именно: происходит упразднение философии как абстрактного самосознания, как процесса отчуждения, гипостазирования всеохватывающей абстракции; разворачивается прогрессивный процесс теоретической секуляризации, эмансипации общества.

С другой стороны, глобализация капиталистических общественных отношений, углубление международного разделения труда, "открытие", ранее "закрытых", как правило теоретически неразвитых (с доминирующими отношениями личной зависимости) обществ, вовлекает их население в отношения вещной, абстрактной зависимости, что закономерно приводит к повышению там спроса на труд идеолога, юриста, философа, значит, к монополизации труда теоретика, – это, во-первых. Во-вторых, в условиях осознания культурной мозаичности современного мира, экстраординарной социальной мобильности, маргинализации населения, возрастания исторической роли субъективного фактора происходит абсолютизация интеллектуалами проблематики концептуального плюрализма. На уровне философских обобщений, приведенные выше, факторы ведут к философскому плюрализму (идеализму), значит, не к обмирщению, не к секуляризации, а к монополизации и сакрализации философского труда. От "ученой" схоластики и идеализма к фидеизму и от него к нетрадиционным и "новым религиям" – такова реакционная тенденция постмодернизма.

Но неизбежно, религия и философия, воплощаясь в жизнь превращаются из идеалистического, абстрактного умозрения в адекватные практические действия. Это превращение – закон развития религии и философии, благодаря которому только и может быть преодолено противоречие между ними и действительностью. Воплощение в жизнь гуманистических идеалов (свобода, равенство, братство), порожденных развитием философии, закономерно превращает философию в критику социального status quo. Философия, втягиваясь в водоворот социальных преобразований, обмирщается. Обмирщаясь, воплощаясь в социальную практику, философия поступательно самоупраздняется, превращаясь в науку.


В. А. Черниенко, кандидат философских наук, ст. преподаватель


1. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. / Общ. ред. Бр.Левченко. – К.: Ника-Центр, 1996. – 208 с.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. – М.: Мысль, 1974. – 451 с.

3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в шести томах. Т. 6. – М.: Мысль, 1966. – 742 с.

4. Гегель Г. Лекции по эстетике. Книга третья // Сочинения. Том ХIV. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. – 440 с.

5. Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. – М.: Наука, 1989. – 640 с.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. – М.: Политиздат, 1978. – 358 с.

7. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. – 2000. - № 2. – с. 3-31.

8. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов.: "Вища школа", 1986. – 196 с.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители
Основные идеи философии всеединства Вл. Соловьёва
Методологическая функция философии в научном познании
О русской идее в прошлом и настоящем
Этико-аксиологические корни экологического кризиса
Вернуться к списку публикаций