2012-11-05 01:53:14
ГлавнаяФилософия — Проблема человека в философии И.А. Ильина



Проблема человека в философии И.А. Ильина


По глубине и широте диапазона своих научных изысканий Иван Александрович Ильин является одним из крупнейших мыслителей Русского Зарубежья. Он принадлежит к числу тех людей, которых называют учителями, духовно-идейными вождями в точном смысле этих слов. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим. Сегодня особую ценность представляют его работы, где он всесторонне рассматривает проблему человека: его природы, сущности, способа и смысла существования, поиска жизненных ценностей, духовного возрождения.

Наступает время, когда личность и жизнь И.А. Ильина и все, что им написано, становится очень нужным той части русского народа, которой не чужды поиски истины, правды. Вся его философия обращена на познание путей духовной свободы, укрепление личности путем сердечного созерцания и духовной любви.

И.А. Ильин много времени посвятил исследованию философских систем прошлого, критически переосмыслил их и сформировал свое собственное философское мировоззрение. Поэтому в своем творчестве он проявил себя, с одной стороны, как самостоятельно мыслящий, оригинальный философ; а с другой - как последовательный продолжатель русской философии, наследник давней традиции русской мысли. Кроме того, заметное влияние на мыслителя оказала западноевропейская философия, и в его работах, особенно раннего периода творчества, явно просматривается близость его идей таким направлениям, как философия жизни, персонализм, экзистенциальная философия.

И.А. Ильин не считал необходимым создание новой философской системы. Для него философия - всегда ясный и честный взгляд на бытие, жизненное исследование духа и духовности, в свою очередь неотделимое от предметно-обоснованных выводов. Основной порок философии он видел в стремлении разума навязывать жизни законы человеческой логики, подчинять саму жизнь умозрительным схемам. По его мнению, истинное бытие предметов не укладывается целиком в формы человеческого разума. Главное призвание философа И.А. Ильин видел в предметном созерцании и мышлении, при которых процесс познания становится более объективным. Исследующий философ не смеет повелевать предмету, не смеет искажать его в своем изображении; за это он несет полную ответственность исследователя.

Всякий философский поиск - это особый философский опыт. Истинным предметом философии, по убеждению И.А. Ильина, является начало Духа. Оно обнаруживает себя в живой и неживой природе, в человеке и его созданиях, иными словами, во всем, познаваемом философом. Поэтому только посредством соответствующего духовного опыта и в результате опытного акта может сформироваться философское знание.

Наиболее частые ключевые в лексиконе мыслителя слова - «предметность», «очевидность». Учение об очевидности - своеобразная гносеология и методология философа. Очевидность для И.А. Ильина есть обратное слепоте или ослепленности поверхностной видимостью. Очевидность всегда предметна, подвижна, исторична; овладение ею требует от исследователя дара «многообразного созерцания», способности к «вчувствованию», глубокого чувства ответственности, «живой любви к предмету». Поэтому этика - учение о нравственности, добре и добродетели - не терпит сухого профессионализма, а нуждается в определенном нравственном опыте. Только личное переживание, глубокое индивидуальное испытание дают право мыслителю на рассуждения о любви, радости, долге, добре и зле, силе и свободе воли. Нравственная оценка людей и их поступков требует совестного действия, а потому философ должен уметь сам испытывать акты совести. Также и эстетика не вытекает лишь из одного субъективного вкуса исследователя. Главный вывод, к которому приходит философ, следующий: «Основное правило этого пути гласит так: сначала - быть, потом - действовать, и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания - философствовать».

В ходе духовно-философских размышлений И.А. Ильин выработал и свой взгляд на русскую религиозную философию. Эта философия должна преодолеть подражание иностранной философии, и, опираясь на русский национальный духовный опыт, отечественная философия должна стать «убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности». Всем своим творчеством философ подтвердил верность традициям русской культуры.

Философию И.А. Ильина часто называют «философией здравого смысла» потому, что, во-первых, ее отличает такое особое и уникальное качество ума, как простота; во-вторых, внутренняя непротиворечивость, умение ясно, логично, с глубоким пониманием изложить суть сложнейших явлений; в-третьих, отчетливое видение реальностей: общественно-политических, гуманитарно-психологических, государственных, эстетических и т.д.; в-четвертых, объективный характер аксиологии, поиски «объективно главного», «объективно ценнейшего», «объективно совершеннейшего»; в-пятых, полнота видения нашей российской действительности.

Проблема человека, его сущности, ценностей, смысла жизни, его исторического предназначения всегда занимала центральное место в творчестве И.А. Ильина. Причем главный идеал, на который он ориентируется, бытие человека как духовная жизнь, основанная на единении истины и добра, красоты и справедливости. Без такого единства жизнь просто не может состояться. Особое место человека в мире определяется тем, что, как утверждал философ, «Бог реально действует в человеке и осуществляет себя через человека: человек есть подлинно «медиум» Бога, скрывающий в себе его могучее и творческое присутствие...».

В творчестве И.А. Ильина проблемы антропологии, онтологии и метафизики теснейшим образом переплетаются и раскрывают органическую связь человека и мира. По его мнению, именно человек во всех своих проявлениях является главной движущей силой исторического, а следовательно, и социально-политического развития. Столь важная миссия человека предопределена его духовной сущностью. В философии И.А. Ильина духовность представлена единственно верным, необходимым способом подлинного бытия человека в мире. Именно в развитой духовности бытия, а не в абсолютизированной разумности, видел И.А. Ильин идеал жизни. Человека молено лишь тогда считать духовным, когда он научается отличать лучшее от худшего, предпочитать «объективно-совершеннейшее» в нравственном, социальном, художественном, религиозном смысле, стремиться к объективному совершенству. Вернейшим признаком духовности И.А. Ильин считал чувство ответственности. Он вывел и всесторонне рассмотрел три основы, три закона духа - свободу, любовь и предметность, которые являются тремя великими основами всякой человеческой жизни и культуры.

Важная заслуга русского мыслителя, безусловно, заключается в том, что он показал и раскрыл неоднозначность и сложность понятия «духовность», включающую в себя не только веру в Бога, иноматериальный мир и бессмертие души, но и любовь к родной природе, Родине, равно как и ответственность за их судьбу, а также предполагает устремленность к идеалу совершенства. Смысл жизни, ее содержание И.А. Ильин видел в умении постоянного личного духовного очищения и умудрения. Основу же человеческого существования, по его мнению, составляют вера, любовь, свобода и совесть. Ни одна из этих составляющих не может быть неучтенной, все они взаимно обусловливают друг друга. Именно эти атрибуты духовности обеспечивают личную форму соединения с Богом, Абсолютным Совершенством, в которой человек не только не исчезает в Его всеобщности, но сохраняет свою индивидуальную неповторимость. Эти же атрибуты духовности в силу своей универсальности проявляются и в социально-политической сфере и обозначаются понятиями «патриотизм», «национализм» и «правосознание». Мыслитель убежден, что духовное развитие личности предопределяет духовное развитие общества. Государство же должно стать средством, с помощью которого личность обретает полноту духовного бытия.

Концепция человека И.А. Ильина основана на утверждении глубокой и неразрешимой противоречивости человеческого бытия. Противоречивость проявляется и в тройственной, телесно-душевно-духовной природе человека; и в «дискретности», разъединенности, разобщенности, «одинокости» человеческого существования, которое, однако, не исключает реальной совместной жизни и единства людей; и в постоянном стремлении человека к совершенству, в ходе которого он все больше удостоверяется в своем несовершенстве; и в том, что абсолютная свобода, о достижении которой всегда мечтает человек, оказывается в действительности недостижимой.

Совершенно по-новому решил И.А. Ильин проблему добра и зла в мире, определив, что сфера действия добра и зла - внутренний, душевно-духовный мир человека. Добро раскрывается философом при помощи понятий любви, духовности, совершенства. Объективным Совершенством является Бог; человек же признается духовным тогда, когда он добровольно и активно стремится к Совершенству и ко всему в жизни подходит с меркой божественности: истинности, красоты, правоты. Зло, по убеждению философа, - антипод добра и заключается в отвращенности от Божественного.

Основной порок современной ему культуры и современного человека И.А. Ильин видел в «расколотости», в противопоставлении ума сердцу, разума чувству. «Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности... он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой...». Философ убежден, что рассудок человека должен научиться «взирать и видеть», чтобы стать разумом, человек должен прийти к разумной и светлой вере с «совестной волей» и «верующей мыслью».

Многие аспекты философии И.А. Ильина свидетельствуют о близости его идей к европейской философии - философии жизни, персонализму, экзистенциальной философии: человек для него в своем единичном, отъединенном существовании бесконечно ценен; в центре внимания философа - индивидуальные смысложизненные вопросы (ответственности и вины, свободы и необходимости, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и смерти); сосредоточенность мыслителя на духовной сущности человека, заброшенного в иррациональный, выходящий из-под его контроля поток событий. Подчеркивая неизбежность одиночества, И.А. Ильин, тем не менее, пытался постичь диалектику индивидуальности личности и духовного единства людей; признавал, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком, и что сознание действительно лишь в коммуникации с другим самобытием, с другим сознанием, с другим «Я». Подлинная ценность человека, по мнению философа, заключается в его исключительности, незаменимости, неповторимости, духовности, что с особой силой раскрывается в так называемых «пограничных ситуациях».

Исходя из этих установок, И.А. Ильин стремился определить специфику философии, ее самостоятельность, независимость как формы духовной деятельности, утвердить особый философский подход к познанию и истолкованию бытия, выходящий за рамки науки, доказать ее исключительную важность для осуществления подлинного бытия человека в мире. В связи с этим он видел свою задачу не в определении общих законов фактического существования мира, а в раскрытии и характеристике человеческих форм конституирования мира, тех человеческих принципов, которым должна быть подчинена научно-теоретическая и нравственно-практическая деятельность человека.

Однако при всей близости взглядов И.А. Ильина к экзистенциалистам, философа все же нельзя отнести к представителям экзистенциальной философии - направления, характеризующегося специфическим категориальным аппаратом, определенной проблематикой, специфическим способом философствования. Скорее всего, его теоретические интенции позволяют говорить о нем как о философе экзистенциально-антропологической ориентации, включающей в себя тех мыслителей, которых объединяет попытка выявления специфичности человеческого бытия (место человека в мире, смысл его существования, отношения человека и общества), несмотря на то, что эта проблема находит у них различное выражение и решение.

Все творчество И.А. Ильина доказывает, что своеобразие его подхода к решению проблемы человека определялось двумя исходными моментами: связью с традициями русского Православия и серьезной, искренней озабоченностью судьбой России. Не подлежит сомнению то, что в основе нравственной философии И.А. Ильина лежит соединение христианских ценностей святости, добра, истины, красоты, любви с высоким духом народности и патриотизма. Анализ воззрений мыслителя подтверждает глубокую идейную содержательность и непреходящее значение его философии. Антропологическая концепция И.А. Ильина в целом является достаточно самостоятельной и оригинальной.

Чем же близок нам И. А. Ильин и его труды?

Прежде всего, искренним беспокойством за человека, за будущее России, глубиной мысли, широтой взглядов и конструктивным характером подходов к решению важнейших задач возрождения как человека, так и страны.

Идеалы, которые выдвинул И.А. Ильин, может быть, кажутся сегодня некоторым чересчур трезвым, рассудочным читателям нереализуемыми и нереалистичными, однако не надо забывать, что человек без идеалов не жизнеспособен. Как известно, идеалы подобны звездам: они недостижимы, но по ним люди определяют свой путь. Сила идеалов, помимо всего остального, состоит в том, что они придают существованию человека высокий смысл и цену. Идеалами И.А. Ильина являются христианские идеалы, к которым нужно стремиться; каждому человеку предоставлена свобода вдохновляться, побуждаться, совершенствоваться в своем мышлении и деятельности.

По многим вопросам И.А. Ильин бывает слишком прямолинеен, эмоции порой берут верх над логикой, но с ним нельзя не согласиться в главном - в том, что внутреннее, духовное, в том числе и религиозно-нравственное преобразование человека - задача первостепенной значимости. Без приоритета личностного начала над социальным гуманного общества с духовной культурой создать невозможно. Поэтому нравственное самосовершенствование личности является важнейшим средством гармонизации общественных отношений.

Жизнь и творчество И.А. Ильина с самого начала и до конца являются живым призывом ко всем людям доброй воли «обрести значительность», найти свой смысл жизни и на основе этого жить самостоятельно и ответственно.

Исследователь творчества И.А. Ильина И.Н. Смирнов совершенно точно сформулировал важнейшую особенность творчества интереснейшего русского философа, подчеркнув, что «...созданное им предназначалось не на потребу времени - с мыслью о возрождении России, с надеждой, что ее будущие восстановители обратятся к его опыту, писалась каждая строка, выводилось каждое слово. Все созданное мыслителем... есть результат духовного подвига».


Дудина Ирина Анатольевна







Интересное:


Экзистенциальная метафизика человека в философии Н.А. Бердяева
Складывание теории русского самодержавия во второй трети XIX - начале XX веков.
Философия всеединства Вл. Соловьева как открытая система
Обоснование морали в британской философии «морального чувства» как объект критической философии И. Канта
Ценностно-нормативные установки этики устойчивого развития (на примере Байкальской природной территории)
Вернуться к списку публикаций