2012-10-24 16:49:47
ГлавнаяФилософия — Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова



Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова


Идея организации и принцип организационного подхода в научной деятельности А.А. Богданова являются определяющими. Можно сказать, что практически все работы учёного написаны с тектологических, то есть с организационных позиций. А.А. Богданов видел организацию и её проявления буквально во всём: экономику он рассматривает с точки зрения организации людей в производстве («Краткий курс экономической науки» - 1897г.), идеологию - как организацию коллектива людей и общественного опыта («Наука об общественном сознании» - 1914 г.), единство мира - через организацию человеческой практики по освоению, переустройству этого мира.

Иногда в исследованиях и оценках тектологии А.А. Богданова можно встретить мысль, что его оригинальная универсальная философская методология познания и преобразования действительности является откровением философа. Между тем идея организации как фактора, лежащего в основе единства различных явлений окружающей действительности, активно развивалась до него отдельными учёными. Причём, среди них можно выделить значительное количество биологов, в силу специфики предмета их науки. Поэтому организационные идеи, развиваемые А.А. Богдановым, выросли на вполне подготовленной почве. Можно привести пример, К.А. Сен-Симона, который в основу своей натурфилософии положил именно принцип организации, который он считал общим законом, управляющим Вселенной, а воздействие, производимое на окружающий мир различными объектами, он ставил в зависимость от степени их совершенства или организованности. К.А. Сен-Симон мечтал поставить науку на службу идее построения общества на научных основаниях, что впоследствии явно прозвучит в идеях А.А. Богданова.

Биология вообще оказала огромное влияние на становление научных взглядов А.А. Богданова, поскольку, именно она дала поразительно обширный материал для строительства тектологии, в силу высокой пластичности, подвижности и огромной вариативности своего материала. Многие термины тектологии были либо заимствованы из биологии, либо разработаны на её материале. Так ключевая для тектологии идея подбора была сформулирована и разрабатывалась многими биологами. Впоследствии Ч. Дарвин создал своё учение о естественном отборе. А.А. Богданов расширил значение этого понятия как «универсального регулирующего механизма», выделил его структуру, распространил его действие применительно ко всякому комплексу и ко всякой его части во всякий момент. Об этом пишет в своей работе С.Н. Пустальник «Развитие системного подхода логически было обусловлено проблемами, центральными для биологии - проблемами целостности, формы, направленности, соотношения целого и частей.». Именно в биологии, прежде всего, проявилась неудовлетворенность той механистической моделью мира, которая преобладала в классической науке. Так, наблюдения Д. Дидро о сходстве большинства органов и тканей животных и человека, не могли не натолкнуть учёного на вполне определённые выводы об их всеобщем родстве и взаимосвязи, а мысль, которую в своё время высказывал и Ж.О. Ламетри в работе «Человек - растение (1748 г.) несомненно повлияла на формирование эволюционных воззрений Богданова. Ж.Б. Ламарк еще в XVIII веке сделал вывод о соотношении между живыми существами как своеобразной связи, охватывающей все природные существа от сложнейших до самых простых, а также сформулировал две причины развития простейших существ в более сложные - врожденная способность к совершенствованию и дифференциацию под влиянием внешней среды, роль которой в организационных процессах постоянно подчёркивал и А.А. Богданов: «Нет и не может быть комплексов, изолированных в самих себе: каждый окружен средою, иначе организованными комплексами, иными активностями. Они тектологически ему «враждебны», т.е., развертываясь по своим направлениям, они могут нарушать его форму, разрушать его; и этого нет именно постольку, поскольку он представляет сопротивление». Людвиг фон Берталанфи, официальный создатель общей теории систем, отмечал: «Картина мира естествознания на рубеже XIX столетия была физикалистской... Но сегодня во всех науках выступают проблемы, которые описываются через такие понятия, как «целостность», «организация», «форма» - следовательно, понятия, коренным образом связанные с биологией. В этом смысле, биология вносит существенный вклад в современную картину мира». Значение биологической науки для создания всеобщей организационной науки отмечает и Н.А. Кузьминых, считая, что А.А. Богданов продолжил развитие идеи единства мира и организационную точку зрения, разработанную в науке биологами и ставшие её методами ещё в XVIII веке. Заслуга А.А. Богданова, по её словам, заключается в том, что он применил эти методы не только к явлениям органического мира, но и распространил их на все остальные стороны окружающего нас мира.

Другой научной областью, оказавшей мощное воздействие на формирование научной системы учёного, стала психология, которая А.А. Богданову была знакома не понаслышке. Имея диплом врача-психиатра, он был хорошо знаком с новейшими идеями и достижениями в этой области. Открытие законов и закономерностей функционирования человеческой психики, открытых с использованием знаний сопредельных наук, подтверждало его убеждённость в существовании этих всеобщих принципов. Работы А. Вундта, закон Вебера-Фехнера, разработки Карпентера, Гефдинга, Лотце, Ковальского, Попова и других представителей психологии дали ему богатый материал для подтверждения его гипотез. Об этом можно судить по выпискам Богданова из книг У. Джемса «Зависимость веры от воли», Ле-Дантена «Перевод всеобщей патологии», А.А. Токарского «Записки психологической лаборатории психиатрической клиники». Также можно отметить «Курс психиатрии» С. Корсакова, которым А.А. Богданов интересовался особо. Влияние этого труда на создание «Эмпириомонизма» несомненно, хотя А.А. Богданова в отличие от С.С. Корсакова занимал философский, а не практический аспект теорий психологии и психиатрии. В «Эмпириомонизме» и «Тектологии» А.А. Богданов постоянно приводит примеры проявления единства окружающей нас действительности и действия тектологических законов именно в сфере человеческой психики.

Симптоматично выглядит использование им положений развивающегося в это время направления психологии - бихевиоризма и его философской параллели - прагматизма, для обоснования им своей теории преобразования общественной практики. Идея прагматизма, согласно которой для познания и человеческой практики имеет значение и, следовательно, объективно только то, что полезно, как нельзя лучше укладывается в трактовку учёным понятия «опыт». Очевидно, идеи представителей активно развивавшегося в то время прагматизма Ч. Пирса, У. Джемса, Д. Дьюи проявляются во многих подходах А.А. Богданова к решению различных философских проблем. Положения прагматизма вполне сочетаются с предназначением тектологии как средства эффективного осуществления преобразовательной деятельности человека.

В первую очередь, это можно рассмотреть на примере его отношения к трактовке истины как ясного, отчётливого и непротиворечивого знания, соответствующего конкретной стадии развития общества, истинность которого является непременным условием результативной практики, что вполне согласуется со взглядами А.А. Богданова на практическую направленность философии и её социальную полезность как организационного орудия. Один из основных постулатов прагматизма - полезность определяет значение истины, что делает правомерным признание исключительной значимости опыта в процессе познания. Так, у У. Джемса истинность знания определяется его полезностью для наших поведенческих актов, поступков, каждый вид знания полезен и применим в определённой ситуации. У Д. Дьюи - познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде как природной, так и социальной. Всё это хорошо сочетается с выводом Богданова о том, что человек - производное природной и социальной среды. Сам учёный очень доброжелательно отзывался о концепции прагматизма, и её представителях: «В рядах «прагматистов» есть такие выдающиеся учёные, как Вильям Джемс, такие научно-образованные философы-специалисты, как Анри Бергсон». Несомненно, идеи прагматизма использовались А.А. Богдановым при разработке им проблем преобразующей практики. Высоко оценивая идеи прагматизма, А.А. Богданов, в то же время критиковал его последователей за индивидуализм и игнорирование коллективистской природы человека.

В сфере научных исследований учёный черпал неиссякаемый материал, подтверждающий его идеи об организационном единстве окружающего мира. Именно естественнонаучные источники стали важнейшим фактором формирования организационных взглядов А.А. Богданова. По его мнению, не политические установки, а становление новой универсальной мировой науки позволит совершить прорыв в создании гармонично организованного человека и общества. Именно знакомство А.А. Богданова с передовыми естественно-научными открытиями в самых различных областях - от биологии и кристаллографии до психологии и «социальной зоологии» (социологии), стало для него источником выводов о единстве законов, действующих в различных областях общественной практики и научного познания, а также подхода к исследованию любого объекта и явления как сложной системы во всех её взаимосвязях и отношениях. Методы этих наук впоследствии учёный использовал как исходные для создания своей философской системы. Наука, утверждал А.А. Богданов, - это «процесс организации общественно-трудового опыта, высшая форма монизма, делающая человеческое мышление всё более стройной и гармоничной системой». Крупные научные открытия на рубеже конца XIX - начала XX веков, произошедшие перед его глазами, привели к объединению и преобразованию целых научных областей на основе обобщающих принципов, образованию новых междисциплинарных областей знания, что позволило ему сделать выводы о единстве фундаментальных законов природы.

В своих статьях и, главным образом, в «Тектологии» А.А. Богданов часто упоминает достижения и открытия зарубежных и отечественных учёных в самых различных научных областях, подробно их анализируя с точки зрения законов организации и организационных механизмов. Многие исследователи становления философских взглядов А.А. Богданова единодушны во мнении об огромном влиянии достижений науки того времени на его мировоззрение. В архивах Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории хранятся записные книжки А.А. Богданова, содержащие записи, затрагивающие проблемы различных научных областей, выписки из научно-популярных журналов, большей частью из журнала «Природа» января-августа 1913 года, совпадающие по времени с периодом интенсивной работы над «Тектологией». Эти записи касаются самых различных научных областей: астрономии, акустики, исследований мутаций у рыб, симбиоза, языка гиббонов, изучения солнечной радиации, шлифовки металлов, и др. Там же содержатся выписки из журнала «Природа» 1914 и 1916 г.г., а также журнала «Успехи физических наук» за 1918 г. В этих записках содержатся сведения о таких научных открытиях и исследованиях как:

- использование универсального значения принципа Ле-Шателье о противодействии системы внешним воздействиям, идеи русского кристаллографа Е.С. Фёдорова, а также выводы физиолога Н.Н. Белова о законе «построения организованных образований» и созданной им математической модели организма как саморегулирующейся системы;

- формальная теория явлений - «общая феноменология», разработанная на базе аналогии югославско-французским учёным М. Петровичем в работе «Механика явлений, основанных на аналогиях»;

- работа «Натурфилософия» В.Ф. Оствальда, где он выделяет роль саморегуляции и стационарных процессов как основы жизни;

- выводы К. Сент-Илера, который в 1913 г. в ходе исследований пришёл к выводу о господстве нелинейных отношений в развивающихся системах;

- теория «иерархических организаций»- или «механология» французского инженера Ж. Лафита 1911 г., объединяющая социальные и естественные науки.

- утверждение У. Томсона о совпадении уравнений электрического разряда и уравнений всяких затухающих колебаний при доказательстве положения о сходстве структур математических выражений качественно различных процессов;

- работа «Труд человека и его отношение к распределению энергии» 1880 г. экономиста - естественника С. Подолинского, в которой он сделал попытку выявить естественнонаучные основы социализма, указав на связь законов термодинамики с развитием и функционированием живых и социальных систем.

Всё это говорит об активном использовании А.А. Богдановым материалов новейших научных исследований в своей работе над тектологией. Так, ученый отмечал, в частности, универсальность механизма «равновесия» закона Ле-Шателье, согласно которому, внешнее воздействие на систему вызывает обратное противодействие. По его мнению, этот механизм приложим не только в области физики и химии, но и в науках о жизни, психике и обществе. Об этом же говорит его интерес к положению об отборе наиболее приспособленных организмов Ч. Дарвина, к исследованиям его сына Дж. Дарвина, который в теории приливов и гипотезе происхождении двойных звёзд пытался дать общую схему условий сохранения и нарушения равновесия, применимую ко всем формам бытия - от астрономических систем до социальных, а также универсализирующую тенденцию принципа относительности А. Эйнштейна.

А.А. Богданов высоко оценивал и использовал идеи одного из представителей позитивизма Г. Спенсера, видя в его «эволюционных схемах» подготовительную ступень всеобщей организационной науки и создания единой картины мира. Кроме того, он изучал исследования Г. Спенсера и разработки немецкого учёного К. Бюхера в области явления ритма как одного из всеобщих организующих принципов, всемерно проявляющихся в природе при функционировании, развитии и взаимодействии самых разнородных объектов и систем. Особо он выделяет спенсеровские эволюционные схемы, в которых эволюция рассматривается как один из механизмов процессов организации системных объектов.

Вполне возможно в замысле его схем А.А. Богданов разглядел тектологические механизмы: формирующий, основой которого является соединение комплексов или конъюгация, ведущая к формированию системы и регулирующий, основой которого является подбор, определяющий дальнейшее развитие ранее возникшего комплекса. Из этой же схемы А.А. Богданов вывел схему развития организованной системы по принципу «прогрессивного расхождения» («системной дифференциации»), причиной которого является существование «начальной разности» любых комплексов и частей целого, а также различного действия среды: «...поскольку отдельность имеется или развивается, постольку проявляется или прогрессирует действие закона расхождения». При этом учёный подчёркивает всеобщий характер данной организационной закономерности: «...закономерность системного расхождения - «дифференциация» - одна и та же во всех областях и на всех ступенях бытия. Чем выше уровень организационных форм, тем с большей отчетливостью и строгостью она обнаруживается».



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Насилие как зло и грех
Гносеологические и онтологические основания философии Н.А. Бердяева и их специфика
Социальная философия как интегратор социогуманитарных наук в системно-целостном изучении личности
Традиции школы всеединства в России
Природа ценности и ценность природы
Вернуться к списку публикаций