2012-10-24 16:49:47
ГлавнаяФилософия — Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова



Идейно-теоретические и социокультурные предпосылки тектологии А.А. Богданова


Выдающийся русский ученый начала XX века, создатель всеобщей организационной науки - тектологии, один из руководителей российского социал-демократического движения, писатель, просветитель и пламенный революционер, посвятивший свою жизнь, творчество и талант служению общественным интересам - Александр Александрович Богданов (Малиновский) - (10 (22) августа 1873 г. - 7 апреля 1928 г.) оставил заметный след в истории философии и научной мысли, впервые создав вполне завершённый образец системной методологии в виде всеобщей организационной науки - тектологии. Формирование мировоззрения Александра Александровича Богданова шло под воздействием множества самых различных факторов. Огромное влияние на его развитие оказали условия воспитания, семейная обстановка, в которой рос будущий создатель тектологии. Семья Малиновских дала благоприятные условия для быстрого умственного развития будущего мыслителя и «возмутителя спокойствия» в марксистской среде. У будущего учёного рано выработалась способность к критическому анализу окружающих людей и явлений. Так, в его воспоминаниях о своей семье прослеживается отстранённо-критическая оценка родителей, их взаимоотношений друг с другом и детьми, и здесь же, очевидно, лежат истоки его стремления устроить всё разумно: «... критика семейных авторитетов и книжное проникновение в жизнь, естественно, сделали тогда меня рационалистом. Мне казалось очевидным, что стоит людям разумно взглянуть на свои взаимные отношения, чтобы гармонично их организовать». На всю жизнь у А.А. Богданова сформировалось неприятие существующей действительности и постоянное желание изменить её. Сильнейшее впечатление от смерти брата, потеря веры в Бога, по его собственному свидетельству, развили в нём сочувствие ко всему живому и сформировали идеал - жизнь в гармонии, без боли и смерти.

Дальнейшее развитие и образование молодого А.А. Богданова сформировало его как мыслителя с устойчивым интересом к естественным и социальным наукам и основательным фундаментом знаний: так, в 1893 году, закончив с золотой медалью гимназию, он поступает на естественное отделение Московского университета, а после исключения из университета за участие в народовольческой организации и высылки в Тулу, заканчивает медицинский факультет Харьковского университета по специальности психиатрия. Естественнонаучная направленность образования, критичность ума, энциклопедичность знаний и широта научных и жизненных интересов наложила отпечаток на дальнейшие жизнь и творчество А.А. Богданова.

Существенное влияние на становление философских идей А.А. Богданова оказала общественно-политическая обстановка в России конца XIX - начала XX века. Об этом говорят, прежде всего, факты его биографии. Проявляя ещё в ранней молодости значительную социальную активность, а затем, включившись и в революционную борьбу, он стал видным деятелем социал-демократического движения как в сфере организационной практики, так и в области теоретической деятельности и просветительской работы в рабочей среде. Поэтому закономерно, что этой деятельности надолго подчинились все научные, политические и жизненные интересы А.А. Богданова. Можно согласиться с составителями сборника «Русский позитивизм», что и допущенные А.А. Богдановым противоречия, и глобальность разрабатываемых им проблем, величественность и, порой, маловыполнимость поставленных им задач, обусловлены такой особенностью современной А.А. Богданову эпохи, как «нетерпение сердца». Именно это «нетерпение» заставляло его даже созданную им самим систему эмпириомонизма оценивать уже не как «высшее достижение» философской мысли, а как «преходящую теорию», на смену которой идёт качественно новая «всеобщая организационная наука». Сам А.А. Богданов писал, что «начало всеобщей новой науке будет положено в ближайшие годы, её расцвет возникает из той гигантской лихорадочной организационной работы, которая создаст новое общество и завершит мучительный пролог истории человечества.». Это время, по его мнению, было уже не так далеко.

Став одним из признанных лидеров социал-демократического движения России и, влияя на развитие революционного движения, А.А. Богданов остро чувствовал необходимость такой науки и активно работал над её созданием. Даже впоследствии, «отлучённый» от марксизма, от активной политической деятельности, подвергавшийся гонениям и замалчиванию официальной советской власти, пережив арест органами ВЧК, А.А. Богданов не прекращал совершенствовать своё детище во имя максимальной эффективности созидательной деятельности человеческого общества. Он постоянно искал возможность донести свои взгляды до максимально широкой аудитории, в частности, используя работу в Пролеткульте, Соцакадемии, Наркомате внешней торговли. Более того, даже свою работу, которая трагически завершилась в результате неудачного опыта на самом себе, по организации и руководству Институтом гематологии и переливания крови он строил, исходя из возможности реализации и практического применения тектологических принципов в целях повышения жизнеспособности человеческого организма.

Говоря об эволюции философских взглядов А.А. Богданова, необходимо отметить наличие нескольких точек зрения на её периодизацию, которые, в основном, охватывают то время, которое можно назвать предтектологическим. Наиболее ранняя и известная периодизация дана В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм», где он выделяет четыре основных этапа философской эволюции учёного за девятилетний период (с 1899 по 1908 год):

1 этап, в рамках которого А.А. Богданов предстаёт как «естественноисторический» (т.е. наполовину бессознательный и стихийно-верный духу естествознания) материалист. Этот период относится к концу 90-х годов XIX века;

2 этап: - конец 90-х годов XIX века, В.И. Ленин оценивает как увлечение модной «энергетикой» В.Ф. Оствальда. Ленинская характеристика этого этапа «заблуждений» А.А. Богданова - «путаный агностицизм, спотыкающийся кое- где в идеализм».

3 этап: - начало первого десятилетия XX века. По мнению В.И. Ленина, в это время происходит переход А.А. Богданова к идеям Маха, что в его понимании означает принятие основных предпосылок субъективного идеализма, «непоследовательного и сбивчивого, как вся философия Маха».

4 этап: - конец первого десятилетия XX века. В.И. Ленин характеризует как попытку А.А. Богданова убрать «некоторые противоречия махизма, создать подобие объективного идеализма». При этом Владимир Ильич прогнозировал траекторию философской эволюции мыслителя: «Дальше ли отстоит эта стадия богдановской философии от диалектического материализма, или ближе, чем предыдущие стадии? Если он стоит на одном месте, тогда, разумеется, дальше. Если он продолжает двигаться вперед по такой же кривой линии, по которой он двигался девять лет, тогда ближе: ему нужен теперь только один серьезный шаг, чтобы снова повернуть к материализму, - именно - универсально выкинуть всю свою универсальную подстановку». В.И. Ленин распознавал объективный идеализм в самой «подстановке». Можно сказать, что в ленинской периодизации вполне верно и чётко выявлена сущность и расставлены акценты относительно источников формирования философской концепции А.А. Богданова, однако данная оценка и периодизация основана на жёсткой системе координат - соответствие материализму или идеализму, то есть дуалистическому выбору, преодолению которого как раз и была посвящена философская система российского учёного.

Этой периодизации и сегодня придерживаются отдельные исследователи творчества А.А. Богданова. В частности, И.С. Нарский делает попытку продолжить ленинскую периодизацию, считая, что прогноз В.И. Ленина о дуге в 180° подтвердился, и эволюция воззрений А.А. Богданова пошла далее по предсказанному пути. В силу этого, четвертый этап, по мнению И.С. Нарского, оказался у А.А. Богданова промежуточным. Поэтому он выделяет ещё один - 5 этап эволюции взглядов мыслителя, что вполне правомерно, так как философское и научное творчество учёного ещё далеко не было закончено, а его основной труд был ещё впереди. Известно, что В.И. Ленин после устранения А.А. Богданова с политической сцены путём многократного «отлучения» последнего от марксизма, а также в связи с занятостью политической деятельностью, отсутствием времени и сил в конце жизни, не был знаком с последующими работами А.А. Богданова и доверял борьбу с его философскими идеями своим соратникам по партии. И.С. Нарский утверждает, что возвращение мыслителя к философскому материализму происходило через разработку учения о структурном измерении действительности. «Возвращение это происходило зигзагами, - отмечает Нарский, - в ходе поисков новых определений места и роли философии в системе знаний и отношения философии и всех наук к методологии». В данном случае подход к оценке взглядов А.А. Богданова также осуществляется с позиции обязательного соотнесения идей учёного либо с материализмом, либо с идеализмом. Богданов же, напротив, ставил перед собою задачу преодоления традиционного дуализма процесса познания.

Помимо вышеуказанных подходов можно отметить несколько попыток периодизации, представленных такими исследователями как В.Н. Садовский, Т.С. Ищенко», Т.Г. Кульсеева, а также версию, изложенную в «Философском энциклопедическом словаре».

Данные варианты периодизации эволюции философского мировоззрения А.А. Богданова отражают постепенное изменение отношения к взглядам учёного. Особенностью этой тенденции является уход в прошлое оценки взглядов философа сквозь призму близости или соответствия ленинским определениям.

На основе анализа различных вариантов периодизации творческой эволюции А.А. Богданова можно предложить следующую характеристику этапов эволюции воззрений философа, отчасти, синтезирующую вышеуказанные подходы:

1. 90-е годы XIX века - период усвоения и активной разработки

А.А. Богдановым марксистской теории, а также подверженности влиянию бурно развивающихся естественнонаучных теорий и результатов последних научных достижений. В этот период собственно закладывается теоретический фундамент будущих философских концепций - эмпириомонизма и тектологии. Практически во всех работах А.А. Богданова, начиная с самых ранних, прослеживается идея организационного подхода к анализу окружающей действительности, стремление отыскать основу единого взгляда на мироустройство. Знакомство с представителями различных философских школ прошлого и настоящего, а также передовыми достижениями науки имеет ярко выраженный избирательный характер, подчинённый определённому замыслу, что, впоследствии, воплотилось в создании А.А. Богдановым целостной философской системы и универсальной методологии человеческой практики и познания;

2. рубеж XIX - XX веков - переходный этап, время его увлечения и постепенного отхода от «материализма естественников» - «энергетизма» А.Ф. Оствальда. Это период поиска идей, соответствующих научным установкам учёного, отвечающих его монистическому подходу к объяснению мироустройства, время его знакомства с идеями Э. Маха и Р. Авенариуса. Данный период характеризуется ожесточенной теоретической борьбой с идеями представителей религиозного направления русской философии в среде российских социал-демократов что, несомненно, наложило отпечаток на дальнейшую философскую эволюцию мыслителя, определив реалистичность и прагматическую направленность будущей организационной науки учёного;

3. первое десятилетие XX века (до 1908 г.) - период творческой переработки методологического подхода Э. Маха, попытка синтеза эмпириокритицизма и марксизма, плодотворного формирования А.А. Богдановым оригинальной философской системы эмпириомонизма, в которой явно угадываются корни будущей всеобщей организационной науки. На этом этапе А.А. Богданов утверждается во мнении о том, что должно лечь в основу его универсальной методологии, а именно - объяснение окружающей действительности с точки зрения организации и организационных закономерностей, применение их в преобразующей практике. Тогда же учёный формирует свою философскую систему эмпириомонизма, где энергии отводит роль начала, отличного от материального и духовного в содержании «опыта», проявление которого возможно и в том, и другом виде в зависимости от способа организации «элементов опыта». «Психическое есть опыт, организованный индивидуально, физическое - организованный социально». Он заменил ощущения у Э. Маха практикой, пытаясь преодолеть субъективный идеализм эмпириокритиков и эмпириосимволистов, а также обосновать монизм своего подхода к объяснению окружающего мира.

4. 1906-1912 г.г. - определялся Лениным как переходный. Это время накопления исходного материала и тех идей, которые впоследствии будут положены в основу тектологии, время активной политической деятельности и организационной работы А.А. Богданова, период - обострения идейно-политических разногласий с В.И. Лениным, организация партийной школы на Капри, новые «отлучения» от марксизма и постепенное оттеснение Богданова от активной политической и партийной работы;

5. начиная с 1912 г. - по 1923 г. - создание всеобщей организационной науки (тектологии) - «практической философии», призванной заменить традиционную философию. Последняя дата указывает на время окончания работы над третьей частью его труда. Но его высказывания и письменные источники свидетельствуют о том, что проблемами организационной науки Богданов не прекращал заниматься до самой смерти. Даже его деятельность по созданию и руководству Институтом переливания крови была средством доказать жизнеспособность своей науки, полем применения идей тектологии на благо человечества. И как знать, если бы не преждевременная смерть учёного, может быть, всеобщая организационная наука имела бы сегодня большую теоретическую завершённость и, возможно, иную судьбу.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Личность Владимира Соловьёва и её влияние на становление философии всеединства
Организационный подход А.А. Богданова в контексте развития современных системных исследований
Материально-практические измерения общественного бытия. Начала праксиологии
Эпоха просвещения и формирование философии «морального чувства»
Глобализация и идеи конвергенции
Вернуться к списку публикаций