2012-01-28 19:56:32
ГлавнаяФилософия — Монархические идеи Л.А. Тихомирова



Монархические идеи Л.А. Тихомирова


Тихомиров довольно подробно анализировал необходимую на его взгляд систему управительных властей. Она, по его мнению, должна иметь две основные характеристики: во-первых, специализацию властей; во- вторых, сочетание бюрократии и общественного управления. Главное назначение специализации - ограничение путём взаимного сдерживания возможного произвола управительных властей. Второй важной задачей специализации властей является достижение «тонкости и энергии действия», то есть повышение их эффективности. Разделение властей Тихомиров считал необходимым по различным направлениям:

«1) по способу проявления власти она делится на законодательную, судебную и исполнительную;

2) по предмету ведения, очень разнообразно разделяется на министерства, ведающие задачи общественного порядка, задачи экономические, задачи защиты государства и т.д.;

3) по широте действия: общегосударственное управление, местное, специальное».

Но особое внимание Тихомиров уделял сочетанию бюрократических и общественных сил. Основная необходимость такого сочетания, на взгляд Тихомирова, вызвана целью обезопасить верховную власть от узурпации со стороны служебных властей, а также обеспечить непосредственное общение между монархом и народом. Узурпация верховной власти, по мнению Л.А. Тихомирова, возможна при любой форме правления. При демократии её осуществляет так называемый «класс политиканов», то есть людей профессионально занимающихся политикой. Невозможность демократии к прямому действию в широком масштабе вызывает необходимость представительства и производит на свет политические партии, которые часто и узурпируют верховную власть народа.

В монархии опасность узурпации проистекает со стороны бюрократической системы. Это происходит, как справедливо считал Л.А. Тихомиров, когда власть чиновников душит всякое самоуправление и берёт на себя управление сферами даже не имеющими государственное значение. Подавив самоорганизацию социального строя бюрократия становится фактически бесконтрольной, так как один монарх не в силах в достаточной мере её контролировать, хотя вся правительственная система и смыкается на нём. Таким образом, происходит перерождение самодержавия в абсолютизм, о чём уже неоднократно говорилось. Можно с уверенностью утверждать, что подобные мысли возникли у Л.А. Тихомирова большей частью в результате наблюдения им государственного устройства России, о бюрократическом характере которого мы говорили выше.

Итак, общественные силы должны обезопасить верховную власть от узурпации. При этом возникает проблема должного сочетания вышеназванных сил, установления так называемой «сочетанной системы управительных властей». Безусловно, бюрократические учреждения являются технически наиболее совершенными. Поэтому сфера их использования должна быть очень большой. В первую очередь, считал Тихомиров, место бюрократии там, где требуется создание сложных передаточных механизмов. Бюрократия незаменима также там, где нужны специальные знания персонала, единоличность действия. Главным образом, эти качества требуются при реализации собственно исполнительной власти.

Привлечение общественных сил Тихомиров допускает в трёх сферах: «1) в управлении, допускающем прямое действие народных сил (демократических или аристократических), 2) в области законодательной деятельности государства, 3) в области контроля за управлением».

Роль общественного управления при этом виделась Л.А. Тихомирову очень многогранной. Во-первых, беря на себя огромную массу дел, оно оказывает огромную помощь верховной власти. Во-вторых, взаимодействие общественного и бюрократического управления обеспечивает их взаимный контроль и здоровую конкуренцию. При этом наличие во всей системе управления общественных сил способствует сохранению в бюрократии гражданского духа. Это также позволяет определять большое количество лиц, достойных для привлечения к государственному управлению. В-третьих, присутствие общественных сил на местах и около трона (в деятельности законодательной и контрольной), способствуя монарху, позволяет сохранять ему верховный (контрольный и направительный) характер власти. Всё это вместе создаёт столь необходимый для монархии процесс непосредственного общения нации с государем, помогая последнему оставаться выразителем этического идеала всего народа.

Общественные силы, по мнению Тихомирова, в управлении могут иметь две главные формы: «1) создание учреждений на почве общественного и сословно-классового управления, и 2) привлечение общественных представителей в общий круг государственного управления».

Создание учреждений может быть допустимо лишь на местах, где возможно прямое управление населения, или передача его полномочий «в самой первой инстанции», то есть лицам хорошо известным и доступным контролю. Это возможно, как справедливо считает Тихомиров, только на небольшой территории или в пределах сплочённых социальных групп, там где нет необходимости создавать многоступенчатую систему властных органов.

Общественное управление должно, по Тихомирову соответствовать ряду требований. Первое правило, о котором было сказано, гласит, что компетенция общественного управления должна включать решение лишь тех дел, которые ей фактически доступны. Второе требование состоит в сословном характере избрания доверенных лиц местного управления. Представлять интересы населения может только лицо, связанное со своими избирателями интересами, бытом, общим духом, а это более всего возможно при соблюдении сословного принципа. Третье, в местном управлении должны быть представлены все без исключения социальные группы. При этом, четвёртое, число представителей от них должно зависеть от численности, социальной и экономической их роли. Пятое правило требует контроля государственной власти за местным управлением, и право любого меньшинства на апелляцию к верховной власти. При этом Тихомиров категорически против наличия у местных властей какой-либо своей исключительной компетенции. По сути, он выступал против принципа самостоятельности местного управления, закреплённого, например, в действующей российской Конституции. Местное управление должно иметь широкую компетенцию, но всегда должна сохраняться возможность государственного вмешательства. Что, впрочем, полностью соответствует логике, учитывая единоличный характер верховной власти, которая имеет все права.

Полезным, по мнению Тихомирова, являлось бы присутствие в общественном управлении церковного представительства (но не от духовенства, а от приходов и епархиального совета приходов). Данное представительство должно обеспечивать церковный контроль и нравственное влияние.

Сочетание сил бюрократических и общественных, как уже говорилось, необходимо и возможно также в общегосударственных учреждениях. При этом народное представительство в подобных учреждения в монархии имеет совсем другой смысл, нежели в демократии. Демократия требует представительства народной воли, а монархия - народного духа. В монархии представительство не может иметь задачу выражать народную волю, ибо сам монарх и есть представитель народа.

Народное представительство служит для монарха основным каналом общения с нацией. Оно необходимо, чтобы монарх знал народный дух. Эта задача делает абсолютно неважной, по мнению Л.А. Тихомирова, ключевую для демократии систему подсчёта голосов. Здесь нет необходимости в математическом выражении предполагаемой воли народа. Для монархии главное знать действительный дух народа, который арифметическим способом установить невозможно. Поэтому вопрос о пропорциональности представительства не особенно занимал Тихомирова, главное обеспечить его доброкачественность. А это может, по мнению Тихомирова, обеспечить лишь сословное представительство (как и на местном уровне). Чтобы не превратится как при демократии в политиканов, народные представители должны быть представителями тех социальных групп, к которым они принадлежат. Но это требует сословной организации общества.

Народное представительство на общегосударственном уровне должно быть использовано, в первую очередь, в законосовещательных органах. Именно здесь они по самому своему смыслу наилучшим образом смогут обеспечить представительство народного духа. Но из общего смысла рассуждений Тихомирова (хотя он об этом прямо не говорит в «Монархической государственности»), вытекает, что в законосовещательный орган могут включаться лица, назначаемые императором, а также некоторые чиновники по должности.

Вообще, Тихомиров особое внимание уделял системе высших правительственных учреждений. Здесь он особо обращал внимание на необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы максимально ограничить произвол управительных властей. Роль представительных органов должна быть именно законосовещательной. Только воля монарха может придать законам общеобязательную силу. Он волен в принятии законов. Но представительные органы в го же время лучше всего способствуют выражению в законах народного духа, что и требуется. Судебная власть должна быть полностью независимой от законодательной и исполнительной. Она должна подчиняться закону. Но эта независимость ни в коем случае не распространяется на отношения с верховной властью. Монарх обладает всей полнотой власти. Суды, как и другие органы, находятся в полном его подчинении. По отношению к судебной власти это, в основном, должно выражаться в праве апелляции к Верховной власти на любое судебное решение. Построение исполнительной власти имеет для монархии наибольшую опасность в смысле её перерождения во власть абсолютистскую. Это происходит в силу того, что исполнительной власти наиболее свойствен принцип единоличности. В силу чего монарх часто теряет свой верховный характер, превращаясь фактически в премьер-министра с неограниченными правами. Этого можно избежать через наделение в законодательном порядке исполнительной власти самостоятельностью, со строгой собственной ответственностью. Но при этом должна быть выделена сфера, в которой министры должны действовать только с изволения государя. Единство исполнительной власти должен поддерживать не непосредственно сам монарх, а кабинет министров во главе с премьер-министром, который является ответственным лицом.

Но при этом всё равно остаётся проблема контроля за исполнительной властью. Тихомиров предлагал её решить посредством создания при монархе специального контрольного органа, некой «царской думы». Он не должен быть судебным органом как Сенат, ибо судебная компетенция недостаточна для контролирующего органа. Данный орган должен иметь самую широкую компетенцию и возможность контролировать не только исполнительную, но и другие специализированные власти. Для этого он должен включать в себя представителей всех высших властей, но не только, иначе он быстро потеряет способность контролировать своих членов. «Царская дума» должна включать значительное количество избранных или назначенных общественных представителей. Естественно, что члены этой «Царской думы» должны быть независимым от любых государственных органов и иметь возможность непосредственного общения с государем.

Таковой Тихомиров видел общие контуры системы управления, построенной на сочетании бюрократических и общественных сил. Но важность непосредственного общения верховной власти с нацией, как его представлял Тихомиров, привели его к признанию необходимости периодически созываемых совещательных земских соборов (здесь он вполне сходится со славянофилами).

* * *

Таким образом, функционирование монархической власти должно, по мнению Л.А. Тихомирова, осуществляться в следующих основных направлениях:

1) Монархия должна заботиться о «выработке носителей верховной власти», что находит своё выражение в следующих задачах:

а) установление династичности, сопровождаемой правильным, вполне определённым престолонаследием. Следует повторить уже высказанную выше мысль, что Россия, представляла в этом вопросе в целом позитивный пример. Тихомиров лишь критикует, справедливо на наш взгляд, существовавшую в России узаконенную практику заключения браков только между представителями различных царствующих домов;

б) воспитание наследника престола, обязательно включающее следующие основные моменты: «внимательное религиозное воспитание», заботу о его физическом развитии и создание «доброй обстановки» вокруг него;

в) усвоение монархами «царских принципов», то есть правил, которых они должны придерживаться в своей деятельности. К ним Тихомиров относил: самообладание, умеренность, следование долгу, справедливость, законность, сознание своей безусловной необходимости для нации, непосредственное общение с нацией, стремление к прогрессивной эволюции своей власти. На наш взгляд «царские принципы» являются искусственным образованием, смешивающим нравственные по сути требования с отдельными сферами забот монарха.

2) Монархия как «верховная власть нравственного идеала» должна заботиться о «начале нравственном и религиозном». Монархическое власть должна заботиться о «о прогрессивной эволюции религиозного сознания народа», что более всего обеспечивается независимостью религии от государства. А это возможно при союзе государства с церковью, то есть «для монархии нужно сохранить своё верховенство во всей области государственных отношений, в которые входит церковная организация. Для Церкви, в свою очередь, необходимо сохранить свою верховную власть в области духовной. Во всей же области социальной взаимные отношения Церкви и государства определяются желаниями и потребностями церковной организации, поскольку их признаёт удовлетворимыми государство, и требованиями государства, поскольку им способна подчиниться Церковь». По сути, это изложение давно известной русской политической мысли, привнесённой из Византии теории о «симфонии властей». Тихомиров выступал за устранение существующего в России ненормального подчинения Церкви государству, считая необходимым восстановление патриаршества.

3) Монархия должна заботиться о должном развитии «социального строя», так как «вся реальная жизнь нации совершается в социальном строе, так что если мы у него отнимаем влияние на государство, то тем самым отнимаем это влияние и у нации». Суть своей идеи корпоративного строя Тихомиров видел в том, чтобы естественные классы, естественные группы нации получили соответствующий их положению юридический статус, чего не имеет общегражданский строй, оставляющий человека один на один с государственной машиной. Это является необходимым условием эффективности местного самоуправления и поддержания связи социального строя с верховной властью монарха.

4) Следующая важнейшая сфера забот монархической власти - «система управления». Монарх должен занимать в ней роль центра, к которому сходятся все виды управительных властей. Он, имея возможность осуществлять любую управленческую функцию, должен в основном заниматься управлением управительных сил. Чтобы быть эффективной, система управительных властей должна строиться на основе специализации, а также сочетания бюрократии и общественного управления. Второму положению Тихомиров уделял особое внимание. «Сочетанная система управления» своей главной целью имеет защиту верховной власти от узурпации со стороны служебных властей, а также она направлена на обеспечение непосредственного общения между монархом и народом. Бюрократия главное применение должна найти в сфере исполнительной власти. Общественное управление Тихомиров допускал в сферах: местного управления, законодательной деятельности государства и в области контроля за управлением. Создание учреждений общественного управления и привлечение общественных представителей к участию в общегосударственном управлении должно осуществляться на основе сословного представительства.

Систему государственных органов власти и управления Тихомиров чётко не определял, но закреплял её общие параметры.

Верховная власть принадлежит императору, власть которого неограниченна и самодержавна.

Общегосударственный законосовещательный орган должен строиться на основе народного представительства. Закон должен приобретать силу только после утверждения императором.

Исполнительная власть должна осуществляться министерствами, общее руководство которыми необходимо передать кабинету министров во главе с премьер-министром. Исполнительная власть должна иметь самостоятельность, сопряжённую с ответственностью.

Судебная власть должна быть независимой и осуществлять, главным образом, правосудие. Она не должна иметь контролирующих функций.

Контролирующим органом должна быть «царская дума» при особе императора. Она должна формироваться из представителей всех властей, а также содержать большое количество народных представителей. Царская дума должна быть независима от иных управительных властей, иметь полномочия по их контролю, обладать правом законодательной инициативы и возможностью непосредственного общения с монархом.

Для возможно большего общения верховной власти с нацией Тихомиров предлагал также учредить периодически созываемые совещательные земские соборы.

В целом, мы можем констатировать, что предложения Тихомирова относительно основных направлений монархической политики полностью соответствуют установленной Тихомировым сущности монархической власти как верховной власти нравственного идеала, а также указанным им общим основам данной власти (началу религиозно-этическому, социальному строю и политической сознательности). Его предложения в области отношений с Церковью направлены на обеспечение свободного, неискажённого формирования нравственного идеала нации, а вместе с династической политикой должны были обеспечивать перенесение этого идеала на единоличную верховную власть. Мыслимые им отношения монархии к социальному строю и политика в управительной сфере, в первую очередь направлены на выявление действительных интересов нации и возможности её (нации) непосредственного общения с монархом. Всё это позволило бы, на взгляд Тихомирова, обеспечить монархии необходимый нравственный характер.

Справедливость взглядов Тихомирова относительно основ монархии и главных направлений её политики доказывается тем, что они логически объясняют основные недостатки российской государственности. Бюрократизм российской государственной системы, отсутствие каналов непосредственного общения монарха с нацией, подчинённое положение Русской Православной Церкви и её внутренняя забюрократизированность - это недостатки, о которых говорилось неоднократно, и которые были очевидны в глазах общественного мнения второй половины XIX - начала XX века. Предложения Тихомирова, вытекающие из всей системы его взглядов, на наш взгляд, имели бы последствиями их реализации устранение именно указанных недостатков.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Софиология во всеединстве Вл. Соловьева
Природа морали и её основания в этических учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма
Проблема человека в философии И.А. Ильина
Глобализация и идеи конвергенции
Динамика базовых структур социума и процесс глобализации
Вернуться к списку публикаций