2012-01-28 19:56:32
ГлавнаяФилософия — Монархические идеи Л.А. Тихомирова



Монархические идеи Л.А. Тихомирова


Основы существования монархии.

Лев Александрович Тихомиров является крупнейшим представителем русского консерватизма конца XIX - начала XX века, к которому можно отнести также М.Н. Каткова, В.П. Мещерского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, и др.

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю) как идейно политическое течение возникло в конце XVIII века как реакция на либеральные идеи периода французской революции. Консерватизм можно охарактеризовать как идеологию, направленную, на охрану исторических традиционных основ жизни общества. В советской науке консерватизм характеризовался как безусловно отрицательное идейно-политическое течение, противостоящее «прогрессивным тенденциям социального развития». На самом деле консерватизм является объективной и закономерной реакцией человека на изменения традиционных устоев, изменения, часто имеющие разрушительный характер. Человеку свойственно отдавать предпочтение тому, что прошло проверку временем и доказало свою жизнеспособность. С этой точки зрения консерватизм может иметь как отрицательный, так и положительный характер. Отрицательный консерватизм направлен на простое охранение старого, без всякого его развития. Положительный консерватизм стремиться к творческому развитию традиционных основ с использованием исторического опыта.

Консервативная мысль в России появилась фактически параллельно с европейским консерватизмом. Её зачатки мы находим, например, в трудах М.В. Ломоносова. Из рассмотренных нами мыслителей к наиболее ранним консерваторам можно отнести Н.М. Карамзина и графа С.С. Уварова. Критикуя популярные в период правления Александра I либеральные идеи, Н.М. Карамзин отстаивал спасительность для России русского самодержавия. Тема самобытности России звучит и в знаменитой триаде С.С. Уварова: «православие, самодержавие, народность». Существенные консервативны черты имелись и в учении славянофилов, обосновывавших самобытный путь исторического развития России. Самобытность России им виделась в аполитичности русского народа, его доверии царю, в отсутствии в её истории классовой борьбы, в православии как единственно истинном христианстве, в русской поземельной общине. Некоторые консервативные элементы славянофильства были развиты впоследствии в духе национализма и панславизма поздними славянофилами (почвенниками) - Н.Я. Данилевским и К.Н. Леонтьевым. Сугубо охранительный характер имели взгляды таких консерваторов как М.Н. Катков и К.П. Победоносцев. Ясно представляя самобытные начала русской политической истории они оба выступали категорически против идей конституционализма и созыва земского собора. При этом они предлагали лишь совершенствование и укрепление существовавших порядков.

Идеи Льва Александровича Тихомирова можно отнести к положительному направлению русской консервативной мысли, к «творческому традиционализму». К самобытным начала русского народа и государства он относил наличие у нации особого «нравственного идеала», самодержавие, православие, единство идеалов царя и народа и др. При этом Тихомиров даёт подробный анализ недостатков российской государственности, указывая среди них - недостаток политической сознательности, бюрократизацию, «европейское умственное иго», подчинение Церкви государство и др. Творческий характер идеи Тихомирова имеют потому, что проведя подробный анализ основ монархии, российской государственности, он предлагает широкую систему мер, направленных на развитие русской традиции, а не простое её охранение. Следует также сказать, что в отличие от большинства перечисленных русских консерваторов учение о государственности Л.А. Тихомирова чётко систематизировано.

Как уже было сказано выше государственность, по мнению Л.А. Тихомирова основывается на законах психологии и кооперации, а любая кооперация предполагает наличие власти. Главной целью власти в обществе становится создание и поддержание определённого порядка - это вытекает из самой сути её возникновения. Любой порядок предполагает нормы обязательные для всех, иначе возникнут хаос и анархия, в условиях которых общественная жизнь вообще невозможна. В социальной сфере эти нормы устанавливаются на основе психологической, «на основе ощущений, представлений, хотений».

На первоначальных этапах развития человеческого общества порядок основывался на нормах вытекающих, по мнению Тихомирова, из некоторых преобладающих желаний, ощущений, представлений, которые свойственны человеку в силу его природы. Вместе с этим естественные физические, интеллектуальные, психические различия между людьми создавали некоторую систему отношений, то есть порядок. Эти стихийно складывающиеся фактические отношения закреплялись в обычаях.

Но людей не может удовлетворить этот уровень порядка, ибо он слишком субъективен, несистематичен, разнообразен. Обычай фиксирует «то, что есть, а не то что должно быть». А между тем у людей, считал Тихомиров, есть врождённая идея того, что «должно быть», то есть идея разумного, высшего порядка. Она приводит людей к идее государства как единственного института, способного в максимальной степени приблизиться к созданию такого порядка.

Тихомиров как человек верующий в Бога и христианский мыслитель видел источником разумной идеи порядка наличие в человеке частицы божественной сущности. Человек, чувствуя в себе эту частицу, ищет её как высшую истину, которую на Руси называли «правдой»: «Человек несомненно ищет именно правды, как бы не был груб и нравственно неразвит. В нём есть неистребимое сознание, как бы воспоминание своего происхождения от некоторой высшей правды, от которой он отдалён чем-то, но к которой стремиться возвратиться, ибо только в подчинении ей, своему нравственному источнику, он чувствует себя самим собой, существом свободным».

По Тихомирову «правда» - это «то, что действительно есть, как основная реальность, в противоположность всякой ошибке, иллюзии или гипотезе. Правда - это главная основная сила, не та, которая случайно, временно получила почему-то преобладание, а та, которая по существу сильнее всех, высшая, основная реальность...».

Вопрос о том, что же такое правда, решается людьми, по мнению Тихомирова, в двух направлениях. Во-первых, люди отвечают на вопрос - что такое высшая реальность вообще, - и ищут на него ответ в различных религиозных системах. Во-вторых, поиск ведётся и в сфере общественной - что является высшей реальностью, силой в земной человеческой среде. Исторически на второй вопрос люди, по мнению Тихомирова, отвечают трояко.

В некоторых случаях в «качестве высшей политической реальности» люди принимают грубую силу, которая может выражаться физически, материально, количественно и не содержит в себе рациональных или нравственных критериев.

В других случаях отдают предпочтение не количеству силы, а её качеству. Тогда в политической сфере приоритет отдаётся этим качественным, «героическим» силам.

И, наконец, иногда люди в социальной, политической сфере видят высшую реальность в нравственности: «... люди находят, что ни количественная, ни качественная сила не составляет высшей, что есть нечто глубже, непреоборимее их, с чем они, желая или не желая, принуждены в конце концов сообразовываться и что, наоборот, само ни с чем, кроме себя, не сообразуется: это именно некоторый нравственный закон, сила нравственного закона. Тогда люди признают высшей реальностью этот закон и в твёрдой надежде на него решаются подчинить ему и количественную и качественную силу своего общества».

Выбор того или иного ответа, по Тихомирову, зависит более всего от нравственного состояния народа. На протяжении своей исторической жизни нация может выбирать разные решения рассматриваемого вопроса.

В зависимости от решения создаются и различные типы, принципы верховной власти, которая создаёт тот разумный порядок, идея которого имманентна людям. Таким образом государство может строиться на трёх принципах верховной власти: монархическом, аристократическом и демократическом. Таким образом, форма правления, по мнению Л.А. Тихомирова зависит от «нравственно-психологического состояния нации». При этом он не исключал влияние и факторов экономических, социальных, политических и др., но считал, что они действуют опосредовано, путём формирования «нравственно-психологической состояния нации», которое и является непосредственной причиной, основой принятия той или иной формы правления.

Само государство Тихомиров определял как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью». Исходя из этого он выделял два необходимых элемента государства: «1. Союз людей, расслоенных по социальным группам; 2. Верховную власть». При этом, задача политики состоит в сохранении «между этими элементами должного, то есть естественного по природе их отношения», другими словами, главное - это обеспечить соответствие принципа верховной власти нравственному и сознательному состоянию народа.

Наряду с двумя обозначенными необходимыми элементами государства Тихомиров выделял третий - правительство как организация системы управления (чаще для обозначения правительства он использовал термин «управительная власть»). Из этого вытекает очень важный и подробно рассмотренный Тихомировым вопрос о соотношении верховной власти и правительства. Он выступал категорически против отождествления этих явлений. Это отождествление, на его взгляд - продукт революционной эпохи XVIII-XIX веков, когда мыслители, исходя из практической потребности удовлетворить властолюбие масс объявили о принципиально новой государственности, в которой подданные осуществляют контроль над правительством, понимаемым как Верховная власть. Для обеспечения этого контроля, новая наука создаёт «теорию разделения властей», которая гласит, что в современном государстве функции верховной власти распределены во избежание злоупотреблений между различными органами, а не сосредоточены в одном лице. Единство же этой власти в соответствии с теорией достигается в совокупном действии различных органов по принятию закона как единой государственной воли. Здесь налицо противоречие - если власть верховна, то она не терпит над собой никакого контроля, иначе контролирующий орган и есть верховная власть.

Точнее, подобный взгляд Тихомиров считает результатом «либерального» компромисса между революционной идеей и практическим здравым смыслом». Крупнейший теоретик революционной идеи Жан Жак Руссо утверждал, что власть суверена неотчуждаема и неделима. Добавим, что Руссо предполагал, что в результате грядущей революции сувереном вместо единоличного монарха станет весь народ, но сама верховная власть сохранит свой характер единой и неделимой. Но идеологи нового порядка, страшась разрушительной силы созданной революциями охлократии, для её ограничения создают искусственную конструкцию верховной власти, которая, как отмечал Л.А. Тихомиров, в результате страдает нелогичностью.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Понятие личности, ее структура и интегративное качество в трактовке А. Баама
Мифы русской идеи
Традиции школы всеединства в России
Основные идеи философии всеединства Вл. Соловьёва
Немецкая классическая философия: Кант, Фейербах, Гегель и другие представители
Вернуться к списку публикаций