2012-01-28 19:56:32
ГлавнаяФилософия — Монархические идеи Л.А. Тихомирова



Монархические идеи Л.А. Тихомирова


Жизнь, творчество и методология исследования Л.А. Тихомирова.

Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) - выдающийся русский мыслитель, идеолог так называемого «творческого традиционализма», автор широко известной «Монархической государственности». Судьба его была поистине удивительна. Родился он 19 января 1852 г. в Геленджике, в семье врача. В тот период, особенно в пореформенное время либеральная идеология прочно занимала значительное место в умах образованного слоя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Л.А. Тихомиров уже в гимназии увлекся революционными идеями. Для его поколения это было самым обычным делом, ибо реакционность самодержавия и прогрессивность либерализма казались для очень многим очевидными. Впоследствии Тихомиров называл своё поколение, выросшее под влиянием этих идей, «обречённым»: «Повторяю, то было несчастное, обречённое поколение, как будто нарочно какой-то таинственной силой систематически отрезываемое ото всего, что могло спасти его от гибели». После окончания в 1870 году Керченской гимназии с золотой медалью Лев Тихомиров поступает на юридический факультет Московского университета. К этому времени он уже основательно проникся республиканскими идеалами. Через два года юноша становится членом революционных кружков, занимается пропагандой, и уже в ноябре 1873 года его арестовывают. Его дело проходит по процессу участников знаменитого «хождения в народ» и заканчивается четырёхлетним заключением в Петропавловской крепости. После освобождения в январе 1978 года Л. Тихомиров продолжает свою революционную деятельность, участвуя в работе известной «Земли и воли». В 1879 году происходит раскол этой организации на радикальную «Народную волю» и более умеренный «Чёрный передел». Тихомиров входит в «Народную волю», становится членом её Исполнительного комитета и Распорядительной комиссии, он является основным идеологом и главный редактором партийных изданий. Надо заметить, что хотя впоследствии, ещё будучи членом «Народной воли», Л.А. Тихомиров активно боролся с использовавшейся её участниками тактикой террора, в начале её существования он одобряет идею цареубийства.

После того как народовольцы реализовали свой страшный план убийства Александра II и последовавшего за этим разгрома организации, дабы избежать ареста, Тихомиров бежит за границу. В эмиграции он продолжает свою революционную деятельность, занимаясь с 1883 года вместе с П.Л. Лавровым издательством «Вестника народной воли», но вскоре отходит от этих дел. Затем происходит казалось бы невозможное - в 1888 году Тихомиров в Париже выпускает брошюру с красноречивым названием «Почему я перестал быть революционером», в которой один из вчерашних лидеров русского радикализма развенчивает революционные идеи, считая их не только бесполезными, но и опасными для России.

Получив Высочайшее помилование, Л.А. Тихомиров уже в январе 1890 года возвращается в Россию. И всю оставшуюся жизнь вплоть до своей смерти в 1923 году он проповедует консервативную идею («творческий традиционализм»), являясь одним из самых дееспособных сторонников православия и самодержавия.

Подобный шаг явился следствием того, что Тихомиров на своём опыте, на опыте бесплодных метаний своего поколения, наблюдая жизнь буржуазной Европы, убедился, что революционные идеи - это европейская болезнь, не имеющая прямого отношения к России. Кроме того, по воспоминаниям самого Тихомирова его отец, сам убеждённый монархист сумел и в нём заложить здоровый государственный инстинкт, «зародыши монархических симпатий». Тихомиров писал в своей брошюре: «Но самое главное вот что: в мечтах о революции есть две стороны. Одного прельщает больше сторона разрушительная, другого - построение нового. Эта вторая задача издавна преобладала во мне над первой. ... Напомню только просто, что вполне сложившиеся идеи общественного порядка и твёрдой государственной власти издавна отличали меня в революционной среде; никогда я не забывал русских национальных интересов и всегда бы сложил голову за единство и целостность России».

Долгое время Л.А. Тихомиров занимался публицистикой: с сентября 1890 г. он является штатным сотрудником, а в 1909-1913 гг. издателем и редактором известной монархической газеты «Московские ведомости»; в 1892-1897 гг. печатает более ста статей, заметок в журнале «Русское обозрение». Но он не замыкается на журналистской работе: в 1906 г. он деятельный частник Предсоборного присутствия, готовившего Поместный Собор Русской Православной Церкви; в период с 1907 по 1911 г. Л.А. Тихомиров работает советником премьер-министра П.А. Столыпина по рабочему вопросу, получает чин действительного тайного советника.

Уже очень скоро по возвращению бывший революционер-народник Л.А. Тихомиров становится одним из самых блестящих критиков демократического принципа власти. Посвященные этому такие его работы как «Начало и концы. Либералы и террористы» (1890), «Социальные миражи современности» (1891), «Борьба века» (1895), «Демократия либеральная и социальная» (1896) стали классическими. Тихомиров также вскоре стал наиболее глубоким и тонким исследователем монархической формы правления. Он посвятил монархии большое количество журнальных и газетных статей. Квинтэссенцией его монархических идей становится «Монархическая государственность» - «труд совершенно уникальный в отечественной (да, вероятно, и в мировой) социально-политической мысли».

В 1914 году Лев Александрович прекращает свою общественную деятельность и до своей смерти в Сергиевом Посаде 10 октября 1923 года занимается, в основном, вопросами философии истории и богословия. Его наиболее крупными и очень мало известными широкому кругу читателей являются произведения «Апокалипсическое учение о судьбах мира» и «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)».

Один раз став на путь отстаивания самодержавия и православия Лев Александрович Тихомиров шёл по нему до самого своего конца.

В своих исследованиях Тихомиров опирался, в первую очередь, на идеи таких блестящих представителей консервативного крыла русской политической мысли XIX - начала XX веков как А.С. и Д.А. Хомяковы, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, М.Н. Катков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев и др.

Методологической базой творчества Л.А. Тихомирова являлся идеалистический подход. Здесь, безусловно, огромное влияние оказало православие. В своих исследованиях он исходил из несомненной первичности духовного начала - Бога, а отсюда и человеческого сознания, психики с его законами, нравственности, - по сравнению с материальными условиями жизни. Отправной точкой изучения государственно-правовых явлений у Тихомирова является факт присутствия в человеке духа, который в него вдохнул Бог, поэтому в человеке «есть неистребимое сознание, как бы воспоминание своего происхождения от некоторой высшей правды, от которой он отдалён чем-то, но к которой стремиться возвратиться, ибо только в подчинении ей, своему нравственному источнику, он чувствует себя самим собой, существом свободным». И источник нравственности он видел не в условиях жизни человека, хотя её влияние бесспорно, а в той же «высшей правде», в Боге. Именно признание первичности духовного начала позволило Тихомирову установить в качестве наиболее важных основ монархии религию, нравственность и политическую сознательность.

Важным методологическим инструментом рассмотрения общественных отношений, в том числе и феномена государственности, является у Тихомирова их выведение из законов психологии и кооперации. По его мнению, «законы общественности суть ничто иное, как законы кооперации чувств, хотений и представлений особей, вступающих в общественное между собой взаимодействие». Любая кооперация предполагает некую упорядоченность, что предполагает «некоторую направляющую силу, другими словами власть». Естественно, что власть как атрибут общественной кооперации определяется законами психологии. Этот один из отправных пунктов является в дальнейшем очень важным для определения особенностей самодержавной власти. Здесь очевидно влияние популярной в XIX веке социологии, а также органической теории. Недаром в начале «Монархической государственности» Тихомиров прямо ссылается на Альфреда Фулье, сторонника органической школы в социологии, написавшего несколько работ по психологии народов.

Широко использован Тихомировым в процессе изучения монархической государственности исторический метод. Феномен монархии рассматривается им как явление развивающееся, изменяющееся во времени. Монархия предстаёт у него как сложная система политических, религиозных нравственных отношений, различных органов и институтов, при этом Тихомиров устанавливает определённые законы перехода этой системы от одного состояния к другому (например: бюрократизация государственного аппарата ведёт к абсолютизму, абсолютизм - к демократии).

Очень активно Л.А. Тихомиров применял также такую разновидность исторического метода как сравнительно-исторический метод, который в XIX веке стал общепризнанным. Изучая государственность Древнего Рима, Византии, западноевропейских государств, России он выявлял общее и особенное в их монархических институтах, этапы развития этих институтов, и на этой основе пытался установит тенденции в развитии российского самодержавия.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Глобализация в контексте концепции устойчивого развития
Организационный подход А.А. Богданова в контексте развития современных системных исследований
Обоснование морали в британской философии «морального чувства» как объект критической философии И. Канта
Софиология во всеединстве Вл. Соловьева
Эмпириомонизм как философское основание тектологии А.А. Богданова
Вернуться к списку публикаций