2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


Стремление промышленных и торговых предприятий любой ценой выжить в тяжелых экономических условиях привело к возникновению ряда форм розничной реализации строительных товаров. Сейчас розничной торговлей занимаются практически все участники товародвижения: промышленные предприятия, оптовая торговля, другие посреднические организации. К примеру, деревообрабатывающий комбинат, промкомбинат и ремонтно-монтажный комбинат Саратовского ОПС создали совместно сеть магазинов по торговле своей продукцией. Занятие оптового предприятия не свойственной его основному профилю деятельностью, расходы на организацию розничных торговых предприятий не всегда можно признать оправданными. Перспективным, на наш взгляд, является создание на имеющейся материально-технической базе торгово-производственных и оптово-розничных объединений и фирм. Это позволит укрепить финансовое положение участвующих сторон, уменьшить издержки обращения, успешно противостоять конкурентам, грамотно сформировать ассортимент реализуемых товаров, систему дополнительных услуг и др. Организационно-правовая структура таких объединений может быть различной и уже рассматривалась выше.

Необходимость максимальной экономии средств торговыми предприятиями обусловила интенсивное развитие ряда новых форм обслуживания покупателей. К ним можно отнести продажу товаров по каталогам, предварительным заказам и заявкам. Применение таких форм обслуживания нашло широкое применение при организации торговли строительными материалами в сельской местности, где нет необходимых условий для поддержания необходимых товарных запасов в розничной торговой сети. Прогрессивной является организации торговли строительными материалами с полным комплексом услуг от реализации товаров до строительства объектов и сдачи их заказчиками.

Торговля по заказам позволяет розничным торговым предприятиям значительно сократить издержки по доставке и хранению товаров, что крайне важно в нынешних сложных экономических условиях.

Изложенные направления развития и совершенствования оптовой и розничной торговли потребительской кооперации в целом и торговли строительными материалами в частности, будут способствовать, по нашему мнению, ее выживанию и органичному врастанию в систему рыночных отношений, позволят им успешно функционировать и развиваться в новых экономических условиях.

Развитие системы маркетинговых мероприятий и коммерческой работы по закупке и продаже строительных материалов.

Сложившееся кризисное состояние в потребительской кооперации в определенной степени объясняется неумением эффективно применять систему маркетинговых мероприятий и коммерческой работы по закупке и продаже товаров. Чем больше нестабильности во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий потребительских обществ, тем больше внимания следует уделять разработке стратегий рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

Коммерческую работу по оптовым закупкам товаров условно можно разделить на следующие этапы:

- изучение и прогнозирование спроса покупателей на определенные группы товаров;

- выявление и изучение выгодных поставщиков данных товаров;

- организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров;

- организация закупки товаров у производителей на товарных биржах, аукционах и др.

- организация учета и контроля за оптовыми закупками.

Успешное осуществление коммерческой работы невозможно без использования маркетинговых методов исследования рынка, с помощью которых получается информация о состоянии и динамике спроса на товары, о потребностях покупателей, о емкости рынка на определенные товары, о ценах, о наличии конкурентов и др.

Важнейшим условием успешной коммерческой работы по закупкам товаров является изучение и прогнозирование покупательского спроса на основе выявления потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Современный маркетинг выработал набор средств изучения и прогнозирования покупательского спроса. Известный американский специалист по маркетингу Филипп Котлер «спрос» трактует как понятие «запрос». Он пишет, что «запрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью». «Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов».

Таким образом, покупательский спрос и потребности - неравнозначные понятия, они отличаются друг от друга количественно и качественно.

В общем проявлении потребности выступают как нужда человека в пище, одежде, жилище, предметах домашнего обихода и т.д. Спрос характеризует лишь те потребности, которые обеспечены соответствующим денежным эквивалентом.

Вместе с тем спрос - это не просто сумма денежных средств населения, которая направляется на покупку товаров, но и выражение требований покупателей к потребительной стоимости товаров. Ведь спрос предъявляется не на все товары вообще, а на товары с определенными потребительскими признаками и свойствами.

В этой связи спрос можно представить как совокупность трех моментов:

спрос - это потребность;

спрос - это не вся потребность, а платежеспособная потребность;

спрос - это платежеспособная потребность в конкретных товарах.

Покупательский спрос на потребительские товары формируется как результат воздействия многочисленных факторов. В ходе экономико-статистического анализа покупательского спроса необходимо выявить ряд общих и специфических условий, определяющих процесс его формирования и развития. К общим условиям относятся экономические, социальные, демографические, национальные, климатические и т.д. Среди экономических условий наибольшее значение имеют общественное производство, денежные доходы, уровень и соотношение розничных цен. При этом основная роль принадлежит производству, так как от степени развития его зависит, с одной стороны, размер денежных доходов населения, а значит и платежеспособность спроса, а с другой стороны, именно в производстве создаются материальные возможности снижения затрат на выпуск товаров, а значит и снижения цен на эти товары. Кроме того, с возникновением в процессе производства новых товаров на потребительском рынке возникают потребности и соответственно спрос.

Общественное производство на современном этапе характеризуется всеобщим спадом (см. табл. 1.), что негативно влияет на платежеспособный спрос населения, его денежные доходы, уровень цен на товары и т.д.


Таблица 1.

Динамика промышленного производства в 1990-1996 годах.

(%)


Отрасли

1990 г.

1996 г.

Цветная металлургия

100

81

Черная металлургия

100

67

Химическая и нефтехимическая промышленности

100

42

Лесная и деревообрабатывающая промышленности

100

32

Промышленность строительных материалов

100

28

Источник: «Экономика и жизнь» № 3 1997 г.


Формирование спроса на строительные материалы под воздействием перечисленных выше общих факторов (экономических, социальных, демографических и т.д.) уже рассматривалось, но наряду с общими факторами имеются сугубо специфические, которые влияют на спрос только на вполне определенные товары и группы товаров, что связано, как правило, с особенностями потребительских свойств отдельных товаров.

В основном это относится к товарам длительного пользования, таким как мебель, сложная бытовая техника, строительные материалы и др. Особенностями данных видов товаров является то, что потребление их существенно разделено во времени и они в основном предназначены для совместного семейного пользования. Это приводит к накоплению их у населения, повышению уровня обеспеченности данными товарами, что существенно влияет на размеры спроса на них. В этой связи, крайне важно знать уровень фактической обеспеченности населения строительными материалами. Это можно рассчитать, используя данные торговой статистики. На основе данных о продаже отдельных групп строительных товаров и сроков службы рассчитывается наличие их у населения на тот или иной год. В общем виде это можно записать в виде формулы:

Формула

Расшифровка формулы



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Застарелые болезни управления - препятствие на пути реформ
Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
Мероприятия по выведению предприятия из кризиса
Аттестация государственного (муниципального) служащего
Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия
Вернуться к списку публикаций